Конспект урока по окружающему миру на тему Природное сообщество (3 класс)


«Природные сообщества»
Цели:
Обучающие:сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.
Развивающие:научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;развивать поисково-информационных умения:развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; способствовать развитию коммуникативности.
Воспитательные:формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру;развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести;формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок- исследование.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Вступление – приветствие.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос.
Объекты живой и неживой природы взаимосвязаны Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом, каждый организм живет в своем сообществе.
Тема урока: «Природные сообщества»
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
-Какие ассоциации у вас возникают с понятием:
белый медведь – белый, снег, холодно
ящерица – пустыня, жарко, песок
лягушка – болото, вода
волк – лес, тайга, шерсть.
-Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
зебру и пингвина;
верблюда и лягушку;
жирафа и дельфина?
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
Тогда помогите, пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит?
Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)-Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0". Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.
приведите примеры– разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).
-Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.-Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? -Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНОЗ- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.
-Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный –создан…ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный …– создан ЧЕЛОВЕКОМ.
Физпауза.
-А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Посмотрим, что у вас получилось. ( Луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.)
-Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
-Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ. Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
IV. Этап закрепления знаний
а) Подведение итогов.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
б) -Наше исследование продолжается.
- Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?
-Нет. Животные едят готовую пищу. Растительноядные животные питаются растениями. Это- потребители первого порядка.
Хищники охотятся на других животных. Это потребители второго порядка. В их зубы чаще попадают больные и слабые животные, чем сильные и здоровые. Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. Они съедят все растения и погибнут от голода. А кого называют потребителями третьего порядка?
- Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами. Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепи питания»
Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие организмы – мы их договорились называть «мусорщики» - превращают сложные вещества опять в простые. Таким образом, они снова становятся пригодными для растений. Следовательно, получилась круговая связь живого и неживого.
Приведите примеры- различные цепи питания.
V. Домашнее задание
Подготовь рассказ об каком-нибудь сообществе.
VI. Рефлексия
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
Больше всего мне понравилось …
Сегодня я понял (а), что думать …
Главным на уроке для меня было …

Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Их личинки, уничтожали гусениц, вредящих лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
А один из них, например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.
Ребята, о чём мы всегда должны помнить?
По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие оказались «бездомными», потому что люди заняли места их обитания. Человек не царь природы, а её частичка. Поэтому, чтобы выжить, людям надо жить в мире с природой, зная её законы.
Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. А что предпринимают люди, чтобы сберечь вымирающие растения и животных?
Учёные во всё мире давно подняли тревогу, доказав, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу. Ведь и нам, и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц – вся красота Земли.
Настало время подвести итог нашего исследования. Можно считать одни объекты природы полезными, а другие – вредными? Почему?
Надо оставлять в природе только те объекты, которые полезны человеку? Почему?
Можно переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека? Почему?
- Какой можно сделать вывод из всего сказанного на уроке?
Расскажите, что вы делаете, чтобы повсюду жила красота природы?( рассказ о цветах, выращиваемых на пришкольном участке)