Разработка внеклассного мероприятия по обществознанию

МКОУ «Раздольненская СОШ»










Автор: Учитель истории
Кизилова И.В.

2013 год
Интеллектуальная игра-викторина «Звездный час»
«Знатоки истории и права» в 6 - 8 классах
Цель: Повысить интерес к предмету. Развитие познавательного интереса, логического мышления, внимательности, памяти, находчивости.

Материалы и оборудование для проведения игры:
Таблички или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.
Презентация - видеотабло.
Бумага и ручки.
Утешительные призы для выбывших участников.
Приз для зрителей.
Супер-приз для победителя.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Правила:
В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Каждый участник должен иметь таблички или веера с цифрами от 0 до 7. Игра начинается с представления участников.
Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек). В конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и звездочек. За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.

Ход игры
Вводное слово учителя: Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час". Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с обществом, государственным устройством РФ, правами детей и с юридической ответственностью при совершении противоправных действий.
Представляю вам 6 участников - игроков:_______________________
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.
Правила игры
Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получат звезды за самые быстрые, правильные ответы.
Ответы даются путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет. Правильных ответов в отдельных случаях может быть несколько, т.е участники могут поднять одновременно несколько табличек с номерами ответов.
Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос, делает шаг на одну клетку вперёд, и ему добавляется ещё бонусная звезда (Но только в том случае, если не все участники ответили одновременно правильно). Звездочки считаются дополнительными показателями в случаях равенства баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий тур. После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он разминочный). Пятый тур – финал.
На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.
Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их звезды.
В супер-игре, т. е в финале сразятся два участника игры, дошедшие до финала.

Следить за игрой будет уважаемое жюри: ____________________
Помогать в игре мне сегодня будут ____________________

Разминка. Начинаем нашу игру с небольшой разминки. В этом первом разминочном конкурсе никто из игроков не выбывает, а зарабатывает себе звездочки, за правильные и быстрые ответы, которые в последствие, в ходе игры могут решить судьбу в вашу пользу. Готовы. Тогда начнем.
Перед вами сказки: Колобок, Три поросенка, Золушка, Дюймовочка, Приключения Буратино, Снежная королева, Кот в сапогах.
В какой сказке было нарушено право героя на жилище (Ответ 2 – Три поросенка)
Где нарушено право на свободный брак (Ответ – 4 – Дюймовочка)
В какой сказке героя незаконно лишили имущества (Ответ 5 – Приключение Буратино)
В какой сказке нарушено право на жизнь (Ответ – 1 Колобок или 7 – Кот в сапогах)
Где герой был лишен права на свободу (Ответ 6 – Снежная королева)
В какой сказке у героя было нарушено право на свободный труд (Ответ – 3 – Золушка)

Наши участники получают свои первые звезды. Желаю вам удачи в дальнейшей игре.

Итак, начинаем I тур, который состоит из 9 отдельных заданий (2 слайда).

1 тур ; На слайде №1 представлены календарные даты:
1 июня
9 мая
4 ноября
12 декабря
12 сентября
12 июня
20 ноября

Ответьте на следующие вопросы:
В какой день в России празднуют День народного единства? (Ответ: 4 ноября)
Этот день законом Российской Федерации установлен праздничным днем, его история связана с самым тяжелым временем для нашей страны - Великой Отечественной войной. В СССР этот праздник назывался Днем Победы. Он стал символом освобождения от немецких захватчиков стран всего мира. (Ответ: 9 мая - Праздник Победы)
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования в РФ был принят важный правовой документ. (Ответ: 12 декабря - День Конституции Российской Федерации)
Эти два дня посвящены детям и объявлены как международные праздники. Один из них – с 1954 года по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, как день мирового братства и взаимопонимания детей, он посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Он знаменует день, в который ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году Конвенцию о правах ребенка. Другой из них – с 1925 году по решению Всемирной конференции в г. Женева, посвященной вопросам благополучия детей. (Ответ: 20 ноября – Всемирный день прав ребенка, 1 июня - Международный день детей)

На следующем слайде №2 представлены ступени исторического развития человеческого общества:
Индустриальное общество
Общество огородничества
Аграрное общество
Общество земледельцев и скотоводов
Общество охотников и собирателей
Постиндустриальное общество
Информационное общество
Ответьте на следующие 5 вопросов:
Характерными чертами данного общества является: сельское хозяйство; традиционные ценности, примитивная технология, основанная на физической силе человека или животных. (Ответ: 3-аграрное)
Это самое примитивное общество, где люди переходили с места на место и выживали за счет природы? (Ответ: 5- общество охотников и собирателей)
Для этого общества характерно то, что люди перешли к оседлому образу жизни, стали выращивать необходимые продукты, которые не всегда могли добыть в поисках пропитания? (Ответ: 2- общество огородничества)
Люди научились осваивать землю, выращивать различные культуры, приручили животных, которые давали им пищу и тягловую силу. Для какого общества это характерно? (Ответ: 4- земледельцев и скотоводов)
Появилась техника, которая заменила ручной труд. Строятся заводы и фабрики. Жить стало легче. При каком обществе произошли эти изменения? (Ответ 1 – индустриальном)

2 тур включает также 9 вопросов.
На слайде №3 вашему вниманию представлены разные виды (меры) наказаний за совершенные преступления и проступки:
Конфискация
Штраф
Лишение свободы на определенный срок
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение права заниматься определенной деятельностью
Смертная казнь
Для решения Вам предлагаются следующие 4 вопроса:
Это один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. (Ответ: 7 – смертная казнь)
Какие виды наказания могут быть применены к несовершеннолетнему лицу? (Ответ: 2, 3, 4, 6)
Коля, ученик 8 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он это не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. Какую меру наказания (из перечисленных на экране) понесет Коля. (Ответ: 2- штраф и возмещение ущерба)
Двое 15- летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 20 тысяч руб. Какой вид наказания может последовать после заведения на них уголовного дела. (Ответ: 3 - лишение свободы до 5 лет и возмещение стоимости ущерба)

На слайде №4 перед Вами имена и фамилии известных политических и государственных деятелей России:

Павел Астахов
Сергей Миронов
Дмитрий Медведев
Владимир Путин
Владимир Жириновский
Борис Ельцин
Сергей Боженов

Ответьте на 5 вопросов:
Лидер партии КПРФ, знаменит своими резкими и дерзкими высказываниями. (Ответ: 7- Владимир Вольфович Жириновский)
Кто занимает пост Президента России (Ответ: 4 –Владимир Владимирович Путин)
Бывший президент России. ( Ответ: 3 - Дмитрий Анатольевич Медведев)
Уполномоченный по правам ребенка в России, защищает и отстаивает интересы наших детей в России и за ее пределами (Ответ: 1 – Павел Астахов)
Сегодняшний губернатор Волгоградской области (Ответ: 5 – Сергей Боженов)

3 тур: На слайде №5 Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
Право на жизнь
Право на образование
Право на труд
Право на неприкосновенность жилища
Право на защиту от экономической эксплуатации
Право на социальное обеспечение
Право пользования учреждениями культуры
И следующие 4 вопроса:
Это право означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. ( Ответ: 5)
Данное право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь особую заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий получения образования. (Ответ: 6)
Согласно статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (Ответ: 4)
Согласно Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. (Ответ: 2)

На слайде №6 Перед вами лица и органы, занимающиеся вопросами правопорядка и соблюдения законности в государстве:
Милиция (полиция)
Уголовный розыск
Адвокат
Уполномоченный по делам несовершеннолетних
Милиция общественной безопасности
Налоговая полиция
Прокуратура
Ответьте на следующие 5 вопросов:
Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: 1 - полиция)
Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: 7 - прокуратура)
В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. (Ответ: 0 – нет ответа, это - суд)
Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: 3 – адвокат)
Занимается вопросами, касающимися лиц, не достигших 18 лет, являющимися преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ- 4 – уполномоченный по делам несовершеннолетних)

Последний 4 тур Он посложнее, так как решается судьба финалистов.
Перед вами названия различных профессий:
Демограф
Антрополог
Экономист
Политик
Социолог
Психолог
Этнограф

Ответьте на 4 вопроса:
Найдите профессию, которая изучает материальное благополучие населения. (Ответ: 3- экономист)
Специалист, который занимается подсчетом населения, изучает закономерности воспроизводства населения, его миграцию и состав, называется (Ответ: 1- демограф)
Этот специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь этноса (народа). (Ответ: 7- этнограф)
Редкая профессия. На всю страну не больше 2-х сотен специалистов. Они изучают этапы развития человека и варианты его физического строения. Исследуют человеческие расы. (Ответ: 2-антрополог)

На следующем слайде вам предлагается найти неправильные ответы. Если есть ошибка в перечисленных понятиях, необходимо поднять табличку с номером, соответствующим неправильному ответу.
Итак, перед вами государственные символы РФ: Государственный герб, Государственный гимн и флаг (Ответ: 0 – нет ошибки)
Перед вами: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации
Вопрос: Все они входят в состав Федерального собрания. (Ответ: 1 - ошибка, Президент – не входит.)

Если перед финалом возникнет спорная ситуация, предложить на скорость составить пословицы. Сопоставить начало и конец. (На одном слайде задание, на втором – ответ)
Финал В финале 2 игрока соревнуются друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал, получают утешительные призы.
Предлагается длинное слово, из которого надо составить как можно больше коротких. Однако, если слова заканчиваются у одного из участников, он может отдать бонусную «звезду», которая засчитывается как слово. Побеждает тот, кто составит больше слов.
(Слайд) Финалисты соревнуются в умении составить как можно больше слов из предложенного слова «Справедливость»
Начинает игру, участник, имеющий наименьшее количество баллов, звезда может засчитываться за дополнительное слово.
Так же предлагается болельщикам попробовать свои силы и попытаться составить самое длинное слово из предложенного. (получает приз)
Возможные варианты слов, составленных из слова «Справедливость»:
право
диво
радость
вера
сор
спор
дело
два
ведро
вода
еда
Рот
лот
Тор
лесть
сорт
пол
правовед
пост
рост
дева
лев
ость
пир
слив
вор
седло

Участники зачитывают слова, выигрывает тот, кто назовет слово последним.
Утешительный приз проигравшему игроку.
Звездный час
(слайд) У победителя наступает звездный час. Он произносит речь. Ему вручается главный приз.
«Звездный час»



Интеллектуальная
игра - викторина
для 6 - 8 классов Times New RomanРисунок 2"Знатоки истории и права"Times New Roman15