Урок русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Урок русского языка в 3 классе
Программа «Начальная школа 21 века»
Учебник С.В.Иванов «Русский язык» включён в федеральный перечень

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:
1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
2. Формировать умения различать слова мужского и женского рода.
3. Учить планировать и оценивать свою работу.
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.

Аннотация:
В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, тетради, карточки.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».


Этап урока
Цель этапа
Время
Методы, способы, средства
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1-2 минуты
Аутотренинг

Девиз урока: «Да, путь познания не гладок, но знаем мы со школьных лет, загадок больше, чем отгадок и поискам предела нет».
Добрые пожелания детям
Дети на трёх языках приветствуют гостей.
Пожелание удачи друг другу.

Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
4-5 минут
Возникновение проблемной ситуации
Предлагает задание «Найди лишнее слово»
Работают в группах .Обосновывают признак отбора .В одной группе лишнее слово во множ{°.числе, а остальные в ед.числе; в другой группе лишнее слово с раздел. Ъ, а в остальных словах ь-показатель мягкости согл.

Постановка учебной задачи
Обсуждение затруднений
4-5 минут
Подводящий к теме диалог
Что обозначает ь в словах дочь, вещь, мышь, молодёжь ?
Испытывают затруднение. Ставят учебную задачу. Узнать


«Открытие нового знания»
Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения
7-8 минут
Диалог,
Подводящий к открытию знания диалог
Определите сходства и отличия в парах слов : мяч-дочь, лещ-вещь, уж-молодёжь, карандаш-мышь.
Работают в группах. Выполняют задания.
Испытывают затруднение.
Формулируют правило.


Первичное закрепление
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
4-5 минут
Комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий
Мягкий знак выступает как показатель грамматической формы.
Новое словарное слово «багаж»

Объясняют лексическое значение слова, подбирают однокоренные слова, определяют «опасные места»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
4-5 минут
Самоконтроль, самооценка
Чтобы грамотно писать ь после шипящих на конце существительных, нужно выполнять несколько действий.
Выстраивают алгоритм написания слов на заданное правило.

Включение нового знания в систему знаний
Включение нового знания в систему знаний
7 – 8 минут
Выполнение заданий
Упражнение 2 стр.171 (выписать существительные в два столбика)
Проверяют свой ответ и называют верный вариант.

Рефлексия деятельности
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
2 – 3 минуты
Анализ.
Самооценка.
С какой темой познакомились? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать?

Домашнее задание.
Отвечают на вопросы.
Оценивают результаты своей деятельности





Записывают в дневник.





15