урок музыки на тему Образ матери в музыке, изобразительном искусстве и литературе

Министерство образования Республики Башкортостан
МБОУ СОШ №22
Кировского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан









Методическая разработка урока музыки
на тему "Образ матери в музыке и живописи"
5 класс







Автор:
учитель музыки
Волочай Алина Николаевна






Тема: Образ матери в музыке и живописи
Художественно – педагогическая идея урока (цель): развивать и формировать музыкальную культуру школьника, передать положительный духовный опыт поколений, собранный в музыкальном и изобразительном искусстве.
Задачи: 1) образовательная – формировать у учащихся интерес и любовь к своему благородному пласту музыкальной культуры – духовной музыке; познакомить с лучшими образцами духовной культуры в музыке и живописи;
2) развивающая – развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкальные способности, певческий голос, интерес и любовь к хоровому пению;
3) воспитательная – воспитание музыкального вкуса, интереса и любви к высокохудожественным образцам музыкального искусства и живописи, желание слушать и исполнять ее.
Музыкальный материал:
Мама – неаполитанская песня в исполнении Робертино Лорети;
Ф.Шуберт Ave, Maria в исполнении Робертино Лорети;
Богородице, Дево, радуйся – фрагмент православной службы
А.Зиннурова Дорогая мама
Литература:
Программа Музыка – сегодня Б.С.Рачина;
Русская музыка в школе Г.П.Сергеева, Г.С.Шмагина
Вариации прекрасного ренессанс А.М.Вачьянц.
Живопись:
Репродукция картины Рафаэля Сикстинская мадонна
Репродукция иконы Ф.Грека Богоматерь Донская
Оборудование:
Фотография Робертино Лорети;
Портрет Ф.Шуберта;
Таблица средства музыкальной выразительности;
Карточки;
Плакат песни.











Ход урока:
Образ матери в музыке и живописи (тема на доске).
Мама – неаполитанская песня в исполнении Робертино Лорети.
- Как вы думаете, ребята, о ком пел тринадцатилетний итальянский певец Робертино Лорети?
- О маме.
- А как вы догадались?
- Слова нам подсказали.
- Конечно, вы совершенно правильно это заметили. Ведь на каких бы языках не звучало слово «мама», оно понятно всем. Это самое нежное, ласковое слово в жизни каждого человека. А на ваш взгляд, какая роль отводится маме в жизни человека?
- В самую трудную минуту мы зовем не кого-нибудь, а маму, почему?
- Да потому, что она – самый близкий человек, который никогда не оттолкнет и не прогонит, а всегда приласкает, успокоит и поможет.
- А любим ли мы наших мам так, как любят они нас?
- Вот давайте и поговорим сегодня о любви мамы и ребенка. Образ матери с младенцем с очень давних пор стоит в центре поклонения людей. К нему обращаются и художники, и музыканты, и поэты.
2. Перед вами репродукция картины итальянского художника Рафаэля «Сикстинская мадонна» - одно из самых прекрасных произведений на земле, восхищаться и удивляться которой не устает человечество вот уже более 500 лет. Рафаэль был счастлив своим творением: он создал самый удивительный образ богоматери Марии, самый удивительный образ Матери.
- Царственно и величественно возвышается она, легко ступая по облакам, и кажется, еще мгновение – она перешагнет рамки картины и ступит на землю. Но это мгновение длится вечно.
- Картина была написана для церкви Святого Сикста, который и изображен слева (отсюда и название «Сикстинская мадонна»). Рука Святого Сикста, протянутая к нам, предупреждает: Ждите, сейчас Она явится, придет. Мария несет своего сына Иисуса в мир, к людям, на муки и смерть ради их спасения.
- Всмотритесь в ее глаза, ее лицо – необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем печаль и тревога за сына. Так смотрят любящие нас мамы.
- Скажите, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, чтобы выразить чувства художника? (задумчивая, ласковая, напевная)
- Все латинские молитвы, обращенные к матери Христа, начинаются словами «Ave, Maria» (Славься, Мария). Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
3. – Австрийский композитор Франц Шуберт написал свою «Ave, Maria» на текст, сочиненный Вальтером Скоттом. Этот сюжет вдохновил и вашу ровесницу, ученицу 5 класса, Наташу Катасоеву:
Висит на стене Рафаэля картина:
Мадонна с младенцем в тревоге за сына.
Внимательно смотрят, думают дети,
В классе ни звука,
Слушают дети «Ave, Maria»,
Голос Лорети,
Самый прекрасный образ на свете.
Что происходит с каждым из нас?
Ты оживил нам Мадонну с картины.
Вот, что ты сделал для нас, Робертино!
(Звучит «Ave, Maria» Франца Шуберта).
- «Ave, Maria» Франца Шуберта – одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Его песни открывают сокровенное в человеческой душе, которое не всегда можно выразить словами.
- Созвучна ли музыка Франца Шуберта и картина Рафаэля?
- Да.
- Давайте подумаем, что же общего в картине Рафаэля и песне Франца Шуберта?
- МЕЛОДИЯ – Как движется мелодическая линия и линия кисти художника? ( непрерывная, плавная, мягкая линия).
- ТЕМП – Что можно сказать о темпе? (неторопливое, спокойное движение музыки и Мадонны на картине).
- ЛАД – А какие краски использует художник и композитор? (чистые, светлые, без кричащих эффектов).
- И изобразительное искусство, и искусство музыкальное каждое своими средствами создают ощущение возвышенного, прекрасного в образе Матери.
- Мы уже упоминали, что «Ave, Maria» - это молитва.
- А что такое молитва?
- Это разговор с Богом, просьба к нему.
- А где можно услышать молитву?
- В церкви, в храмах.
4. – В русской православной церкви тоже есть молитва, обращенная к матери – она называется «Богородице, Дево, радуйся».
- Прозвучит фрагмент этой молитвы, послушайте, как она исполняется у нас в церкви?
(Звучит «Богородице, Дево, радуйся»)
- Как исполняется музыка в церкви?
- Певцами, певчими.
- Какие звучали голоса?
- Мужские.
- А звучат ли с мужскими голосами какие-либо инструменты?
Нет. Издавна в церкви пели только мальчики и юноши, и всегда без сопровождения каких-либо инструментов. Такое пение называется а капелла.
- Человек только словами и пением обращается к Богу, ведь больше ничего для этого не требуется. Важно только, чтобы это обращение было искренним.
- Может быть, вы знаете, как называется особая музыка, исполняемая в церкви?
- Церковная музыка. Духовная музыка.
- Духовная музыка – это музыка, созданная на основе христианских текстов. Это одна из самых возвышенных и благородных областей музыкального наследия.
5. – А вот как изображалась Богоматерь с младенцем на русских иконах. (Феофан Грек Богоматерь Донская).
- И хотя они очень разные, взгляд у обоих – это взгляд любящей матери.
6. – Урок, посвященный маме, хочется закончить на светлой, радостной ноте. Я хочу познакомить вас с песней молодого сибайского композитора Альфии Зиннуровой, которая называется «Дорогая мама»:
Нет прекрасней мамы в мире,
Я люблю ее косу,
Я люблю ее улыбку,
Нежность, ласку, доброту.
Припев:
Мама, мама дорогая,
Я люблю тебя. Родная!
Подарила белый свет
И тебя роднее нет!
(Показ песни. Разучивание по фразам. Вокально-хоровая работа над плавным звуковедением.)
- К каким видам искусства мы сегодня с вами обращались?
- Музыка и живопись.
- О каком прекрасном образе шла речь на уроке?
- Об образе Матери.
- Мы говорили о том, что образ матери и в живописи, и в музыке создает чувство возвышенного, прекрасного, но только каждый по-своему, используя свои средства выразительности. Художник достигает этого с помощью цвета, линий; композитор – звуков, голосов, инструментов.
7. Домашнее задание – найти песни, стихи, иллюстрации, картины о маме.