Инклюзивное обучение. Планирование работы школьного психолога с детьми — инвалидами.


Программа психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов
МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска
Семья с ребенком инвалидом — это семья с особым психологическим статусом, особенности которой определяются не только спецификой всех членов семьи, но самое главное закрытостью семьи для внешнего мира, особенно это видно дефицитом общения, поэтому главное это специфическое положение в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать межличностные отношения внутри семьи, как между членами семьи, так и отдельно, между другими окружающими. Тревожащим фактором внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми-инвалидами авторитета родителей. Большая часть родителей, как правило, занимаются гиперопекой детей- инвалидов. Эмоциональная нестабильность и психическое здоровье дает детям необходимость в посторонней помощи. Естественно, что многие родители, воспитывающие ребенка-инвалида, подвержены стрессу. Наиболее распространенными реакциями психики человека на экстремальные обстоятельства являются неспособность сосредоточиться, затруднения в принятии простых решений, отсутствие уверенности в себе, раздражительность, частые вспышки гнева, беспокойство, смятение, беспричинный страх или полная паника, получение результатов, противоположных ожидаемым, несбыточность или ненасытность желаний. Положение усугубляется отсутствием опыта самозащиты. В стрессовом состоянии возможны частые перепады настроения, человек может впадать в ярость или ему вдруг становится страшно. Как правило, справиться с переживаниями и выйти из стрессового состояния помогает непосредственное выражение своих эмоций.
Цель: обеспечение сопровождения учащихся в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. Оказание помощи учителям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учащимися, изучение личности школьника, составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Задачи:
- подготовка рекомендаций по оказанию помощи семье и детям в условиях образовательного учреждения;
- создание безбарьерной среды в ОУ, условий способствующих освоению детьми-инвалидами, детьми-инвалидами с ОВЗ программ обучения;
- оснащение ОУ учебно-методическим комплексом для организации образовательного процесса и коррекционной работы с детьми-инвалидами;
- проведение мероприятий для учителей начальных классов, учителей-предметников, учителя-логопеда, педагога-психолога ОУ по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида в части получения образования и коррекционных услуг;
- осуществление социально-индивидуальной ориентации, психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, детям-инвалидам с ОВЗ
- разработка и реализация индивидуального учебного плана;
- обеспечение возможности обучения, воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ по социальным, правовым и другим вопросам.
Направления работы в рамках реализации программы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание (далее аннотировано представлены эти направления и последовательно подробно раскрыты):
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных
действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Психолого – педагогическое сопровождение осуществляется Педагогическим консилиумом, в состав которого входят участники сопровождения:
-администрация школы
- - учителя-предметники
- педагог-психолог
-социальный педагог
- классные руководители
-медик школы
Психологическое сопровождение процесса социальной адаптации.
1.Работа с детьми
2.Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
Основные этапы процесса психологического сопровождения
1 этап
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
2 этап
Реализация индивидуальной программы и групповых (индивидуальных) занятий.
Оказание необходимой помощи родителям ребенка инвалида (консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения
1.Работа с детьми.
Групповые коррекционно – развивающие занятия
Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия
Коммуникативные тренинги
Психологические занятия с элементами сказкотерапии.
Творческие мастерские.
Диагностические обследования.
Фотовыставки
Работа направлена на:
1.Формирование навыков общения.
2.Развитие познавательных процессов.
3.Повышене мотивации.
4.Развитие мелкой мускулатуры.
5.Развитие двигательных навыков.
6.Изучение индивидуально – личностных особенностей.
7.Снятия психоэмоционального напряжения.
8. Повышение самооценки.
9.Эмоционально – волевой сферы.
Дети, обучающиеся на дому являются активными участниками всех внеклассных мероприятий, посещают в школе внеурочную деятельность, праздники и утренники.
Методы и формы работы с детьми
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия– Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Песочная терапия – занятия проводятся с применением песка.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
2.Работа с родителями.
Родительские собрания
Индивидуальные и групповые консультации.
Психологические тренинги.
«Круглый стол»
Беседа.
Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком.
Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Деловые игры.
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
2.0. «Почтовый ящик»
2.1. Открытые занятия с детьми для родителей
2.2 Организован «уголок для родителей»
2.3 Посещение семьи;
3.Работа с педагогами.
Психолого-педагогические семинары.
(Индивидуально – личностные и физиологические особенности детей инвалидов, методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса, особенности установления контакта с ребенком и семьей)
Педагогические советы.
(Создание ситуации успеха, повышение учебной мотивации)
Индивидуальные и групповые консультации.
(Способы вербального и невербального общения, развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы)
Психологические тренинги.
(Снятие психоэмоционального напряжения, установление конструктивных взаимоотношений, способы разрешения конфликтных ситуаций)
Принципы работы
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, классным руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Перспектива:
Повышать самооценку детей- инвалидов.
Развивать эмоционально – волевую сферу.
Снижать нервно-психическое напряжение и тревожность
Развивать навыки саморегуляции.
Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
Снижать показатели конфликтности и враждебности в семейных отношениях.
Внедрять конструктивные стили семейного воспитания.
Повышать уровня психолого – педагогической культуры родителей.
Организовать совместные досуги.
Педагогам формировать уровень воспитанности учащимся, развивать интересы и способности в усвоении школьных предметов.
Психологическое сопровождение ребёнка-инвалида на 2016 – 2017 учебный год.
№ I четверть II четверть III четверть IV четверть
1 Диагностика. Начальный срез. Эмоционально-волевая сфера
Познавательные способности Профориентация Конечный срез. Эмоционально-волевая сфера, познавательные способности
2. Консультирование ребёнка, родителей В течение года
Оформление информации на сайте школы Посещение семьи Посещение семьи Педсовет с участием родителей
3. Коррекционная работа АрттерапияСказкотерапияБеседы, аутотренинг Психологическая подготовка к экзаменам Работа с фотографией, фототерапия.
Карта индивидуально – личностного развития ученика 9 «Б»
Особенности познавательной деятельности Особенности характера Особенности общения интересы
Консультативная работа.
№ Тема консультаций I полугодие II полугодие примечание