План — конспект контрольно — обобщающего урока Древний Египет

конспект контрольно – обобщающего урока по Истории Древнего Мира в 5 «а» классе.
Цели урока:
1.Личностные:
а) Воспитание любви к истории;
б) Развитие творческих способностей учащихся;
в) Умение работать в группе, отвечать на вопросы, требующие размышления;
г) Умение создавать презентации.
2.Предметные:
а) Знание содержания основного и дополнительного материала по истории Древнего Египта;
б) Получение и закрепление новых понятий, касающихся цивилизации Древнего Египта.
3.Метапредметные:
а) Умение работать с картой, находить информацию в тексте, анализировать и оценивать информацию;
б) Умение участвовать в решении проблемного вопроса, делать выводы и заключения;
в) Умение взаимодействовать со сверстниками, учитывать разные точки зрения.
г) Развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
д) Развитие у учащихся внимательности.
 Методы обучения:
1. Метод обучения в сотрудничестве (групповой).
2. Игровые технологии.
3. Информациоонные технологии.
4. Технологии критического мышления.
5. Метод проектов (создание презентации).
6. Здоровьесберегающие технологии.
Тип урока:  контрольно - обобщающий.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук;
Атлас с контурными картами по истории древнего мира;
Настенная карта «Древний Египет»;
Презентация «Древний Египет»;
История Древнего мира: Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М.; Просвещение. - 2012.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Ход урока:

Этапы урока, их цели
Время
этапа
(мин.)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I.
Организационный момент
Цель:
организация обучающихся для успешной учебной деятельности.

1 мин.

Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся. Класс разбивается на три группы, приблизительно равные по составу.





Личностные: формирование знаний морально –этических норм.
Регулятивные: умение концентрировать внимание, организовывать свою деятельность на уроке.

II. Разминка.
Цель:
выявление уровня усвоения пройденного материала на понятийном уровне.





III. Разгадывание кроссворда.
Цель:
выявление уровня усвоения пройденного материала на понятийном уровне.


IV. Творческий конкурс.
Цель:
выявление творческие способности обучающихся, их способность визуальной оценки увиденного.
5 мин.



5 мин.






5 мин.








8 мин.
Учитель задаёт по три вопроса каждой из групп. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл команде.
Задаётся по одному вопросу для команды с настенной картой.

На доске с помощью мультимедийного пректора и составленной обучающимися презентации демонстрируются слайды с поставленными к ним вопросами.
Каждой команде предоставляется заранее составленный бланк кроссворда из 6 вопросов по горизонтали и контрольного слова по вертикали.
Изображение кроссворда выводится на экран.




Организует группы на высказывание различных предположений об увиденном, задаёт наводящие вопросы, комментирует высказывания.
После выступления каждой из групп демонстрирует изображение показываемого объекта на экране.
Обучающиеся поочерёдно отвечают на вопросы учителя.


Обучающиеся поочерёдно отвечают на вопросы, возникающие на кадрах мультимедийной проекции.
Показывают на настенной карте Нил, его дельту Средиземное море.

По команде учителя пятиклассники начинают заполнять кроссворд.








Представители трёх групп поочерёдно выходят к доске и изображают сцены из настенной росписи суда Осириса, пирамиды Хефрена и большого сфинкса, шадуф.
Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению; дают определения понятиям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно - следственных связей.





Формируется умение работать в группе и взаимодействовать с учителем и всем классом.








Формируется умение творчески осмысливать и изображать увиденное с помощью мимики и жестов.







V. Динамическая пауза

VI. Текст с ошибками.
Цель:
Восприятие и, осмысление обучающимися текста, читаемого учителем.
Выделение ошибок, допущенных учителем в тексте.

1 мин


10 мин.
Организует выполнение ритмических упражнений.

Медленное чтение текста об истории Древнего Египта с умышленно сделанными ошибками.

Учащиеся делают ритмические движения вслед за проводящим паузу учеником.
Внимательно слушают учителя. При неверном высказывании поднимают руку и затем предлагают свой вариант.




Умение показать свои знания. 
Выражать свои мысли; работать индивидуально и учет разных мнений.






VII. Рефлексия
Цель: создание обратной связи
1-2 мин
Что нового вы узнали о Древнем Египте и жизни древних египтян?


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение и обосновывают его.
Умение показать свои знания.
Умение обосновать своё мнение.

VIII. Подведение итогов урока
Цель:

·осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2-3 мин
Что вам понравилось в жизни древних египтян, а что нет?
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.
Дают ответы на поставленный вопрос.






Контроль и оценка результатов деятельности.
Выражение своих мыслей полно и точно.
Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения.


IХ. Инструктаж домашнего задания
Цель:
дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

1 мин
Объясняет домашнее задание.
Правильное заполнение контурной карты и задание 1 к ней.
Благодарит учащихся за работу на уроке.
Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.
Регулирование и координация деятельности учеников.




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2012.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
История Древнего мира. 5 кл: Поурочные планы по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой/ Авт. сост. Л. Л. Кочергина. - Волгоград: Учитель, 2010.
Петрович В. Г. , Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
Северина О. А. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы. Ч. 1. - Волгоград, 2012.
Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2010.
Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А,А,Вигасина и др. /Ю.И.Максимов. – М,: Экзамен, 2013.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Истоки цивилизации. _ М,: ОЛМА Медиа Групп, 2009. –
( Энциклопедия всемирной истории)
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Аванта+, 1998.
Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история./ Глав. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Аванта+, 1993.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение №1 презентация «Древний Египет».
Приложение №2 кроссворд.
Приложение №3 Текст с ошибками.


План - конспект составил А.В. Шумарин, учитель истории МКОУ «МСОШ», 2016г.






Приложение 2
Разгадай меня.

7


1.






2.





3.




4.








5.







6.











Царь Египта.
Злой бог пустыни.
Река, протекающая в Египте.
Высокий тростник, произрастающий там - же.
Короткое копьё.
Повозка на двух колёсах.


7. Кто такой___________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .



Приложение 1.

Египет (текст с ошибками).

Египет очень древняя страна. Она расположена в Африке. Через всю страну течёт большая, полноводная река. Это Нил. У него очень много притоков, берущих своё начало в пустыне. Нил впадает в море, которое называется Чёрным. Египет очень жаркая страна. Но зимой изредка идёт снег. А летом, в июне, ветер приносит из пустыни облака и идёт долгожданный дождь. По берегам Нила растут густые хвойные леса и папирус. Ежегодные разливы реки удобряли почву плодородным илом. Египтяне выращивали на своих полях картофель и виноград. Особенно в Египте ценился виноград: в жаркую погоду, получаемые из винограда напитки пиво для взрослых и «пепси-кола» для детей пользовались большим спросом.
Самым главным человеком в Древнем Египте был фараон. Он правил страной с помощью вельмож, стражников и писцов. Писцы были очень уважаемые люди, они записывали то, о чём говорил фараон на листах бумаги. Из записей египетских писцов мы знаем о многочисленных военных походах фараонов. Вооружённые железным оружием египтяне часто выигрывали сражения. Пленных фараоны отпускали на свободу.
Египтяне верили в многочисленных богов. Самым главным среди них был бог пустыни Сет. А ещё египтяне верили в загробную жизнь. Для фараонов возводили огромные пирамиды. Самые большие пирамиды охраняет Большой сфинкс, вырезанный из целой скалы, с головой льва и телом человека. Почти все гробницы фараонов были разграблены. Но совсем недавно учёные нашли не-разграбленную гробницу молодого фараона Хеопса.




В процессе чтения текста, члены команды поднимают руки при обнаружении ими ошибки. По окончании каждого предложения, ведущий останавливается и, при наличии поднятых рук спрашивает о неточностях текста первого, поднявшего руку. Правильный ответ оценивается одним баллом, соответственно, неправильный- минус одним баллом. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
15