Конспект факультативного занятия в 4 классе Гимнастика для ума по теме Логогрифы

Факультатив «Гимнастика для ума»
Занятие № 2
Тема: Логогрифы
Цель: содействовать умению ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Логогриф (logos - слово, grifos - сеть) появился еще в Древнем мире. Характерно начало из старой латинской поговорки: «Amore, more, ore, re...». Здесь последовательно снимается по одной букве. В российской поэзии он встречается с XIX века: у Л. Н. Трефолёва («Победоносцев - Обедоносцев - Бедоносцев - Доносцев»), В. В. Каменского («лучистая - чистая - истая - стая - тая»). Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест - перст», «мир - мираж», «Вера - Венера», «кран -экран», «спорт - порт - спор».
В планету поместите меру, И ветер всколыхнёт всю атмосферу, -Такой, которого сильнее не найти: Он всё сметает на пути.
  
Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь «Э» - и тогда В кинотеатре он найдётся.
  
Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях.
  
Кто части мотоцикла знает, Тот это слово разгадает. А если букву «Д» прибавить, На сцене можно будет ставить.
  
ИШАК - ШИШАК  ЛИК - КЛИК КЛИКА КУЛИК ОКЛИК  ПАР - ПАРА ОПАРА ПАРАД ПАРКА ПАРТА ПАРЧА ПАРША  ОСА - ОСПА  ЛАВА - ГЛАВА ЛАВАШ ЛАВКА ЛАВРА СЛАВА 
Знаменитая музыкальная пара ФА и СОЛЬ объединяется не только в шараду, но и в логогриф: СОЛЬ –ФАСОЛЬ.
Как мы видим, дополнительные буквы могут быть вставлены в любое место короткого слова


В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «о» я потеряю,
Так стиль пловца я означаю. (Король кроль).

Мой верный друг сердитый гром.
Но если букву уберём,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза роза).

Из усатого сладкоежки
Можно сделать без труда
Слеповатого ночлежку,
Дом которого нора. (Кот крот). Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест шесть).

В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал пена).

Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша юноша).

Я с «Л» смягчённым под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым в комнате моей,
В геометрической фигуре. (Уголь угол).

Мы всех и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем.
Но стоит к нам прибавить «т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры тигры).

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «и» прибавишь
- И стану птицей я лесной. (Волга иволга).





ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








ПАР







ЛАВА








Root Entry