Конспект урока математики 3 класс по теме: Табличное сложение и вычитание в пределах 20.


Дата:
Тема: Таблица умножение и деления на 2
Цель урока: 
1.Формировать у обучающихся умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2.
2.Способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению половины числа .3.Развивать логическое мышление, самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
4.Способствовать формированию универсальных учебных действий.
5.Воспитывать любовь к математике, чувство товарищества.
Ход урока.
   II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном  действии.
 1) Блиц-турнир ( 2 ученика у доски решают примеры)
- Сколько вершин у треугольника? -Как называются числа при сложении? - Как называют число, которое вычитают? - Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
-Как называется результат, полученный при сложении? -Что такое радиус? -Как называется фигура, имеющая начало, но не имеющая конца? -Какое самое большое однозначное число? двузначное? -Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? -Что такое периметр? -Увеличь 8 на 7. -Отними от самого большого двузначного числа самое большое однозначное.
 2) Проверка правильности выполнения примеров на доске при помощи  сигнальных карточек.
 3)Распредели данные выражения на две группы
7+8+8+7=
17+13+4+4+4=
2+2+2+2+2=
9+6+6+6+6=
5+5=
1+2+3+4+4+1=
9+9+9+9+9+9+9+9+9+=
 -Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу?
-Найдите значения последнего  выражения , работая в парах.
 III. Выявление места и причины затруднения.
 -Кому было очень трудно?(тем, кто складывал число 9) -В чём затруднение?( очень долго считать)
-Когда нам в жизни приходится складывать несколько раз одни и те же числа?(например,  чтобы узнать стоимость нескольких одинаковых предметов ) -Вот и в жизни считать долго, покупая несколько одинаковых предметов , нескольких килограммов продуктов и др.  -Какая будет цель?(облегчить задачу)
 IV. Постановка проекта выхода из затруднения.
Учебник математики(часть 1) стр.80
1)На восьми тарелках лежат по 2 пирожных. Сколько пирожных  на всех тарелках?
-Как узнать?(можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 2, как это сделал Волк.А можно сделать, как Заяц(открывается таблица умножения на 2) -Как  можно решить данную проблему легче и быстрее?
(легче выучить таблицу умножения-Что здесь нового и интересного?  -Знак умножения Для облегчения сложения.  Что такое умножение?
Это умное сложение. Ведь умней умножить раз, Чем слагать всё целый час!
 -Что показывает первое число при умножении?(какое число складываем) -Что показывает второе число?(сколько раз складываем первое число) -Что такое умножение?(замена суммы одинаковых слагаемых)
 2)-Замените сложение умножением в 3 и 5 строчках.(2х5=10,5х2=10) -Что заметили?
-Почему результат одинаковый?(переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется)
 V.   Реализация построенного проекта.
 Сюжетно-ролевая игра «Магазин»(Учитель-продавец, а учащиеся покупатели)(У учителя на верёвочках воздушные шары, за которыми приходят покупатели-дети)
 1)Маша пришла в магазин  и купила для праздника 3 воздушных шарика по 2 рубля за каждый шарик.(учитель даёт девочке шарики)Сколько денег должна она заплатить?(2х3=6)
2)Света купила 2 шарика по 3 рубля за каждый шарик. Сколько должна она заплатить, как узнать?(3х2=6)
-Почему девочки должны заплатить одинаковое количество денег?
 3)Света половину шаров решила подарить подруге Оле, а половину Ане. По сколько шаров получат подруги? (Света даёт Оле и Ане по одному шару, пока у неё не останется шаров)
 -Сколько шаров получила каждая девочка?(3)
-Разделив 6 шаров на две части поровну ,вы нашли половину числа.
 3)Чтение правила  в учебнике на стр. 83
(Если разделить число на 2, то можно найти его часть – половину числа.Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2)
 4) –Как, используя таблицу умножения на 2,можно 6:2=?
(деление связано с умножением, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель)
 VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
 1) Работа в рабочей  тетради(№1) .№122 стр.39   (учащиеся по цепочке объясняют, проговаривая вслух, как найти значение выражений на умножение и деление, пользуясь таблицей умножения)
2х2=      2х8=      16:2=    18:2=
4х2=      2х5=      6:2=      8:2=
2х6=      7х2=      12:2=    4:2=
 2)Решение задачи в рабочей  тетради(№1) № 123
Надо разложить 12 кусочков сахара в стаканы по 2 кусочка. Сколько потребуется стаканов? Закрась их.
(Учащиеся выполняют задание практически, «раскладывая» кусочки сахара по стаканам, изображая квадратиками кусочки сахара в каждом стакане по 2. Всё это проговаривается вслух.)Каким действием можно решить эту задачу?(учащиеся проговаривают вслух и записывают решение 12:2=6)
 VIIФизминутка под песню «Дважды два-четыре»
 VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
 1)На  доске соединить суммы с произведениями и с ответом.(один  ученик выполняет на доске, а остальные на карточках)
2+2+2+2             5х3       15
5+5+5                  4х2       10
4+4                      2х4        8
3+3+3+3+3         3х5        2
(после выполнения  дети в парах занимаются взаимопроверкой и при помощи сигнальных карточек проверяют работу на доске)  2)На интерактивной доске вставить пропущенные числа.
(Один ученик выполняет задание у интерактивной доски, остальные показывают числа на индивидуальных карточках, поднимая их вверх)
 2+2+2=? х 3
2+2+2+2+2+2= 2 х ??+?+?+?=2 х ?2х?=10
12:?=6
?:2=9
 3) Найти ошибки и исправить на  доске. -Правильно ли умножение заменили суммой?
(один учащийся выполняет у доски, остальные показывают сигнальные карточки)
2х2=2+2+2
2х9=9+9
5х2=2+2+2+2+2
 IX. Включение в систему знаний и повторение.
 1)Начертить квадрат со стороной 2 см и найти его периметр сначала сложением, а затем умножением.
      2)Работая в группах, составить задачи на умножение числа 2, или на деление ,на нахождение половины числа.
 X. Итог.  -Что было интересного на уроке? -Что нового узнали ? -Где можно использовать полученные знания?
XI. Выставление оценок.  XII. Домашнее задание (Два  любых номера по выбору : в рабочих тетрадях № 5, 6, 7), таблица на 2.
 XIII. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке, написав в тетради в конце урока на полях цифру
1-хорошо, но могу лучше
2-пока испытываю трудности
3-хочу знать больше
 -Как вы думаете, что нужно сделать каждому из вас, чтобы достичь лучших результатов?