Гимнастика для ума занятие Анаграммы


МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной»
Занятие внеурочной деятельности «ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА»
4 класс
Учитель начальных классов Попова Л.Н.
Тема: АНАГРАММЫ
Цели:
Обучающая (когнитивная)
Организовать деятельность обучающихся адекватно использовать речевые средства языка, способствовать составлять и распознавать анаграммы, умение задавать вопросы, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Цель личностного развития обучающихся
Содействовать формированию УУД (мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах, навыки сотрудничества в различных ситуациях) и исследовательской культуры (формирование умений связанных с учебно лингвистическим исследованием).
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, рабочая тетрадь, толковый словарь В. И. Даля, словарь синонимов и антонимов М. Р. Львова, задания для работы в группах.
Форма проведения: игра - викторина
Методы и приёмы: игровой, метод исследования.
Ход занятия
Компоненты учебного занятия этапы Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности результат
Подготовительный 1 Организационно -подготовительный Создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и обучающихся Приветствие.
Стали ровненько.
Улыбнулись друг другу.
Поприветствовали гостей.
Пожалуйста, присаживаемся. Настрой обучающихся на предстоящее занятие
2 Диагностический Диагностика жизненного и познавательного опыта обучающихся по теме занятия - С какой целью мы сегодня собрались?
Чтобы творить, поэту многого не нужно:Немного тишины, и чтобы жили дружно.И чтоб вокруг никто его не беспокоил,И, может быть, обед ему, чтоб приготовил.
- Скажите, пожалуйста, как называется наше занятие? «Гимнастика для ума»
- Для чего нам нужна гимнастика для ума? Как вы понимаете.
Тогда сделаем гимнастику, проведем разминку.
Разминка
Какие знаменательные даты в этом году празднует наша страна? (70 –летие Победы ВОВ, год литературы)
Как вы думаете почему наше занятие я начала словами о поэте?
Что мы называем шарадами? (слова в которых каждый слог – самостоятельное словечко, сложив их мы получаем новое слово).
Что такое омонимы? (слова, которые пишутся одинаково, но означают разные вещи).
Ребус - …это загадка в картинке.
Кто помним, что такое омографы? (слова, в которых значение зависит от ударения).
Всё ли мы вспомнили? Что же ещё забыли?
Приставки – фокусницы? (приставка определяет новое значение слова)
Разлибуки? (слова, различающиеся друг от друга одной буквой)
Логогрифы? (слова получаются если спереди или сзади убрать или добавить одну букву)
С чем вы любите работать больше?
Ориентирование в пространстве языка и речи
Конструирующий 3 Основной Обеспечение восприятия обучающихся нового учебного материала 1) Сообщение темы и целей занятия.
Учитель: Ребята, а сегодня на нашем занятии мы познакомимся с таким языковым понятием, как АНАГРАММА.
Давайте сформулируем цели занятия. (ответы детей)
Презентация 1
2) Работа в парах.
Р.Т. с 45 1,3 и 4 задание. (ответы первой пары)
Разминка для глаз
3) Работа с разлибуками.
Р.Т. с. 47
Толковые словари
Осознанное усвоение обучающихся нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений
4 Систематизированный Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий 4) Беседа: Вспоминаем какие языковые понятия нам уже известны?
Анаграммы- слова , составленные из букв другого слова.
5) Сейчас я вам предлагаю поиграть.
Для этого нам нужно разделится на 3 группы.
(работа в группах) – каждый ребёнок получает кружок с цифрами 1, 2,3.
1 – 1 команда
2 – 2 команда
3 – мои помощники, эксперты, те кто будет мне помогать и оценивать работу группы.
Учитель: Первое командам нужно придумать название и девиз. Далее конкурсы.
Презентация 2
1.Поменяйте буквы местами, чтобы получились новые слова.
2.Замени одним глаголом.
3.Убери одну букву.
4.Соедини стрелками пары слов.
5.Наборщик.
6.Подобрать синонимы и антонимы.
7.Разгадай ребусы.
8.Отгадай пословицу.
9. Итог.
Осмысление выполненной работы
Итоговый 5 Аналитический Анализ и оценка достижения цели занятия Давайте вернёмся к четверостишию, которым я начала наше занятие.
Чтобы творить, поэту многого не нужно:Немного тишины, и чтобы жили дружно.И чтоб вокруг никто его не беспокоил,И, может быть, обед ему, чтоб приготовил.
Вы были творцами на этом занятии?
В вашей команде было тихо, дружно, это вам помогало?
Что же нового вы сегодня узнали? Самоутверждение детей в успешности
6 Рефлексивный Самооценка собственной деятельности и оценка сотрудничества Давайте завершим нашу работу, начиная словами:
Теперь я знаю …
Я научился…
У меня получилось…
Меня больше всего понравилось …
Сегодня я с собой возьму … это мне поможет …
Проектирование детьми собственной деятельности