Разработка повторительно-обобщающего урока по теме Древний мир — Остров неизвестности


Тема: «Остров неизвестности »
Цели мероприятия:
1.Привить интерес к предмету.
2.В занимательной форме познакомить с историческими фактами.
3. Научить обобщать знания, осмысливать материал, анализировать, применять, полученные знания и собственную сообразительность, делать выводы.
4. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение, развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность.
5..Показать целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий в ходе подготовки и проведения урока.
На сцене
Экран.
Декорация острова.
Экзотические растения.
Плакаты с изображением обитателей фауны острова (обезьяна, попугай, черепаха)
Аудиозаписи
Крик чаек
Шум волны
Песня «Последний герой»
Действующие лица
Ведущий
Вождь
Команда аборигенов
Команда туристов
Жюри
Ход мероприятия.
На экране слайд с изображением острова и эпиграфом игры:
Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.
Р. Декарт
звуковое оформление- крик чаек, плеск волн
Голос ведущего: (аудиозапись)
-Раз, а иногда и два раза в год корабль или самолет терпит крушение. И тем хуже для тех, кто волею судьбы оказался или когда-то окажется здесь.
Порой люди думают, что плохо тем, кто попал на необитаемый остров, и даже не могут представить насколько хуже тем, кто оказался на острове обитаемом.
Наш остров оказался не просто обитаем: С незапамятных времен жители этого участка земли отличались умом и сообразительностью, а главное их отличие от других островитян – необъяснимая любовь к истории, прошлому человечества. Каждому, волею судьбы посетившему это чудное место, предстояло пройти ряд испытаний, прежде чем - либо с почетом быть отправленным домой, либо с неменьшими почестями быть «съеденными». И хотя вождь здешнего племени считается человеком цивилизованным и прогрессивным, но традиция есть традиция.
На экране слайд с изображением острова и словами: «Оставь надежду раз сюда попавший, коль истории азов не знавший
Бой барабанов (аудиозапись). Сцена. Вождь. Команда - «Аборигены». Команда - «Туристы».
Ведущий:
- Мы с вами оказались невольными свидетелями старинного ритуала- испытания
«Последний живой». В ритуале принимают участие:
ВОЖДЬ - он же главнокомандующий, он же судья, он же оценивающий. (На экране слайд с фотографией вождя)
Команда аборигенов (на экране слайд с фотографиями членов команды)
Команда туристов (на экране слайд с фотографиями членов команды)
Сообщение правил игры.
Вождь: (обращение к «туристам» )- Раз в год, а иногда по счастливой случайности и два раза…, такие же любители путешествовать как вы, попадают к нам, на наш чудесный остров. И тогда лучшие умы, достойные из достойнейших нашего племени оказывают вам честь, предоставляя возможность вам принять участие в интеллектуальном состязании с ними. Для каждого заготовлен вопрос. Состязаются двое: мой соплеменник и «чужой». Если в интеллектуальной схватке побеждает турист, то мы его с почестями отправляем на «большую» землю. Если же мой соплеменник окажется умнее, сообразительнее, находчивее - не жилец ваш товарищ. Но пусть не думают белые люди, что наш закон суров только по отношению к ним. Моего соплеменника в случае поражения ждет та же участь: быть ему «съеденным». Да пусть знает и учит историю каждый житель этого острова!
Ведущий:
-Над вопросом думает вся команда. Команды выдвигают в каждом конкурсе по одному представителю, которые дают ответ на заданный вопрос. Ответ на вопрос должен быть представлен в письменном варианте. В случае правильного ответа вождь вручает игроку приз и отправляет «домой», в случае неправильного игрока «съедают». После каждого конкурса в любом случае выбывают два человека, по одному из каждой команды.
Игровые действия
Бой барабанов (аудиозапись)
1.Вождь объявляет условие первого конкурса:
- Первый конкурс «SOS»
1. Работа с картой.
Вам даются карты. Задача ваша в том, чтобы разгадать это государство.
2. «Исторические загадки». Трудно найти людей, которые бы не любили загадки, сегодня тоже не обойдётся без них.
1. Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми… (Фараон).
2. Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида).
3. Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил. (Хаммурапи)
Вождь подводит итог первого конкурса (победитель с подарком выбывает из игры, проигравший просто покидает сцену. Конкурс 2 «Остров лжецов»
Вождь:
- На нашем острове живут 100 человек, причем некоторые из них всегда лгут, остальные всегда говорят правду. Я недавно провел опрос: каждому жителю острова задала это задание:
Все они ответили, что согласны с тем, что там написано. Дайте правильный ответ островитянам.
На экране слайд с условием задания + у каждого на листочках.
Ведущий:
- Так же как и в первом конкурсе на выполнение задания отводится некоторое время, готовые ответы представители каждой команды озвучивают и отдают на проверку жюри.
После выполнения задания на экране появляется слайд с правильными ответами.
Вождь оглашает результат.
Конкурс 3. «Интеллектуал»
Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку.
Столица Двуречья ( Вавилон)
Рассказ о богах ( Миф)
Автор самых первых законов ( Хаммурапи)
Пленник, человек без прав и свобод ( Раб)
Рабы, которые сражались на потеху римлян ( Гладиаторы)
Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины ( Колония)
Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)
Первое домашнее животное (Собака).
Осадное орудие, созданное ассирийцами). (Таран)
«Логовище львов», «Город крови» - какой город так называли (Ниневия).
Сплав меди и олова ( Бронза)
Сборы в пользу государства (Налоги)
Конкурс 4 «Конкурс переводчиков»
Вождь: Здесь на остове нам приходится общаться на своём языке. Поговорим?
Вам даны анаграммы. Разгадать историческую личность.
Б А Л И Н Г А Н - Ганнибал
Х А Т А Н М О Н Т У – Тутанхамон
Б А Н А Ш У Р Ш А П А Л – АшшурбанапалТ Р А П А К - СПАРТАК
На экране слайд с условием задания.

После проверки результатов, на экране правильный ответ.

Вождь оглашает результат данного конкурса.
Конкурс 5.Конкурс «Размышлялки»
Вождь:
- В свободное время я люблю, лежа под пальмой, решать разные задачи.
Предлагаю и вам конкурс « РАЗМЫШЛЯЛКИ». Кто быстрее справится с этим заданием, тот и будет считаться победителем третьего конкурса.
На экране задание. Каждая команда получает задание в печатном варианте.
На экране слайд с условием задания.
После проверки результатов, на экране правильный ответ.
Подводится итог конкурса.
Конкурс 6 (В каждой команде осталось по одному человеку)
Вождь:
- Хочу напоследок задать вам такой вопрос: - Кто из вас первым скажет, какие чудеса древности вы знаете, тот и будет считаться победителем – «последним героем»?
Задание на экране
После проверки результатов, на экране правильный ответ.
4.Итог игры
Подсчитывают число «съеденных» в каждой команде.
Побеждает та команда, у которых осталось большее количество «живых» игроков.
Объявляется команда победителей и последний победитель-«герой игры».
Слайд с фотографией последнего ,оставшегося на сцене игрока и музыкальным сопровождением (песня « Последний герой»)
Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.
А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)
У кого больше всех следов? Дополнительно: Древний Восток
Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира.
Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший в Египте, дал миру известную книгу всех времен и народов – Библию.
Государства на Древнем Востоке возникли и распадались стремительно.
Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э., а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древняя Индия и Китай.
Ученые до сих пор спорят, отчего погиб город Сяньян в Индии и был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цинь Шихуан.
Задание к последнему слайду «Сундук загадок»
Учитель подходит к учащимся с сундучком, в котором находятся исторические загадки, команды по очереди вытаскивают и отгадывают, зарабатывая баллы.
Загадки
1. Вокруг пески, стоят они, гадают люди всей земли, как их построить то смогли.
2. Он кораблям путь освещал, столицу Александра он венчал.
3. Неслись колесницы и шли здесь бои, и пальцем решали судьбы они.
4. Десять лет он воевал, десять путь домой искал.
5. Он грозных галлов покорил, от рук предателя погиб.
6. Он море высечь приказал, но все ж победы не сыскал.
7. Слонов он в Рим почти довел, по Альпам, горам их провел
8. Он принцем был, но нищим стал, религию свою создал
9. Копи его ищут давно, а может мудрость - богатство его.