СОЗДАНИЕ АЛГОРИТМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА


1615440121666000 3013710102616000
685800304800000Тема исследовательской работы по литературе:
СОЗДАНИЕ АЛГОРИТМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО текста





Оглавление
1. Введение. Комплексный анализ художественного текста.
2. Цели, задачи и методы исследования.
3.Созданный алгоритм для комплексного анализа текста.
4.Комплексный анализ поэтического текста с применением алгоритма.
5. Комплексный анализ прозаического текста с применением алгоритма.
6. Анализ поэтического текста в форме эссе.
7. Анализ прозаического текста в форме эссе.
8. Сравнительный анализ поэтических текстов.
9. Анализ драматического текста в форме эссе.
10.Заключение.
11. Список литературы.


1.ВВЕДЕНИЕ.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Комплексный, или целостный, анализ художественного текста предполагает рассмотрение сложно организованного единства текстовой структуры, поскольку в художественном произведении «его тема не существует отвлеченно, независимо от средства языкового выражения, а осуществляется в слове и подчиняется тем же законам художественного построения, как и поэтическое слово» (В.М. Жирмунский). При этом «…все значимые элементы произведения не могут рассматриваться как заранее готовые детали: каждый из них обретает свою смысловую определенность и художественную значимость лишь в процессе развертывания целостного художественного мира как один из образующих его моментов» (М.М. Гиршман).
Ю.М. Лотман выделял в непоэтическом произведении два типа языковых элементов:
1. Структурно-значимые элементы, относящиеся к языку, и их варианты, расположенные на уровне речи. Эти последние собственного значения не имеют и обретают его лишь в результате соотнесения с определенными инвариантными единицами языкового уровня.
2. В пределах языкового уровня различаются элементы, имеющие семантическое значение, т.е. соотносимые с какой-либо внеязыковой реальностью, и формальные, т.е. имеющие только внутриязыковое (например, грамматическое) значение.
В художественном произведении любые элементы речевого уровня могут возводиться в ранг значимых, а элементы, являющиеся в языке формальными, могут приобретать семантический характер, получая дополнительные значения.
Исходя из этого, адекватное истолкование (понимание) любого текста, а особенно художественного, возможно только в случае его целостного восприятия. Научиться целостному восприятию текста можно только путем анализа речевых произведений.
Текст можно анализировать с разных позиций, опираясь на различные методики. Ниже предлагается примерный план и образец комплексного анализа текста. План (схема) включает несколько блоков: литературоведческий, лингвистический (в том числе лингво-исторический), стилистический, риторический.
Необходимо помнить, что предлагаемый план является лишь одним из возможных путей анализа текста, кроме того, ни в какой схеме невозможно учесть особенностей конкретного произведения. Анализировать текст можно строго по плану (в этом случае анализ будет несколько формализованным), но можно использовать схему как «реестр» необходимых составляющих анализа – все будет зависеть от конкретного произведения, от Вашего личностного восприятия.
Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу.
2.ТЕЗИСЫ:
Данная работа посвящена комплексному анализу художественного текста и созданию алгоритма, необходимого для упорядочения анализа. Работа включает исследования, самостоятельную практическую деятельность по анализу текста.
Проблемный вопрос: действительно ли алгоритм дает возможность успешно анализировать художественные тексты?
Цель работы: создать алгоритм для комплексного анализа художественных текстов.
Задачи:
- составить план-схему анализа для прозаического и поэтического текстов;- дать пояснение о каждом пункте плана;
-добиться понимания того, что на основе признаков составляется комплексный анализ любого художественного текста;
-провести целостную работу по художественным текстам.
Метод: аналитический
Актуальность исследовательской работы.
Практическая ценность работы на сегодняшний день состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для подготовки к ЕГЭ.
3.Созданный алгоритм для комплексного анализа текста:
1. Стилистический анализ (для текстов газетно-публицистического, официально-делового и научного стилей)
а) сфера создания и применения текста;
б) форма изложения текста;
в) назначение текста;
г) стиль текста и его разновидность (показать приметы стиля).
2. Общий идейно-жанровый анализ
а) внетекстовые связи (аллюзии с реальными фактами, другими текстами и под.).
б) творческая история произведения (дата написания, текстология); место произведения в творческой эволюции писателя (поэта); историко-литературный, бытовой контекст; реально-биографический комментарий (дополнительно – история критических оценок).
в) идейно-тематическое содержание; пафос;
г) специфика жанровой формы.
д) семантика (символика) названия, его связь с основной идеей.
3. Композиция произведения
поэтического
а) повторы, контрасты, оппозиции; типы композиции;
б) сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению);
в) лирический герой; речевой субъект и адресат лирики;
г) формы речевой коммуникации (диалог, монолог);
д) ритмика и метрика.
прозаического
а) композиционные приемы (повтор, монтаж и др.); опорные «точки» композиции; структурно-смысловое деление текста (главы, абзацы, сложные синтаксические целые);
в) ритм, темп, тон, интонация повествования;
г) функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение);
д) система образов; речь героев; портрет;
е) художественная деталь (внешняя, психологическая, деталь-символ); функциональная деталь; подробность; пейзаж; интерьер;
ж) роль подтекста и интертекстуальные связи.
4. Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
а) фоника, звуковая структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, паронимическая аттракция и др.), эвфония (благозвучие) – для поэтического текста;
б) лексический уровень: ключевые слова, тропы;
в) морфологический уровень: частотность определенной части речи использование местоимений, видо-временная соотнесенность глагольных форм и др;.г) синтаксический уровень: фигуры речи;
д) историко-лингвистическое комментирование текста.
4. Комплексный анализ поэтического текста с применением алгоритма.
Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной…»
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Общий идейно-жанровый анализ.
Стихотворение написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами (Гейне, Шиллер и т. д.), поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями.
С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Таким образом, тема стихотворения – ночная жизнь души человека. Заявленная тема характеризует все творчество Тютчева.
Тема стихотворения обусловливает его жанровую форму – философская поэтическая зарисовка (жанр философской лирики). Идейно-тематическое содержание стихотворения не задано в названии, которое было бы в какой-то степени ограничивающей рамкой.
Композиция произведения.
Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста.
Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека – это основные словесные образы стихотворения. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, «днем и ночью». Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая – над его мыслями.
Герои увлечены волшебством ночи, которая «нудит и просит». В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их. Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. «Глубокое небо» и «Пылающая бездна» –полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.
Стихотворение написано ямбом, который, однако, строго поэтом не выдерживается: здесь есть облегченные стопы: Настанет ночь – и звучными волнами (_о/_о/_о/ _ _ /_о_), многие строки заканчиваются амфибрахием: Прилив растет и быстро нас уносит (_о/_о/_о/_о/ _о_); Небесный свод, горящий славой звездной (_о/_о/_о/_о/ _о_).
Ритм также четко не выдерживается: неравномерное чередование ударных и безударных слогов в некоторых строках, различное количество слогов в строке (от восьми до одиннадцати) создает «волнообразный» ритм и буквально рисует картину «звучными волнами» настающей ночи.
Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
Повтор в первой строфе ударного гласного А (Как океАн объемлет шАр земной, / ЗемнАя жизнь кругом объЯта снАми; / НастАнет ночь – и звучными волнАми / Стихия бьет о берег свой) помогает нарисовать картину всеохватности, беспредельности ночи.
Быстроту, с которой ночь захватывает в свой плен человека, помогает выразить повтор согласного Р во второй строфе, а в третьей строфе, напротив, повтор плавного Л зримо рисует образ беспредельного влияния ночи, которой герои поддаются и за которой уплывают.
Все стихотворение, по сути, представляет собой развернутую метафору: «ночь – океан». Словесный ряд обусловлен этой метафорой: рисуется ночь, создаётся образ природной стихии. Стихотворение начинается и заканчивается синонимичными глаголом объемлет и причастием окружены, что позволяет передать всеохватность ночной стихии.
В стихотворении употреблены архаизмы: фонетический архаизм глас – он не только сохраняет ритм стиха, но и придаёт стихотворению торжественность, а также семантический архаизм нудит – ʻзаставляет что-л. делать, принуждает.
5. Комплексный анализ прозаического текста с применением алгоритма.
Александр Генис. «Довлатов и окрестности». (отрывок)
Набоков пишет, что Гоголь сам создавал своих читателей. Довлатову читателей создала советская власть. Сергей стал голосом того поколения, на котором она кончилась. Не удивительно, что оно и признало его первым.
Моложе меня в эмигрантской литературе тогда никого не было, а те, кто постарше, от Довлатова кривились. Особенно недоумевали слависты – им было слишком просто.
Сергей, в отличие от авангардистов, нарушал норму без скандала. Он не поднимал, а опускал планку. Считалось, что Довлатов работает на грани фола: еще чуть-чуть, и он вывалится из литературы на эстраду. В его сочинениях ощущался дефицит значительности, с которым критикам было труднее примириться, чем читателям.
Даже такие восторженные поклонники, как мы, напечатали в «Новом американце», что Довлатову авансом досталась любовь читателей, которые после очаровательных пустяков ждут от него вещи толстой и важной. Озадаченный этой «толстой вещью» Сергей спросил, не подумают ли подписчики, что речь идет о чем-то неприличным.
В рассказах Довлатова не было ничего важного. Кроме самой жизни, разумеется, которая простодушно открывалась читателю во всей своей наготе. Не прикрытая ни умыслом, ни целью, она шокировала тем, что не оправдывалась. Персонажи Довлатова жили не хорошо, не плохо, а как могли: вину за это автор не спихивал даже на режим.
Советская власть, привыкшая отвечать не только за свои, но и за наши грехи, у Довлатова незаметно стушевывалась. Власть занимала ту зону бедствий, от которой нельзя избавиться, ибо она была непременным условием существования.
Не то, чтобы Довлатов примирялся с советскими безобразиями. Просто он не верил в возможность улучшить человеческую ситуацию. Изображая советскую власть как национальную форму абсурда, Сергей не отдавал ей предпочтения перед остальными его разновидностями. Довлатов показал, что абсурдна не только советская, а любая жизнь. Вместе с прилагательным исчезало ощущение исключительности нашей судьбы.
Режим – это форма нашего существования, а не чужого правления. Он внутри, а не снаружи. Ему негде быть, кроме как в нас, а значит, с ним ничего не поделаешь.
В мире Довлатова нет бездушных принципов, но полно беспринципных душ.
Герои Довлатова лишены общего идейного знаменателя. Личные мотивы у них всегда превалируют над общественным интересом: его мать ненавидит Сталина из-за того, что он грузин, а дядя идет на войну, потому что и в мирное время любил подраться.
Довлатов деконцептуализировал советскую власть. Собственно, он сказал то, о чем все уже знали: идеи, на которой стояла страна, больше не существует. К этому он добавил кое-что еще: никакой другой идеи тоже нет, потому что идей нет вовсе.
Осознание этого обстоятельства и отличает последнее советское поколение от предпоследнего. Одни противопоставляли верные идеи ложным, другие не верят в существование идей.
Падение всякой империи упраздняет тот универсальный принцип, который ее объединял, оправдывал и позволял с нею бороться. Освобожденная от плана реальность становится слишком многообразной, чтобы ее можно было объяснить – только описать.
Сырая жизнь требует непредвзятого взгляда. Идеологию истолковывают, на жизнь смотрят, желательно – в упор. Писатели предыдущего поколения говорили о том, как идеи меняют мир. Довлатов писал о том, как идеи не меняют мир – и идей нет, и меняться нечему.

Общий идейно - жанровый анализ.
Александр Александович Генис – русский эмигрант, который уехал в США в молодом возрасте и профессионально сложился вдали от родины. До отъезда в Америку он закончил филологический факультет Латвийского университета. Сфера интересов писателя связана с русской литературой XIX- XX вв. и современной культурой. Гуманитарная проза писателя и публициста «третьей волны» русской эмиграции А. Гениса включает несколько произведений, среди которых роман «Довлатов и другие».
Этот отрывок из романа, как и весь роман, ведётся в свободном исполнении автора, основой послужили личные воспоминания и ощущения А. Гениса от общения с писателем Сергеем Донатовичем Довлатовым, с эмигрантским изданием которого он сотрудничал в течение нескольких лет. Газета Сергея Довлатова «Новый американец» стала платформой для профессионального общения А.Гениса и С. Довлатова в эмигрантской среде.
Александр Генис придерживается точки зрения, что именно провинциалы, "люди из окрестности" в гораздо большей степени отразили жизнь российского общества последней трети ХХ века, чем люди успешные и известные.
Тема главы из романа – это жизнь Довлатова на фоне советской действительности. А. Генис свободно трактует события советской истории и описывает внешнюю и внутреннюю грани творчества известного писателя и журналиста Сергея Довлатова. Автор показывает бытие писательского таланта Довлатова, его отношение к власти вообще и к советской власти в частности.
Генис исходит из того, что "идей нет вовсе". Последнее убеждение, легко вводимое в контекст поструктуралистской философии и эстетики, у Гениса мотивировано скорее психологически, чем философски. Принципиальная безыдейность, точнее, трезвое понимание фиктивности всех и любых идеологических построений, по Генису, становится жизненным принципом "последнего советского поколения", к которому он причисляет и себя, поколения, голосом которого стал Довлатов.
Филологический роман можно считать авторским синтетическим жанром А. Гениса, поскольку он включает формальные признаки автобиографии, дневниково - мемуарной публицистики, научной монографии, эссе. И выбор Сергея Довлатова в качестве главного героя повествования обусловлен, прежде всего, субъективными обстоятельствами - личная дружба, совместные творческие проекты, корпоративные интересы и т.д. Кстати сказать, сам Довлатов дебютировал в печати именно мемуарами.
Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
Лексический уровень.
Метафоры: «Гоголь сам создавал своих читателей», «Сергей стал голосом того поколения», «от Довлатова кривились», «авансом досталась любовь читателей», «он вывалится из литературы на эстраду», «дефицит значительности», «ждут от него вещи толстой и важной»,
«идеи, на которой стояла страна больше не существует».
Развёрнутая метафора: «Кроме самой жизни, разумеется, которая простодушно открывалась читателю во всей своей наготе. Не прикрытая ни умыслом, ни целью, она шокировала тем, что не оправдывалась».
«Герои Довлатова лишены общего идейного знаменателя».
Эпитеты: «очаровательные пустяки», «бездушные принципы», «восторженные поклонники», «сырая жизнь», «непредвзятый взгляд».
антонимы: (моложе - постарше, поднимал - опускал, хорошо - плохо, внутри - снаружи, ненавидит - любит, личные - общественные, верные идеи - ложные идеи, меняют - не меняют). Генис прибегает к сопоставлению: «Писатели предыдущего поколения говорили о том, как идеи меняют мир. Довлатов писал о том, как идеи не меняют мир – и идей нет, и меняться нечему».
Морфологический уровень.
В тексте изобилие глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида употреблены в форме прошедшего времени, что свойственно дневниково- мемуарной публицистике.
Синтаксический уровень.
С целью усиления выразительности в тексте используется инверсия:
«Довлатову читателей создала советская власть».
«В рассказах Довлатова не было ничего важного».
«В мире Довлатова нет бездушных принципов, но полно беспринципных душ».
«Освобожденная от плана реальность становится слишком многообразной, чтобы ее можно было объяснить – только описать».
«Моложе меня в эмигрантской литературе тогда никого не было, а те, кто постарше, от Довлатова кривились».
«К этому он добавил кое-что еще».
Инверсия помогает выделить самые важные слова, отразить стилистическую и эмоциональную окраску речи, тем самым придать фразе новый выразительный оттенок.
Антитеза:
«Набоков пишет, что Гоголь сам создавал своих читателей. Довлатову читателей создала советская власть».
«Одни противопоставляли верные идеи ложным, другие не верят в существование идей».
6.Анализ поэтического текста в форме эссе
К. Бальмонт «Фантазия»
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чём не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье – точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится, – и деревьям что-то мнится,
То, что людям не приснится, никому и никогда…
Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт, критик, переводчик – человек разносторонне одаренный, занимающий в истории отечественной литературы и культуры свое, особенное место. Как многим поэтам «серебряного века», К. Бальмонту было присуще стремление создать нечто единое и цельное из своей жизни и творчества.
Одной из драматических страниц его жизни является попытка самоубийства в марте 1890 г. Процесс физического выздоровления сопровождался возвращением чувства радости жизни. Светлое настроение пронизывает стихотворения сборника «Под северным небом». Именно в него
вошло произведение «Фантазия», написанное в 1894 г. Созданная автором картина спящего зимнего леса представляет собой своеобразную мозаику, складывающуюся из ярких образов или только художественных штрихов, рожденных фантазией поэта. Динамизм описанию зимнего леса придает быстро меняющаяся палитра впечатлений – визуальных («искры лунного сиянья», «яркий блеск луны») и слуховых («слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели», «чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье…»). Повторы разных видов, осуществляя связь фрагментов стихотворения, позволяют поэту создать особое музыкальное звучание произведения. Так, на фонетическом уровне аллитерация шипящих и свистящих согласных звуков (ж-ш-щ-ч; с-з), а также сонорных (л-р-м-н) создает звуковые волны из шепота, вздохов, моления на фоне тишины зимней ночи. Текст стихотворения насыщен лексическими повторами (2 и 3 строфы), в частности, частотны повторы неопределенных и отрицательных местоимений, которые создают неопределенность, недосказанность лирического повествования, глагольных форм, союза «и».
Лес живой: «…Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез»; «[им отрадно почивать]…Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать»; сон
леса легкий и приятный (о чем свидетельствует отбор лексики: «лес покойно дремлет, весь исполнен тайных грез», «в мягкой бархатной постели им отрадно почивать»). Прием олицетворения – центральный в произведении, именно он помогает создать картину живой природы: ветер, метель, деревья – чувствуют, движутся («трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искрится звезда»). Эпитеты: «яркий блеск луны», «тайные грезы», «тихий стон метели», «мягкая бархатная постель», «ветви стройные», «светлый дождь» - помогают создать возвышенные образы, которые дарят читателю ощущение свободы, естественности, стремительности. Основной лирический мотив произведения – чувство спокойной радости, таинственной легкости, рожденной неуловимой игрой фантазии и реальности.
Используя хорей, традиционный стихотворный размер для создания стремительной передачи мыслей и чувств, К. Бальмонт удлиняет строку, делая ее восьмистопной, с цезурой (внутренней паузой), что придает звучанию стиха замедленность, неторопливую размеренность.
Бальмонту, как, пожалуй, никому другому, свойственна способность смешивать многочисленные впечатления и отражать их в полотне лирического текста штрихами мастера-импрессиониста. В основе его художественных образов – отражения переживаний и чувств, а не сама реальность: поэта привлекает не предмет изображения, а те ощущения, которые он вызывает. Стихотворение «Фантазия» в полной мере отражает бальмонтовское восприятие мира и его художественный принцип.
7. Анализ прозаического текста в форме эссе.
(Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
С самого начала своего творчества с «Записок охотника» И.С.Тургенев прославился как мастер пейзажа. Исследуя произведение Тургенева «Отцы и дети», я отметила для себя, что описание природы дано автором не случайно. Так какова же роль пейзажа в романе? Попробуем на некоторых примерах разобраться в этом.
Первый пейзаж в романе, я считаю, несёт на себе определённую социальную нагрузку, служит средством характеристики социальных условий жизни. Тургенев показывает проблемы России в эпоху перед отменой крепостного права в 1861году. Изображение бедности, нищеты («речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…») подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождено это запустение.
Пейзаж часто в романе выступает фоном, связанным с местом и временем действия. Тургеневу, на мой взгляд, очень удалось передать картину летнего утра (гл.XXIV). Для создания лирической картины писатель использует различные художественные средства: эпитеты («тёмная влажная земля», «свежее утро», «бледно-ясная лазурь»), метафоры: («мелкая роса высыпала, блистала серебром на паутинках»). Этот утренний пейзаж, полный гармонии и покоя, с особой силой подчёркивает нелепость предстоящей дуэли.
Особенно много картин в романе, где пейзаж является формой психологической характеристики. По моему мнению, сцена летней ночи и объяснение Базарова с Одинцовой самая волнующая. В ней пейзаж особенно оттеняет душевное состояние героев. Одинцова просит Базарова: «Отворите это окно. Мне что-то душно». («Базаров встал и толкнул окно… Тёмная мягкая ночь глянула в комнату с своим почти чёрным небом и свежим запахом вольного чистого воздуха»). По-иному природа откликается на окончательный разрыв Базарова и Одинцовой. Порывы ветра словно уносят слова и последние надежды героев.
Пейзаж в романе, особенно в последней главе, является ещё источником философских рассуждений автора. Природа не равнодушна даже к смерти. («...вид печальный»; могила, «до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре»). Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Картины природы в романе, на мой взгляд, это ещё и самостоятельный образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею вечного движения жизни, красоты бытия.
Таким образом, роль пейзажа в романе «Отцы и дети» различна: он имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживания, душевное состояние героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения, своё отношение к природе и героям.
8. Сравнительный анализ поэтических текстов.
Тема любви в русской лирике (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье...» и Ф.И. Тютчев «Я встретил вас - и все былое... »).
Любовная лирика, безусловно, занимает большое место в творчестве многих поэтов. На мой взгляд, лучшими являются творения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» (К***) и Ф.И. Тютчева «Я встретил вас - и все былое…». Эти произведения написаны задушевно, мелодично, искренне. Они наполнены глубоким чувством. Поэты как будто заставляют пережить то, что чувствовали сами. Тематическая близость этих стихотворений очевидна.
Такое сходство, я считаю, определяют, конечно же, похожие события, положенные в основу стихотворений. Пушкин посвятил свое стихотворение Анне Петровне Керн, в которую был недолго, но страстно влюблен. После шести лет разлуки он увидел Керн, когда она гостила у тётки в Тригорском. Неожиданный её приезд всколыхнул угаснувшее и забытое чувство, появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Первая любовь Ф.И. Тютчева - Амалия Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер, вопреки обоюдному влечению, вышла замуж за товарища поэта. Но прошедшее время показало, что оба они не забыли о своём первом большом чувстве и где-то в самом потаённом уголке души берегли о нём самые светлые воспоминания. Тютчев при встрече ощутил полноту жизни, упоение и волнение страсти, любви. («И та ж в душе моей любовь»). А.С. Пушкина посетило это же волнительное чувство. («И жизнь, и слёзы, и любовь»). Эти стихотворения объединяет тема любви.
Оба поэта вспоминают прошедшие годы с глубокой нежностью: «время золотое», «чудное мгновенье». Но если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»). Пушкин обожествляет, изображает женщину как идеал («без божества», «небесные черты»), а героиня Тютчева обладает земными «милыми чертами».
На мой взгляд, стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» более автобиографично, его можно назвать краткой биографией поэта. Тютчев же больше внимания уделяет воспоминаниям о «времени золотом». Для поэтов очень важно было передать чувства, которые они испытывали. Для этого Пушкин использует целых три анафоры. Например, («Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты»). Тютчев чаще применяет риторические восклицания: («И та ж в душе моей любовь!..»). Оба произведения изобилуют различными эпитетами, сравнениями, повторами. В стихотворении же Пушкина употребляются синтаксические переносы, которые придают ему разговорную интонацию. «Шли годы. Бурь порыв мятежный…».
Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и Ф. И. Тютчева “Я встретил вас – и все былое…” позволяют нам увидеть и тематическую близость лирических произведений, и, безусловно, своеобразие поэтического мира каждого художника слова. Каждый из поэтов сохраняет то, что Тургенев назвал «своим голосом», «своими особенными нотами».
9.Анализ драматического текста в форме эссе.
(Своеобразие драматического конфликта в пьесе М. Горького «На дне»).

Сознание людей, выброшенных в результате социальных процессов на дно жизни, становится предметом изображения в драме М. Горького «На дне». Для того чтобы воплотить это на сцене, автору необходимо было найти соответствующий конфликт, в результате которого полно проявились бы противоречия сознания ночлежников, его сильные и слабые стороны. Ведь именно резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.
Да, социальный конфликт представлен в пьесе. Во-первых, это конфликт между хозяевами ночлежки и её обитателями. Но, на мой взгляд, он совсем не развивается, потому что Костылёвы сами не так далеко ушли от обитателей «дна». Во-вторых, каждый из героев когда-то пережил социальный конфликт, в результате которого оказался на «дне» жизни. Но всё это было в прошлом, и потому эти конфликты не становятся основой конфликта драматургического. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся на жизни людей, но не сами эти столкновения.
В пьесе «На дне» присутствует и любовный конфликт (Пепел - Наташа-Костылёвы). Но в драме обязательно все герои должны быть включены в конфликт, а здесь ночлежники здесь лишь сторонние наблюдатели. Любовный конфликт, по моему мнению, тоже не создаёт такой ситуации, которая могла бы лечь в основу конфликта драматургического. Причём оба конфликта (социальный и любовный) внешние. Это лишь фон для развития внутреннего действия, основанного на философском конфликте (Сатин-Лука-ночлежники). Именно внутренний конфликт - основа драматургического действия, где происходит столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В пьесе это философские диалоги о человеке, его сущности, достоинстве, о смысле жизни, совести. Что есть правда? Нужна ли она людям? Можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Философский конфликт является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения и раскрывается не в действиях, а в разговорах. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на «дно», спорят о философских проблемах бытия. Завязкой конфликта оказывается появление Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознание начинается напряжённая работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и всё развитие сюжета концентрируется именно на нём. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Позиция Луки предстаёт в драме очень сложной, и авторское отношение к нему выглядит неоднозначным.
Итак, предметом изображения в пьесе Горького оказывается не только социальные противоречия действительности или возможные пути их разрешения, его интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы, а жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.
10. Заключение
Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.
Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".
Я считаю, самым ценным в работе с текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: зачем? почему? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом текста, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.


11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-Лотман Ю.М., Анализ поэтического текста / О поэтах и поэзии, СПб, «Искусство-СПб», 1996 г., с. 25-26.
- В. Жирмунский. Сравнительное литературоведение и проблема литературных
Влияний. Литературные отношения Востока и Запада..., стр. 156-175.
- Новиков Л А. Художественный текст и его анализ. М., 1983.
- Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988. С. 125—149.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 105—129.
-Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 448 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
-Aлександр Генис. Довлатов и окрестности. Вагриус, 1999
- К. Бальмонт. Эксмо-Пресс. Лирика. М, 2001
- И.С.Тургенев. Отцы и дети. М. 1979 г. Художественная литература. OCR: Zmiy.