Разработка внеклассного мероприятия по обществознанию 7 класс















Внеклассное мероприятие


«Путешествие в мир прав и обязанностей»
7 класс




Провела
школьный уполномоченный
МБОУ СОШ №5
Гриценко В.А.












Тема: «Путешествие в мир прав и обязанностей»
Цель: расширить и систематизировать знания, учащихся в области
правовых знаний.
Задачи: - показать особенности прав личности;
- вспомнить основные правовые документы;
- помочь осознать, что защищая свои права необходимо помнить
свои обязанности;
- воспитывать чувства человеческого достоинства, дружелюбия,
братского отношения друг к другу, достойного гражданина своего
Отечества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
«Путешествие в мир прав и обязанностей».
Форма проведения: групповая работа.


Ход мероприятия

«Поэтом можешь ты быть
Но гражданином быть обязан,
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын».
Н.А.Некрасов

Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству Плохие граждане
- А как надо относиться к своему Отечеству?
- Кто такие граждане?
- Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России?
Ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир гражданских прав и обязанностей.
-Что же такое гражданство?
Гражданство - установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом.
- Ребята, где перечислены наши права? (в Конституции РФ)

Все права и свободы закреплены в основном документе страны Конституции Российской Федерации.
- Кто знает, когда была принята Конституции РФ? (12 декабря 1993 г)
Чтобы стать гражданином России надо родиться в этой стране имея родителей граждан России. В 14 лет, когда вы получаете паспорт, гражданство закрепляется.
Гражданство можно и получить, доказав лояльность своим безупречным поведением и трудом на благо России.
Люди на Земле появились давным-давно, тысячи лет назад. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря о самых незаурядных драках.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы и, на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.
Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь.
Всеобщая декларация прав человека – была принята 12 декабря 1948 г на Генеральной Ассамблее ООН, это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
Где бы ни жил ты, какие бы роли не исполнял, ты - человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать.
- Ребята, а вы знаете какие-либо права человека?
Каждый из вас является маленьким гражданином своей страны.
- как вы думаете, распространяются ли перечисленные вами права на детей?
- должны ли быть у ребенка особые права?
Конечно, именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, т.к. они будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 г ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней говориться, что государства, подписавшие ее, взяли на себя
обязательства заботься о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
У детей появилось еще одно право – право на заботу.

Сейчас мы с вами познакомимся с основными правовыми документами. Перед вами на столах лежат 3 документа: Всеобщая декларация прав человека,
Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка.
Попробуем поработать с этими документами. На слайде записаны некоторые права. Вам необходимо найти ту статью в документе, которая подтверждает эту статью. Работаем по группам.
1 группа – с Конституцией РФ
2 группа – с Всеобщей декларацией прав человека
3 группа – с конвенцией о правах ребенка
(запись на слайде)
-Право на жизнь
- право на образование
- право на отдых и досуг
- право на социальное обеспечение
(каждая группа зачитывает статью)
Еще ближе познакомиться с правами человека нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, обманщики и невежи. В сказках добро побеждает произвол.
- Посмотрите на экран,
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Волк и семеро козлят, красная шапочка)
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено
его право на неприкосновенность жилища? (Ледяная избушка)
- О каких статьях говорят иллюстрации из сказок? (ст. об образовании, об оказании мед помощи)
Однако всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Разберем подобную ситуацию.
Ситуация № 1: бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело, перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов. Споря с ней по поводу и без повода.
- Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего, скажет в этом случае учительница.
- А я имею такое право, вот в статье 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.
Вопрос: что вы ответите Диме в этой ситуации?
Какое же правило должен помнить человек при взаимоотношениях с другими людьми?
Статья 29 Декларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество».
Следовательно, речь идет об обязанности человека.
И вот что случилось в одной семье.
Сценка.
Мать – Сынок, сходи за хлебом в магазин
Сын – не имеешь права эксплуатировать ребенка
Мать – вымой посуду
Сын – не имеешь права использовать детский труд, мамочка
Мать – помой руки, сынок
Сын – это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Мать – убирай телефон и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю
Сын – это проявление жестокости, мамуля.
- Какое право здесь нарушено?
Каждый имеет не только права, но и обязанности.
Вы являетесь учениками школы. Школа – социальный институт, где вы не только получаете знания, но и приобретаете опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, настолько успешными станут ваши школьные годы. Если вы будете добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности. Разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать, и уважать твои права.
Вы должны знать, что каждая школа имеет сой устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения.
- Каковы же обязанности ученика?
(- выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы,
- вовремя приходить на занятия,
- своевременно и в полном объеме готовить домашние задания,
- уважать права одноклассников, работников школы,
- бережно относиться к школьному имуществу)
- Как живут дети в нашей школе?
В нашей школе работает самоуправление школы и классов.
И вот какие существуют законы нашей жизни:
- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
-Умей сказать правду она спасет тебя и твоих друзей ото лжи.
- Береги честь смолоду.
- Хочешь быть благородным не проходи мимо зла.
- Уважай тех, кто старше тебя.
- Приобретай больше знаний это облегчит тебе жизнь.
- Трудись с охотой это украсит твою жизнь.
- Сохраняй лучшие школьные традиции.
Ребята, мы много говорили о правах и обязанностях людей. А сейчас попробуйте создать свою страну – фантазию. Какой она может быть? Перед вами лежат большие листы и маркеры, изобразите на них эту страну. (5 мин)
Защита проектов.
В каждой из ваших стран вы отметили и права, и обязанности людей. У вас получились страны, где счастливы люди. А представьте себе страну, где нет прав и обязанностей. Что будет?
Итак, в каждом государстве, где живут люди, есть свои законы, права людей и их обязанности. Я хочу сказать, что обязательно надо знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами, жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Где бы вы не жили, кем бы вы не стали: юристом, банкиром, военным, врачом, строителем самое главное быть достойным гражданином своего Отечества. (см. слайд)
Звучит песня.