Мастер-класс орнаменты в одежде народов Севера


Автор: Ахмерова Фаруза Салимовна, учитель технологии МБОУ «СОШ №1», г. Нефтеюганск
Мастер-класс по теме: «Орнамент в одежде народов Севера»
Слайд 1 Орнамент в одежде народов Севера
Слайд 2 Цель: исследовать одежду народов ханты и манси.
Задачи:
1. Проанализировать особенности национального костюма народов Югры.
2. Исследовать роль орнамента как способа отделки одежды народов Севера.

Слайд 3На территории Югры проживает около 28,5 тыс. коренных её жителей – манси, ненцы и ханты. На представленной диаграмме видно, что народы ханты – составляют подавляющее большинство.
Тысячелетиями складывалась форма национальной одежды народов Севера. По сложившимся канонам у изделий был единый, общепринятый покрой, который не изменялся с течением времени. Однако в зависимости от географического расселения, климатических условий, рода занятий в составе и оформлении женской и детской одежды наблюдались изменения. Традиционная одежда соответствовала культуре каждого этнографического комплекса, что обусловило появление локальных вариантов костюма, как у северных ханты, так и у восточных, южных и северных манси.
Слайд 4 Рассмотрим музейные образцы 19 века.
Слайд 5-6 Притягательная сила заключается в эстетичности, функциональности, целесообразности, рациональности кроя и способах выбора материалов, цветовой гаммы и отделки.
Слайд 7 Теперь рассмотрим виды традиционной женской одежды – зимний сах,– нуй-сах (суконный сах), – халат щашкан сах, юбка – ернас тоф, платье ернас, рубаха ернас-нус-тоф.
Слайд 8 : зимняя одежда
Слайд 9 весенне-осенняя
Слайд 10 летняя
Слайд 11 Конструкции зимней одежды
Слайд 12 Конструкции летней одежды
Всю взрослую и детскую одежду ханты и манси шили вручную. Шов считался мастерским, если он мелкий, плотно затянут и лежит ровно. Красивый шов ханты называют сянгра, а плохой, неровный, скачущий шов называют пренебрежительно – хусьёл,л,энгки.
Пошив платья ханты и манси шьют, как правило, из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка. Украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.
Сравнивая хантыйское платье и мансийское платье можно сказать, что они почти не отличаются друг от друга, чаще у ханты воротник отложной, а у манси – воротник – стойка, давайте рассмотрим отличия и сходство одежды.
Слайд 13 Хантыйское платье состоит из 4-х частей:
Кокетка - порх;
Центральная часть – култ,апшоп;
Фанфора (низ платья) – порма;
Рукава – лыт,
а Слайд 14 мансийское платье состоит из трех частей:
Кокетка
Основная часть
Рукава
Все детали платья ханты и манси – прямоугольной формы, но есть и отличия.
Слайд 15-16 Детали кроя ханты все детали прямоугольной формы,
Слайд 17-18 а у манси кокетка имеет слегка овальную форму, подол мансийского платья отличается от хантыйского тем, что заднее полотнище длиннее переднего. Ввиду отсутствия ножниц раскраивать одежду приходилось ножом. При пошиве кокетки к центральной части сразу определяли перед и зад платья. В задней половине платья делали большое количество складок (глубина защипа 3-4 мм, расстояние 4-5 см). В передней половине складок было меньше (глубина защипа 3-4 мм, расстояние 4-5 см). Воротник простой, как у рубашки, застегивается на пуговицы или замки. Слайд 19 Платье у ханты такого покроя называется пормайнгернас.
Слайд 20 Поверх платья ханты и манси носят хлопчатобумажный халат контрастного цвета, который имеет другой покрой и называется л,унгкангернас, у манси такой халат называется тор сахи.
Слайд 21 Важно отметить, что сочетание контрастных цветов – особенность хантыйского искусства это видно на слайде при оформлении халатов полосами из ткани.
Слайд 22 Платье для повседневной носки оформляют 4-9 полосками. Ими расшивают кокетку и манжеты. Ширина полосок и промежутки между ними – 3-4 мм. Общий фон платья должен быть темным – красным, синим, зеленым, а полоски – контрастного цвета. К примеру, красное платье расшивают белыми и синими полосками, причем чередование полосок начинается от края с белого цвета.
Слайд 23 Манжеты иногда расшивают бисером.
Слайд 24Традиционно к платью пришивают бисерный подол он называется ёрнасил,тахи. Он оттягивает ткань, позволяя складочкам равномерно распределиться, и очень хорошо украшает платье. Платье невесты расшивают сложными и мелкими орнаментами из ткани и бисера. По этому же принципу оформляют халат невесты.
Слайд 25На шею поверх платья всегда надевают множество бус и нагрудное украшение, которое плетется из бисера и имеет геометрический узор.
Методика пошива мансийского платья схожа с методикой пошива хантыйского. Платье оформляют 5-6 полосками одного цвета. Ширина нижней полоски - 5-6 см, ширина остальных полосок 3-4 мм. Ширина промежутков между полосками больше ширины полосок.
Слайд 26-30 Любимый узор у манси – «пакпал» - треугольник, у ханты – «сюканы» - змейка, «Аси вой ох» - головка небесной гусеницы, «ай шовр паль» - ушки молодого зайчика. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Такие исследователи как В.Н. Чернецов, Н.В. Лукина, Т.А. Молданова, Е.И. Ромбандеева рассматривают орнамент с различных позиций: материалы для изготовления, построение орнамента и функции.
Слайд 31-34 Материалами для изготовления орнамента являются мех, береста и ровдуга (оленья шкура).
Слайд 35 Орнаменты обладают коммуникативной, тотемной, защитной и эстетической функциями. Исследователь Т.А. Молданова выявила, что орнамент ханты состоит из геометрических фигур: треугольник, квадрат, зигзаг, уголок, ромб, крест. Каждая фигура несет в себе некий признак, например, зигзаг является признаком жизни и животного существа. Треугольник в орнаменте может быть как «бахрома», «щучьи зубы», «утиные выводки». Квадрат это «голова», если поставлен на угол, то есть ромб, то «углубление сердца».
Слайд 36 При исследовании коммуникативной функции орнамента Т.А. Молданова обнаружила, что у различных территориальных групп ханты встречаются сходства и отличия орнаментов в названии, в построении, в технике выполнения и даже в самом узоре. Например, у аганских хантов орнамент «Локоть песца» имеет несколько вариантов, различных между собой, юганцы тоже имеют орнамент с таким названием, который похож на орнамент «Заячьи ушки» обских и васюганских ханты. «Березовая ветвь» Оби и Югана похожи, но отличаются от пимской «ветви». «Маленького оленя рога» Пима и «Рога молодого оленя» Оби тоже различны, но имеют схожие названия.
Слайд 37 Защитная и тотемная функции в орнаменте ханты обычно встречаются вместе. Тотемная функция придает орнаменту таинственную силу, божество в то или иное существо, которое в свою очередь защищает человека от злых духов (защитная функция). Охотничья магия прослеживалась, например, в орнаменте «оленьи рога». Люди боготворили оленя как главную основу их материальной жизни, доставляющую им пищу и одежду. По данным В.Н.Торопова, многие сибирские народы использовали для украшения своих жилищ орнамент «рога оленя» как талисман против злых духов. Орнамент ханты «рога молодого оленя», он выделен рамкой, это символ богатства и благополучия.