Рабочая программа по воспитательной работе в 1-3 классах «Доброта, вежливость, дружба


Рассмотрено:
Рук-тель МО воспитателей
___________/ Токоякова В.П/
Протокол № 2
От «__ » ____ 20 16 г.
Согласовано:
Старший воспитатель
__________ / Рогальская О.С./
От «___» _________2016 г. Утверждено:
Директор ГБС ОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
__________/Зайцева Л.П./
Приказ № от «___» ______2016 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение РХ для детей с нарушениями зрения
ГБОУ РХ «Школа – интернат для детей с нарушениями зрения»
Рабочая программа
по воспитательной работе
в 1-3 классах
«Доброта, вежливость, дружба».
Разработчик: Майнагашева Валентина Александровна
воспитатель
Абакан 2016 год
Программа разработана на основе основных нормативно – правовых документов.
Закон РФ «Об образовании»
Устав ГБС (К) ОУ РХ «Школа – интернат с нарушениями зрения»
Инструктивное письмо от 04.09.1997 г. № 48 « О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I –VIII видов».
Рабочая программа по воспитательной работе в «Школе-интернат с нарушениями зрения».
Пояснительная записка.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности. В русском языке существуют два слова со сходным значением – терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго. Слово «терпимость» или «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех словарях русского языка и этимологических словарях.
Термин «толерантность» рассматривается как способность терпеливо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию. Более полное определение (хотя толерантность здесь равна терпимость), раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), дано в «Cоциально-педагогическом словаре»: «Терпимость – это моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я». В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разными социальным статусом, с разными материальными возможностями. Воспитателю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедование, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности к себе и уважения самого себя и других.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире. Способно смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально – психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.
Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество как толерантность личности.
Следует учитывать, что вся система учебно - воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование толерантности. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Именно поэтому в разработанной программе формирование толерантности включает воспитание младших школьников тому, в чем заключается их индивидуальность, их права; поощрение стремления к защите прав других и уважению их, как равноправных жителей планеты. В младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент нормального морального развития личности.
Актуальностью программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.Программа «Доброта, вежливость, дружба», разработана для детей младшего школьного возраста. В группе 13 детей. По системе Брайля занимается один ребенок. Все дети проживают в интернате. Воспитанники группы из разных классов с 1 «А», 2 «А», 3 «А», 3 «Б». Рабочая программа разработана на особенностях детей группы с разными зрительными патологиями.
Данная программа учитывает особенности психофизического развития детей с нарушением зрения и интеллекта (ограниченность чувственного познания, недостаточный запас представлений об окружающем и др.), предусматривает включение основ толерантности в воспитательно-образовательный процесс специализированной группы.
Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет выйти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном городе, крае и родной стране, в которой он живёт.
Таким образом, содержание программы позволяет привести детей к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались сходной ситуации. Дети чувствовали опору и обрели ту самую уверенность, которая, в конечном счете, и нужна для развития толерантности.
Цель программы: формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей слабовидящих детей.
Задачи:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий.
Воспитание личности, которая осознает достоинство человека.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно – эстетических умений и навыков.
Овладение школьниками нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия.
Формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребенка.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
негативное отношение к вредным привычкам;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России.
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
Принципы воспитания:
- целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы;
- принцип доверия и поддержки;
- принцип творчества и успеха.
Для реализации программы используются следующие формы работы: беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов песен, поделок и др.) КВНы, экскурсии, спортивные игры и соревнования, общешкольные утренники, линейки, творческие отчеты, трудовые десанты и т.д.Основные направления реализации Программы.
« Моя семья» (семейное воспитание).
« Юный патриот» (патриотическое воспитание).
«В здоровом теле – здоровый дух» (здоровье, экологическое воспитание, ППД, Тех. Безопасности, ОБЖ, творческое воспитание).
«Человек живет среди людей» (толерантное, правовое воспитание).
Направление «Моя семья» (семейное воспитание).
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья»; формирование нравственных ценностей; актуализировать знания учащихся о семье, о ценности семейных отношений; доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;
раскрыть понятие «семья», выявить её особенности;
воспитывать любовь к родителям, уважения к старшим, заботливое отношение к окружающим;
прививать духовно-нравственные качества личности, чувство уважения, сострадания, доброты и нежности.
возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания;
укрепление престижа и роли семьи в обществе;
формирование у учащихся представления о толерантности;
вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга.
ценностное отношение к членам своей семьи;
Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности
Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Направление « Юный патриот» (патриотическое воспитание).
Цель:  воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Задачи:
представления учащихся о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
элементарные представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
знание воспитанников о национальных героях и важнейших событиях истории России, Республики Хакасия;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республики Хакасия города Абакана;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России.
уважение к защитникам Родины.
Предполагаемый результат деятельности: уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культур; устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Направление «В здоровом теле – здоровый дух» (здоровье, экологическое воспитание, ППД, Тех. Безопасности, ОБЖ, творческое воспитание.)Цель: формировать понятие у учащихся о негативных факторах, влияющих на здоровье; расширять представления детей о здоровом образе жизни; воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса; воспитание дисциплинированности в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимосвязи, взаимозависимости здоровье физического, психического (душевного) и социального (здоровье семьи и классного коллектива);
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевиденья, рекламы на здоровье человека;
развитие творческого мышления, способностей и задатков;
формирование знаний и выполнении знаний безопасности;
интерес к занятиям художественным творчеством;
формирование познавательного интереса.
Предполагаемый результат деятельности: проявление заботы о «братьях наших меньших», участие в акциях по охране окружающей среды, бережное отношение к природе; приобретение необходимой физической выносливости, закалки, умение соблюдать ППД, знание порядка действий при экстремальных ситуациях.
Направление «Человек живет среди людей» (толерантное, правовое воспитание).
Цель: формирование правового воспитания у детей младшего школьного возраста; воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека; формирование у младших школьников навыков толерантных отношений.
Задачи:
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
умение отвечать за свои поступки;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома на улице, к невыполнению человека своих обязанностей;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям.
Предполагаемый результат деятельности: выполнение распорядка школы и соблюдение ее Устава, умение жить в социуме, уважительного отношение к общепринятым нормам и ценностям.
Ожидаемый модель воспитанника:
любит учиться;
внимателен, самостоятелен;
помогает другим;
любит трудиться;
любит свою школу, свой город, свою Родину;
знает и выполняет правила для учащихся;
участвует в делах класса и школы;
добр по отношению к людям;
соблюдает культуру поведения.
Список литературы:
1.            Андрияхина Н. В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя» / Н. В. Андрияхина // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 20–34.
2.            Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н. В. Кленова // Дополнительное образование. – 2006. – № 3. – С. 17–22.
3.            Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / под ред. В. Г. Маралова. – М.: Академический проспект: Парадигма, 2005. – 288 с.
4.            Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.
5.            Щуркова Н. Е. Классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с.