О профессиональном стандарте педагога и роли учителя в школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
О профессиональном стандарте педагога и роли учителя в школе
(Масленникова М.В., учитель-логопед, 1 квалификационная категория)28.05.2016г.
Идея разработки профессионального стандарта педагога возникла не на пустом месте. Еще в 2011 г. Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил предложения по созданию современной системы профессиональных стандартов. Такие стандарты, по мнению членов союза, должны уменьшить разрыв между профессиональным образованием и запросами работодателей за счет повышения качества подготовки специалистов, выходящих из стен учебных заведений.
На данный момент на российском рынке труда существует дефицит квалифицированных кадров. В условиях быстрого развития технологий, глобализации экономических процессов специалист в любой сфере должен обладать значительным объемом профессиональных знаний и умений. Работодателям нужны работники, которые не только окончили учебное заведение, но и готовы приступить к работе. На практике же часто бывает так, что дипломированного специалиста необходимо переучивать, а иногда и заново учить азам профессии. 
Для того чтобы решить эту проблему и нужны профессиональные стандарты. Без них Россия навсегда останется страной с развивающейся экономикой - подростком, которому не суждено стать взрослым, зрелым человеком, полноправным членом мирового сообщества. 
Готовясь к сегодняшнему педсовету, работая в коллективе рабочей группы по подготовке к нему мы не случайно, как уже отметил Василий Васильевич, решили провести анкетирование. Нам необходимо было знать с чего сегодня мы должны начать беседу с коллективом по такой серьёзной и важно-актуальной теме в педагогической практике и в образовании в целом – это, конечно, вопрос ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА. Это первый стандарт из всех стандартов профессий. Для этого я просмотрела очень много материала, обратившись к интернет- сайтам, которые мне позволили самой расширить знания по данному вопросу, которых, к сожалению, пока не достаточно до абсолютной нормы. Изначально стандарт был нацелен на русский язык и математику (информатику). (ПОЧЕМУ?) При поиске материалов, я нашла огромное количество вебинаров, открытых конференций, круглых столов, лекций, бесед с разработчиками данных стандартов и специалистами, которые помогают нам правильно донести информацию, некоторые из них мне удалось посмотреть. Заинтересовали особо: лекция «Профессиональный стандарт педагога», А.Л.Семёнова, доктора физико-математических наук, академика РАО, ректора МПГУ, «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?» лекция, и аналогичная открытая конференция Евгения Ямбурга, заслуженного учителя Росссии, доктора педагогических наук, академика РАО, директора центра образования №109 г.Москвы. Кстати, издательство просвещение выпустило в свет книгу Е.Ямбурга «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?» Сегодня, с вашего позволения, я буду часто опираться на высказывания Евгения Александровича. В своих выступлениях он часто отмечает, что любые реформы, которые происходят в стране, вызывают волнения (мы только обращаем внимание сегодня на реформы образования). Но давайте вспомним слова уважаемого педагога К.Д. Ушинского, который отмечал, что «никакая реформа в школе невозможна через голову учителя». В современном мире меняется всё. Время меняется, меняются дети. Причём изменяются они не просто внешне (лица), а меняется контингент детей. России даёт цифру – 2% всего по стране здоровых детей, как Минздрав в тоже время говорит о 20%. К чему ведёт? Дети становятся «тяжелее». Один мыслитель отмечал, что «время, меняя лица, изменяет мир вокруг нас». А ведь если задуматься, то это действительно так. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: обучаясь по своим специальностям в учебных заведениях, учили ли вас работе со сложными детьми? Конечно нет. Поэтому в основе стандарта – переподготовка кадров! (или подготовка на современном уровне) ПРИМЕР ПРО ХИРУРГА, не имеющего практических навыков, + пример про педагога, выходящего из стен ВУЗа в школу, имеющего 30 часов практики.
По задумке разработчиков, профессиональные стандарты должны установить некий обязательный минимум требований к квалификации и компетенции работника по конкретной профессии, позволяющие ему эффективно выполнять свои должностные обязанности. А самая главная компетенция учителя – уметь учиться! Современные студенты, выпускники учебных заведений, приходящие в школы, не готовы работать с современными детьми. Стандарт требует сильной гуманистической позиции учителя (т.е. какие дети ко мне пришли, таких я обязана учить, точно так же как и врач, никогда не выбирает и не знает с чем и какой больной к нему обратится за помощью). Учитель должен уметь защитить ребёнка, которого не принимает коллектив сверстников. В основе стандарта заложены 3 основные функции педагога:
обучение воспитание развитие
Учитель должен знать свой предмет Соответственно проводить воспитательную работу Самый важный! Ему уделяется огромное внимание – учитель не готов развивать в сложной ситуации. Необходимо наращивание результатов, динамика развития.
Необходимы новые методы и приёмы на современном этапе, которыми должен владеть учитель. Присутствие смешанного контингента обучающихся в школе требует дефектологическое образование. Давайте обратимся к стандарту непосредственно: стр. 3 (зачитываю требования к образованию, опыту работы, особые условия допуска).
Возможные наименования должностей Учитель,
Воспитатель
Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
Требования к опыту практической работы Требования к опыту практической работы не предъявляются
Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
А если нам учесть, что мы работаем с особым контингентом, то обладание дефектологической переподготовки нам просто необходимо. Педагог не только должен знать особые методы и приёмы с такими детьми, но и непосредственно прочитать и осознать диагноз, с которым пришёл на обучение в школу тот или иной ребёнок. Стандарт предусматривает деятельностный подход! Это достаточно продвинутый документ под будущее. Разработчики стандарта проектируют три сценария:
1. Со вступлением в стандарт не изменится ничего;
2. Со вступлением в стандарт будет ещё хуже;
3. Со вступлением в стандарт будет результат, в том случае, если будут созданы условия, с учётом специфики как региона, так и конкретной школы (школа в Москве – это одно, школа в деревне – это другое, школа – в выездных условиях крайнего севера – это третье).
Значит, требовать можно тогда, когда будут созданы все условия. Не надо спешить, но и отставать не стоит. (опять же используя слова Е.Ямбурга: Ведь в настоящее время стандарт воспринимается как удавка. Но давайте оглянемся на европейцев: в немецком языке стандарт трактуется как ШАБЛОН. То есть, ни в право, ни в лево ни шагу. В Англии стандарт – это планка: ниже нельзя, а выше можно. На конференции Е.Ямбургу был задан вопрос учителя коррекционной школы VIII вида: «Правда ли, что новый стандарт педагога подразумевает универсальность учителя коррекционной школы»? на что он ответил так: «Такого педагога нет, но если не будет условий, то будет беда» (пояснение). Стандарту можно научить, не зависимо от возраста. Стандарт не противоречит творчеству. Есть люди и в 55 с лучистыми глазами, а есть и в 25, которых к детям не нужно подпускать. Учителя нужно обучить! Точно так же и учить нужно всех: «солнце светит всем – никаких детей от жизни отделять нельзя!»
Стандарты предусматривают изменения, т.к. они не постоянны. Они будут изменяться. Это касается и процедуры аттестации, где предусматривается прохождение «государственного общественного механизма», т.е. создание «внутреннего аудита» (Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. Необходимы формы отслеживания результатов (выездные формы). Необходим методический «шлейф»! отслеживание передового опыта коллег, через открытые вебинары в социальных сетях (важно!). Нужно время, поэтому оно было для вхождения в новый стандарт отложено на 01.01.2017 год.
Поймёт ли ученик, что принесёт ему новый стандарт педагога? Конечно нет. Ученик не будет читать, какими компетенциями владеет учитель, ему важен он сам. В данный момент у разработчиков есть опасение, что могут создать определённый круг мониторингов, начнут спроси, что даст отрицательный результат. Унижения учителя быть не должно. Прежде всего стандарт предусматривает качество образования. Но не за счёт повышения уровня заработной платы. Во-первых, это никогда не является результатом качества. Во-вторых, увеличивая одним, мы сокращаем других, что негативно сказывается на общем результате. А у нас в стране происходит с точностью до наоборот. Валентина Митрофанова (институт профессионального кадровика) в открытом семинаре объявила, что уже 01.07.2016 года вступит в силу 122 ФЗ (изменения в трудовом законодательстве), ст. 195. 3. ДК. В соответствии которой работодатель будет должен соотнести всех работников на соответствие профессиональному стандарту. Этому последуют и проверки инспекторских органов.
Давайте обратимся непосредственно к содержанию профессионального стандарта.
4.1. Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
4.2. Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16.  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Необходимо учесть, что стандарт – это закон, документ который мы будем вынуждены исполнять. Однако … в стандарте указано, что профессиональный стандарт педагога может применяться при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог». На сегодняшний день такой должности в общеобразовательных учреждениях нет. 
Понятия «педагог» и «учитель» в стандарте часто употребляются как равнозначные. В связи с этим возникают вопросы в правильности их толкования. 
В заключение хочется отметить, что стандарт нацелен на:
- Преодоление технократического подхода в оценке труда педагога. (Технократический подход является основой для авторитарного стиля управления, т.к. этот подход рассматривает каждого сотрудника как «винтик» в целой машине, а не как от- дельную личность)
- Обеспечение координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
- Мотивацию педагогов на постоянное повышение квалификации.
Поэтому, предлагаю:
на базе нашей школы провести обучающий семинар по вопросу профессионального стандарта педагога, в период начала учебного года.