Обучение устному счету в коррекционной школе


Обучение устному счету в коррекционной школе
Одним из наиболее востребованных навыков в жизни любого современного человека является навык устного счёта. Удивительно, но сегодня, в эпоху, когда инструменты электронного счёта доступны как никогда, – практически у каждого из нас есть калькулятор, мобильный телефон, компьютер и чтобы сосчитать что бы то ни было, нужно просто нажать несколько кнопок, навыки устного счёта всё так же востребованы. Возможно даже, в повседневной жизни среднестатистического обывателя, умение оперировать числами в уме гораздо важнее умения считать на бумаге. В структуре урока математики устный счёт всегда занимает одно из ведущих мест. Именно упражнения по устному счёту способны помочь привлечь внимание ученика, переключить его на новую тему, повторить уже пройденный материал. Доказано, что устный счёт способствует развитию интеллекта. Для учащихся коррекционных школ характерно особое восприятие, обусловленное незрелой эмоционально-волевой сферой, сниженной работоспособностью и функциональными особенностями психики. Такие дети эмоционально лабильны, имеют слабо развитые волевые качества и неустойчивое внимание. Формирование навыков счёта у таких обучающихся – процесс особый, сложный и длительный. Но главное: эффективное обучение невозможно без искреннего интереса со стороны ученика. В своей работе по обучению устному счёту учителю математики необходимо руководствоваться следующими дефинициями: • Восприятие; • Осмысление; • Запоминание; • Умение; • Применение. В первую очередь необходимо научить ребёнка учиться, помочь ему овладеть общими принципами учебной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Затем можно приступать к обучению аналитическим приёмам: анализ математических фактов, построение гипотез и выводов, обобщений, облачение умозаключений в словесную форму. Заключительный этап: применение полученных знаний и навыков в аналогичной или иной ситуации, в различных практических, жизненных ситуациях, в специально созданных и естественных условиях. Устные вычислительные навыки – это не только устный счёт. Это ещё и задания на сравнение, обобщение, логику. Устный счёт развивает не только математические навыки, он благотворно воздействует также на память, внимание, речь ученика, его логические способности и реакцию. Как правило, устная работа на уроке методически связана с основной темой занятия и имеет проблемный характер. Особенности организации работы по устному счету заключаются в том, что следует постоянно возвращаться к ним в течение урока. То есть, устный счёт пронизывает всё занятие – соединяется с проверкой домашней работы, помогает в закреплении творческого материала, выступает самостоятельными блоками. Упражнения по устному счёту всегда должны соответствовать основной теме урока, отвечать его цели. Можно выделить следующие формы восприятия устного счёта. • Слуховая, когда задание зачитывается учителем или другим учеником. Основная нагрузка при данной форме восприятия идёт на память ребёнка, поэтому данная форма считается наиболее утомительной. Тем не менее, упражнения с восприятием на слух чрезвычайно полезны, поскольку развивают слуховую память. • Зрительная, когда материал воспринимается посредством записей на доске, слайдов, таблиц, плакатов и т.п. Присутствие в задании записей избавляет от необходимости запоминания цифр, но порой даже устный счёт без записи невозможен; • Комбинированная. Каждый учитель математики имеет в арсенале самые разнообразные задания на устный счёт. В практике коррекционной школы хорошо себя зарекомендовала техника «моментального счёта», когда учитель называет несложные примеры, а ученик должен быстро и правильно решить их. Всегда интересны творческие задания, с использованием стихов и жизненных ситуаций. Разнообразие упражнений положительно влияет на активность учащихся, побуждает их стремиться к совершенствованию методик исчисления, искать новые решения.