Выступление на педагогическом совете на тему «Пути преодоления педагогических рисков при введении ФГОС ОО»


Выступление на педагогическом совете 30.10.2015г.
Тема выступления:
«Пути преодоления педагогических рисков при введении ФГОС ОО»
Введение ФГОС в образовательную организацию требует от учителя умения прогнозировать риски. Форсайт-компетенция (правильный подход к исследованию изменений в сфере образования и компетенций) педагога сопряжена с рефлексивным взаимодействием педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика [2]. Организуя образовательный процесс, педагог попадает в ситуацию неопределенности или сам ее создает. Участники образовательных отношений оценивают друг друга и делают выбор стратегии поведения. В этой ситуации может проявляться и риск ученика, и риск педагога. Педагог, прежде чем встретиться с обучающимися, осмыслит процесс взаимодействия и в зависимости от их участия, реакции и отношений к процессу, а далее корректирует их.
С этих позиций педагогический риск следует рассматривать как акт принятия педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результата. Надежность и обоснованность этого прогноза определяет степень педагогического риска.Если педагогический риск рассматривать как способ деятельности участников образовательных отношений, то его компонентами являются:
ответственность учителя в реализации поставленных целей, преодоление неопределенности в ситуации выбора и принятия педагогического решения;
регулирование взаимоотношений между участниками образовательных отношений – учениками, родителями, педагогами;
согласование педагогических действий членов педагогического коллектива в развитии детей.
В основе выявления, прогнозирования и минимизации рисков лежит деятельностный подход. Взаимодействие педагога с учащимся, построенное на основе деятельностного подхода к образовательному процессу, должно быть рефлексивным как со стороны учителя, так и со стороны ученика.Это возможно, если:
педагогические задачи учитывают необходимость психологической безопасности ребенка;
в основу постановки и решения педагогических задач будет положена идея освоения опыта сознательной социализации и будут культивироваться ценности, противоположные ценностям девиантного поведения. Формирование ценностей поведения невозможно без сформированных ценностей-идеалов и ценностей-свойств личности ребенка. А это задача ФГОС [6].
Результаты образовательной деятельности ученика зависят от педагогического действия учителя. Областью риска становится рефлексивное взаимодействие педагога и учащихся. Педагог должен быть готов к корреляции ситуации, создавать новые ситуации, вносить новые факторы, чтобы корректировать взаимные оценки, решения, выбор стратегии поведения, как своей, так и учащегося.
Для ориентации на успешную инновационную деятельность, разрабатывают антирисковые программы – комплекс мероприятий, направленных на управление рисками и негативными последствиями в условиях введения ФГОС общего образования.
В основе построения основной образовательной программы лежит логико-структурный подход, который предполагает анализ рисков на этапе прогнозирования целей и задач, планируемых результатов, действий, направленных на достижение планируемых результатов.
Разработка антирисковой программы включает в себя три этапа.
Первый этап. Анализ рисков. Под природой риска понимаются внутренние угрозы – негативные ситуации внутри образовательной организации, а также возможные отрицательные воздействия внешней среды.К внутренним угрозам относится сопротивление как следствие неготовности педагогических работников к введению ФГОС общего образования, непонимание родителей целесообразности и значимости новых стандартов. Последствиями может быть отторжение идеи введения нового Стандарта.Анализ рисков – это выявление факторов риска, качественная и количественная оценка их значимости. После выявления риски систематизируют и классифицируют, составляют матрицу рисков. 
Второй этап. Построение антирисковой программы. Выявленные и прогнозируемые риски необходимо устранить или минимизировать. Антирисковая программа охватывает меры профилактики рисков. В ней подробно описываются рекомендуемые контрмеры и ресурсы (условия), необходимые для реализации контрмер.
Реализация антирисковой программы требует разработки плана действий, в котором указывают задачу, планируемый результат, действия, сроки и ответственных.
Третий этап. Реализация антирисковой программы. Правильно составленная программа и план ее реализации позволяют устранить возможные риски. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в процессе введения ФГОС общего образования составить антирисковую программу, в которой выделить следующие шаги:
разъяснительная работа с педагогическими кадрами (убеждение их в необходимости кардинальных преобразований в педагогическом сознании, смены целей, содержания и стиля профессиональной деятельности);
разработка совместно с окружным методическим центром новых теоретических и методических подходов к организации переподготовки и повышения квалификации учителей в соответствии с целями и задачами ФГОС;
обновление содержания и форм повышения квалификации и переподготовки учителей на практико-ориентированной основе;
мониторинг педагогической практики по введению ФГОС, контроль и коррекция деятельности педагогического коллектива по выполнению требований стандарта;
просветительская работа с родителями обучающихся, убеждение их в необходимости смены модели образования, расширения их полномочий как законных представителей интересов детей и, как следствие, получение новых результатов образования.
Реализация основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования требует осмысленного управления рисками. Этот процесс включает в себя: идентификацию факторов риска, анализ рисков, оценку риска, построение антирисковой программы, планирование реагирования на риск, контроль и мониторинг минимизации риска, планирование управления рисками.Особое внимание РЕКОМЕНДОВАНО уделяеть профилактике педагогических рисков.
Профилактика педагогических рисков в процессе инновационной деятельности осуществляется через систематическое обучение педагогов, стимулирование их педагогической активности. Для этого в образовательной организации рекомендуется проводить широкий спектр разнообразных форм методической поддержки, такие как «Школа педагогического мастерства», методические дни, конкурсы профессионального мастерства, фестивали открытых занятий, смотры, выставки, участие в конкурсах педагогической продукции и др. [7].
РЕКОМЕНДОВАНА системная методическая работа с педагогами, направленная на их профессиональный рост, которая формирует у них готовность к риску. Наблюдается повышение уровня профессионально-личностных характеристик, позволяющих прогнозировать и реализовывать возможности рисконесущих факторов. Показано, что важнейшим условием оптимизации готовности к риску у педагогов служит повышение уровня их самосознания, в частности таких его компонентов, как самоэффективность, самоуважение, самоинтерес, самопонимание.
В условиях инновационной деятельности в образовательных организациях ведущую роль в осуществлении психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений играет психолого-педагогическая служба.
Литература
Абрамова, И. Г. Теория педагогического поиска [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Абрамова. – М. : РГБ, 2007. – (Из фондов Российской государственной библиотеки).
Арламов, А. А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики / А. А. Арламов // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С. 12–21.
Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М. : Академия, 2004.
Михайлова, Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога / Е. Н. Михайлова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 10. – С. 59–63.
Статья «Качество образования в условиях введения ФГОС: препятствия и пути преодоления», кандидат педагогических наук доцент кафедры развития образования ФГАОУ АПК ППРО г. Москва Гоглова Марина Николаевна