Урок самопознание Идём дорогою добра 1 класс


Цель: формирование начальных представлений о понятии «доброта».
Задачи:
* формировать стремление быть добрым;
* расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;
* способствовать расширению кругозора детей;
* развивать речь, память, мышление;
* воспитывать доброжелательность;
1. Круг радостиДобрый день! « Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдет очень весело и хорошо.
«Круг радости» с нетерпением ждет вас,
Солнце – я тебя люблю! (Руки поднимаем к солнцу).
Солнце – я тебя молю! (Руки у груди).
Подари мне, солнце, радости, добра!(Руки на уровне плеч).
Подари мне, солнце, света и тепла!(Жест рукой влево, другой рукой вправо).
2.Минутка тишины
Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в сказочную страну ,которая называется «Страна Доброты и Отзывчивости». И отправимся мы в эту сказочную страну по дороге добра.
Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза).Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Дима, Ангелина ,Карина, Серёжа, Маша, Руслан, Лиля, Полина, Владик очень заботливые. Они любят творить добрые дела (пауза). Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.
 Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети!
3. Поговорим•Как вы думаете, что такое доброта?
. Какого человека называют добрым?
. Как можно делать добро?
Учитель подводит итог ответов детей: Творит добро может каждый человек. Он делает это не ожидая ничего взамен. Можно донести сумку пожилому человеку, уступить место в транспорте, защитить слабого, не обижать людей. А ещё кормить птиц зимой, не губить растения, посадить деревце у себя во дворе – это и называется добром. Человек , который делает добрые дела, счастливее всех. Он может радоваться успехам друзей, помогать своим родителям не за очередной подарок, а потому что ему приятно. Делать добро – это здорово! Добрые дела сердце греют. (Цитата урока)
•На ваш взгляд, на что похожа доброта? (Ответы детей).
Доброта – это духовная ценность человека и человечества. На добре и доброте держится мир и согласие в нашей стране, на планете. О том, что нужно быть добрым говорят все люди Земли. Я предлагаю всем вместе, выразительно прочитать стихотворение.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети!
-О чем это стихотворение?
-Какие слова из этого стихотворения стоит запомнить? Почему? (Ответы детей).
- Как вы думаете где живёт доброта?
-Какое сердце можно назвать «золотым»?(чистое, светлое, несущее доброту, дарящее ласку, любящее, идущее на помощь, сверкающее от любви ко всем людям, великодушное, отзывчивое и т.д.) Давайте выясним, что может жить в сердце у человека с красивой душой. (забота, любовь, отзывчивость, , ласка, дружба, ласка, радость, зло, грусть, ненависть, жестокость)1. Из всех названных качеств выберите только те, которые должны /могут жить в сердце человека с красивой душой. наполните ими сердечко. (Все учащиеся выполняют это задание в тетради, а один из учеников может работать с обратной стороны доски. На карточках написаны добрые и злые качества души. Посередине доски нарисовано большое сердце. Ребенок выбирает добрые качества и располагает их внутри сердца. Разбирается, обсуждается каждое качество).•Чем вы заполнили свое сердце?
•Для чего человеку нужна отзывчивость? (Ответы детей).
Когда человек отзывчив, никогда и никого не оставляет в беде, тогда у него много друзей и доброжелателей. Все эти качества делают нашу душу красивее, радостнее, светлее, богаче. Эти сокровища – богатство нашей души. Все эти слова – богатства называют духовными ценностями. Духовные – от слов дух, душа, а ценности – богатства, сокровища.
4. Разминочка «Кто самый добрый?»
•Ребята, как вы считаете, а вы добрые? (Ответы детей).
Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и отзывчивость. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. (на доске цветок, отрывают лепестки, читают ситуацию) Как вы поступите, если:
«Вы услышали плач ребенка во дворе…»
«Ваш друг получил плохую отметку…»
«Ваша мама пришла с работы очень усталая…»
«Ваш дедушка попал в больницу…»
«Вашего товарища обидели…»
«Вы увидели собачку с раненной лапой…»
«Вы видите мальчика с рогаткой…»
«Дети из соседнего двора залезли на черешню, и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды…»
Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков.
«Добрые поступки».
А сейчас, ребята я буду читать стихи. Если это добрый поступок, то — хлопаете в ладоши, если плохой, то — топаете.
1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты —
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты — культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.5.Поиграем.
- Слушая вас, я ещё раз убедилась в том ,что у вас добрые сердца, Фея Доброты прислала нам конверт, в нём лежит волшебное колечко доброты, тот кому попадёт колечко, становится добрее и внимательнее к людям. Все становятся в круг ,руки отведут назад, закроют глаза. Фея будет ходить за вашими спинами и положит кому – нибудь колечко, Затем Фея выйдет в круг и скажет: «Кто на свете всех добрей выходи ко мне скорей!.» Тот у кого в руках колечко входит в центр круга говорит комплимент Фее.(звучит музыка)Последней становится феей учитель.
- Вот и настал черёд мне стать феей, мне очень понравились ваши добрые комплименты и в знак благодарности хочу подарить вам сказку
7. Просмотр мультфильма.(фрагмент мультфильма «Цветик -семецветик» )
- Какой добрый поступок совершила девочка Женя?
- А вы бы смогли поступить так же?
8.Творческая работа.
- Представьте, что добро – это красивый цветок. Перед вами цветок раскрасьте его лепестки цветами радуги.(звучит музыка «Оранжевая песенка», дети самостоятельно работают).
- А теперь подумайте и скажите кому вы подарите этот добрый цветок и что пожелаете.
9. Дом задание: Выучить стихотворение
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
10.Круг «От сердца к сердцу»
Дети! Нам было очень хорошо вместе сегодня. Давайте вспомним, о чем мы говорили на этом уроке «Самопознание»? (Ответы детей).
 Молодцы! Мы действительно говорили о добре и доброте; о том, что каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен быть добрым и отзывчивым. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.
Давайте, дети, дружно возьмемся за руки. Крепко пожмем друг другу ручки. А теперь скажем всему миру от чистого сердца:
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим на радость!
Молодцы! А теперь похлопаем громко в ладоши, чтобы наши слова услышали все люди на планете.
Песня «Маленькая страна»