Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) на тему Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а], [а] 1 класс УМК Школа России


Тема: Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а], ['а] .Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти.
Планируемые результаты: Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД: Р: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. П: овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); характеризуют звуки [й'а], ['а] и букву я. К: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Л: Проявляют интерес к изучению нового.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. Речевая разминка.
- Пропойте по «ленте букв» гласные звуки.
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы узнаем еще одну гласную букву.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Слого-звуковой анализ слов.
На доске размещены предметные картинки с изображением яблок и маяка и начерчены схемы к этим словам.
- Рассмотрите картинки.
- Давайте выполним слого- звуковой анализ слов, обозначающих рисунки.
- Произнесите слово яблоки по слогам.
- Сколько слогов в слове?
- Какой первый? (Первый слог - это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги - это слоги- слияния)
- Какой второй? Третий? (Слияние еще двух звуков обозначается одной гласной буквой Е)
- Медленно произнесите первый слог [й'аб]. Он состоит из трех звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной. Какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой?
- Выполните анализ слова маяк.
- Если гласная буква Я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й'а].
Знакомство с буквой.
- Показывает на «ленте букв» букву Я.
- Это буква Я. Читать слова с буквой Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й'а].
- На что похожа буква Я?
Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
Физкультминутка
Чтение слогов- слияний и слов (учебник, с. 111)
- Прочитайте слоги.
- Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я?
- Прочитайте слова.
- Сколько звуков вы слышите, произнося букву я?
Работа с текстом (учебник, с. 111)
- Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.
- Поработайте в паре: составьте к тексту вопросы и ответьте на них.
Работа с картой (учебник, с. 110)
- Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте?
- Составьте рассказ (задание в учебнике).
Физкультминутка
5. Закрепление знаний и способов действий.
Чтение слов (учебник, с. 112)
- Прочитайте слова и выполните задания по учебнику.
Чтение текста «Маяк» (учебник, с. 112)
- Почему на море стало темно?
- Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.
- Куда торопятся суда? Что им встречается на пути?
- Что помогает судам смело идти в порт?
Работа с рассказом «Земля». Многозначные слова (учебник, с. 113)
- Рассмотрите картинки, прочитайте рассказ «Земля».
- В каких значениях употребляется слово земля?
- Прочтите слова, которые написаны с большой буквы. Почему они так написаны?
- Подчеркните слова, в которых встретилась буквы Я.
6. Рефлексивно- оценочный
Что нового узнали на уроке?
Что запомнилось?
Что вызвало затруднения?
Тема: Буква Я – показатель мягкости согласного.
Цели: Создать условия для закрепления знаний учащихся о букве Я, развития связной речи, логического мышления, памяти.
Планируемые результаты: Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют значение многозначных слов; работают со схемами слов; характеризуют звуки, обозначенные буквой Я.
УУД: К: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной. Р: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов. Л: Проявляют интерес к изучению нового.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. Речевая разминка.
- Посмотрите на «ленту букв», найдите согласные буквы. Мысленно подставляйте после них букву Я и пропойте образовавшиеся слоги.
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим узнавать новое, читая рассказы, работая с интересными заданиями.
4. Закрепление знаний и способов действий.
Чтение слов (учебник, с. 115)
- Прочитайте слова. Понаблюдайте, как большой предмет может превратиться в маленький.
Дидактическое упражнение «Что нарисовано?» (учебник, с. 115)
- Соотнесите рисунки и слова.
- Составьте схемы слов.
- Назовите кустарники, которые могут расти в саду. Назовите деревья.
Работа с текстом рассказа «Сад» (учебник, с. 115)
- Прочитайте рассказ по ролям.
Физкультминутка
Многозначные слова (учебник, с. 116)
- Рассмотрите картинки, прочитайте предложения.
- В каких значениях употребляется слово язык?
Работа с текстом стихотворения (учебник, с. 116)
- Прочитайте стихотворение.
- Найдите в стихотворении слова, которые описывают яблоко.
Развитие связной речи. Составление рассказа.
Есть ли у вас друзья? Расскажите о них.
Физкультминутка
Дидактическое упражнение (учебник, с. 117)
- Определите, в каком слове буква я обозначает один звук, а в каком – два.
Дидактическое упражнение «Птицы» (учебник, с. 117)
Соотнесите рисунки и названия птиц.
- Составьте схему к слову, в котором два слога.
Работа с «лентой букв» (учебник, с. 117)
- Найдите на «ленте букв» гласные буквы.
- Назовите звонкие согласные буквы.
- Назовите глухие согласные буквы.
5. Рефлексивно- оценочный
Что нового узнали на уроке?
Что запомнилось?
Что вызвало затруднения?