Отражение нравственности в «Профессиональном стандарте педагога (презентация)


Отражение нравственности в «Профессиональном стандарте» педагога. Подготовила учитель английского языка МОУ гимназия №18 Родимова Е.О. НРАВСТВЕННОСТЬ — 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм;2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.(Педагогический словарь) Профессия учителя одна из самых древних профессий на земле. «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит». Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров.. Власть учителя над учеником в Древнем Египте была абсолютной. Широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит». В ДРЕВНЕЙ РУСИ Образование в Древней Руси не было сословной привилегией. Школа исключала участие в образовательном процессе посторонних, лиц, даже близких родственников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу "Без родителей в школу не приходи" было просто немыслимо.Дисциплина в древнерусской школе была очень суровая. Особенно строго запрещалось шуметь в самой школе и рядом с ней, потому что училище находилось в доме, принадлежащем учителю. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память». Ученики также сами занимались хозяйственными делами. Учение и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. «Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке». В настоящий момент учитель- профессия многогранная, требующая всестороннего развития личности, очень серьезной профессиональной подготовки и постоянного самообразования. А для того, чтобы общество себе лучше представляло, кто такой педагог сегодня, принят «профессиональный стандарт педагога». 1 Трудовая функция – это общепедагогическая функция, обучение. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образованияУчастие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Планирование и проведение учебных занятийСистематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучениюОрганизация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Трудовые действия: Формирование универсальных учебных действий Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) Формирование мотивации к обучению Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Необходимые умения (в рамках общепедагогической функции): Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяВладеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность;общепедагогическая ИКТ-компетентность;предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона * * Необходимые знания(в рамках общепедагогической функции): Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и наукеИстория, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и обществаОсновные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетяхПути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обученияОсновы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологийРабочая программа и методика обучения по данному предмету Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежиКонвенция о правах ребенкаТрудовое законодательство 2 Трудовая функция - Воспитательная деятельностьТрудовые действия (в рамках воспитательной деятельности): Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной средыРеализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельностиПостановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характераОпределение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Проектирование и реализация воспитательных программРеализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправленияСоздание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Необходимые умения (в рамках воспитательной деятельности): : Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностейОбщаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая ихСоздавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работниковУправлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность .Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимисяВладеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферуЗащищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях Необходимые знания (в рамках воспитательной деятельности): Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образованияИстория, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и обществаОсновы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетяхОсновные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценкиОсновы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологийНормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Еще Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Работая в соответствии с нравственными ориентирами «Профессионального стандарта», мы несомненно воспитаем общество образованных и нравственных людей.