Программа кружка изобразительного искусства Волшебная кисточка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАХОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" Г. СОСНОГОРСКА
Рекомендована "Утверждаю"
Методическим советом Директор МБОУ ДОД "ДДТ"
МБОУ ДОД "ДДТ" г. Сосногорска г. Сосногорска
Протокол №__________ _________________/Сметанина С.А./
"____"_______________2013 г. "____"_______________2013 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ"
(ПОДПРОГРАММА "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА")

Направленность:
художественно - эстетическая
Возраст обучающихся: 6 - 9 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Короткова Ирина Юрьевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ "СОШ № 2"г. Сосногорска
г. Сосногорск, 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Искусство — форма познания мира.
Изображая мир, люди учатся его понимать.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Задача программы - развивать ручную умелость детей через самые разнообразные движения. Наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. И поэтому стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев. Изобразительное искусство — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования изучение изобразительного искусства в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира. Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель данной программы – художественно - эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства, формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Цель определяет следующие задачи:
в воспитании:
художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
воспитание зрительской культуры.
в развитии:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
формировать художественно - творческую активность школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
расширение художественно-эстетического кругозора;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
в обучении:
знакомство с тремя видами художественной деятельности: изображение, построение, украшение;
обучение первичному опыту владения доступными материалами (пластилин, глина, гуашь, мелки, акварель);
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
освоение простейших технологий дизайна и оформления;
знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
1.1. Общая характеристика курса.
Содержание программы «Волшебная кисточка» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и уровню образовательной программы по изобразительной деятельности.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати – двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально – образным мышлением и восприятием красоты мира.

1.2. Описание курса «Волшебная кисточка».
Программа построена содержательными блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Яркие, красочные задания позволяют освоить многие художественные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашевые краски). В заданиях, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят к сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия. Но главное - это радость результата, а также отсутствие безуспешных работ.
1.3. Структура учебного процесса по годам обучения.
№ Год
обучения Количество
учебных недель Количество
часов в неделю Количество
часов в год
1 1 33 2 66
2 2 35 2 72
Режим занятий.
№ Год
обучения Периодичность
в неделю Продолжительность
занятий Количество
часов в неделю
1 1 1 2 2
2 2 1 2 2
Способами проверки результативности практических работ являются:
- просмотр и анализ выполненных работ;
- теоретические знания проверяются в тестовых заданиях.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы "Волшебная кисточка" :контрольные задания
наблюдения за работой учащихся
самостоятельные творческие работы
выставки
1.4. Формы занятий:
- рассказ
- беседа
-объяснение
-практическое занятие
1.5. Результаты изучения курса программы «Волшебная кисточка»
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих умений:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 год обучения.

п/пРазделы, темы Теория Практика Всего часов
1 Введение 1 1 2
2 Техника рисования 3 7 10
3 Цветоведение2 6 8
4 Живопись 6 12 18
5 Лепка 4 6 10
6 Декоративное рисование 3 7 10
7 Праздники 1 5 6
8 Выставка - 2 2
Всего 20 46 66
1.6. Содержание курса программы
1. Введение.
Знакомство с детьми. Беседа о трех Братьях - Мастерах: Изображения, Украшения, Постройки. Ознакомление с правилами работы карандашом и кисточкой. Выставка домашних работ.
Практическая работа: "Рисуем лето"
2. Техника рисования. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Цветоведение. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение сказочных животных, птиц, растений, трав.
4. Живопись. Знакомство с жанром "пейзаж", "натюрморт". Дать начальное представление о композиции, форме предметов, пропорциях лица и фигуры человека, пропорциях животных.
Практическая работа: освоение приемов изображения техникой раздельного мазка, составления композиции натюрморта. Изображение натюрморта, пейзажа, животных, человека по памяти и представлению.
5. Лепка. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, животных, человека.
6. Декоративное рисование. Знакомство с понятием "узор", "декоративное рисование", геометрическим и растительным узором. Знакомство с промыслами "Дымковская игрушка", "Хохломская роспись".
Практическая работа: составление узоров, роспись предметов растительными и геометрическими узорами.
7. Праздники. Знакомство с особенностями изображения праздников Рождество, Новый год, 1 мая.
Практическая работа: выполнение поделок к Новому году; оформление плакатов.
8. Выставка детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
Тематическое планирование курса «Волшебная кисточка»
1 класс - 66 ч в год (2 ч в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся
(осуществляемые действия) Формируемые умения
1-2. Кто такой художник? Чем и как работают художники? Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки. Объяснительно – иллюстративная. Индивидуальная, изображение радостного солнца.
"Рисуем лето". Знать форму изображения солнца. Уметь рассказывать о своём настроении, рисовать форму круга (окружности). Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.
3-4. Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя. Экскурсия, рассказ, беседа, наблюдения, сбор природного материала. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Практическая (сбор материала) Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к природе осени. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.
5-6. Цветоведение (основные цвета и их оттенки) Рассказ, беседа, наглядность (цветовой модуль) Объяснительно – иллюстративная. Индивидуальная, изображение, работа по заданному алгоритму. Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Развитие чувства эстетического вкуса.
7-8. Изображать можно и пятном.
Выполнение упражнений. Рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра «Сказка про превращения пятна в образ» Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая. Индивидуальная, изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать замысел в своей работе, решать творческие задачи на уровне импровизаций, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы.
9-10. Изображать можно и пятном. Рисуем осеннее дерево.
Волшебные краски осеннего дерева. Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая. Коллективная работа, изображение осеннего леса. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать свой замысел в коллективной работе, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы.
11-12 . Изображать можно линией.
«Расскажи нам о себе»! Рассказ, беседа, наглядные пособия. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе» Уметь применять основные средства художественной выразительности на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (карандаш, фломастер), участвовать в диалоге.
13-14. Изображать можно в объёме.
Приемы работы пластилином.
Лепка птицы. Беседа, наглядные пособия, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, лепка птицы из целого куска пластилина. Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. Умение участвовать в диалоге.
15-16. Разноцветные краски осени. Рассказ, наглядность. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая. Индивидуальная, изображение. Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
17-18. Художники и зрители.
Выставка работ. Беседа, наглядные пособия. Объяснительно-иллюстративная, поисковая. Фронтальная, выставка. Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. Умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В.М.Васнецов, В.Ван Гог).
19-20. Изображать можно то, что невидно:
-настроение;
-музыка.
Рассказ, беседа, наглядные пособия. Объяснительно-иллюстративная, поисковая. Индивидуальная, изображение музыки-создание образов, контрастных по настроению музыки. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью тона и композиции. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, умение участвовать в диалоге.
21-22. Мир полон украшений. Рассказ, беседа, наглядность, игра. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение сказочного цветка (по воображению). Развитие навыков рисования по воображению. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
23-24. Красоту надо уметь замечать:
-узоры на крыльях (симметрия);
-снежинки (симметрия).
Рассказ, беседа, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, украшение крыльев бабочки. Знание понятия о симметрии. Умение использовать художественные материалы для графического изображения (гелевая ручка), создавать творческие работы на основе собственного замысла.
25-26. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум. Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, украшение рыбки узорами чешуи. Умение строить коипозиции, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). Начальное овладение техникой монотипии. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
27-28. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Художники - анималисты. Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение нарядной птицы. Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент. Умение участвовать в диалоге.
29-30. Как украшает себя человек:
-пропорции человека;
-изображение сказочных героев. Рассказ, беседа, наглядность. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение любимых сказочных героев и их украшений. Умение строить композиции, создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
31-34. Создаём праздник сами! Новый год:
-рисуем Новый год, Рождество;
- изготовление поделок к Новому году. Беседа, наглядность, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, игровая. Индивидуальная, коллективная. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе.
35-38. Народные узоры. Наглядность, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Презентация. Индивидуальная, изображение узора. Уметь выполнять растительный и геометрический орнамент. Уметь создавать из элементов композицию.
39-40. Народные промыслы России. Хохломская роспись. Беседа, наглядность, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Презентация. Индивидуальная, изображение узора. Уметь выполнять элементы хохломской росписи. Уметь создавать из элементов росписи композицию.
41-42. Народные промыслы: Дымковская игрушка. Наглядность, демонстрация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение нарядной игрушки. Уметь выполнять элементы росписи дымковской игрушки. Уметь создавать из элементов росписи композицию.
43-44. Постройки в нашей жизни:
изображение предметов простой формы;
изображение предметов сложной формы. Беседа, наглядность, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, поисковая, игровая. Индивидуальная, изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
45-46. Домики, которые построила сама природа. Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация, игра. Репродуктивная, игровая. Индивидуальная, лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов. Умение использовать художественные материалы (пластилин), применять приёмы лепки с приставными деталями. Умение участвовать в диалоге.
47-48. Всё имеет своё настроение:
изображение животных;
изображение птиц. Беседа, упражнения, наглядность. Репродуктивная. Индивидуальная, создание простых образов из простых геометрических фигур. Уметь видеть конструкцию – построение предмета; использовать художественные материалы (бумага); применять навыки изображения в технике аппликации. Умение создавать творческие работы на основе собственного опыта.
49-50. Что такое "натюрморт"?
Беседа, упражнения, наглядность. Продуктивная. Коллективная, индивидуальная. Знать жанр "натюрморт", уметь рисовать простые предметы быта, строить композицию. знать особенности формы, цвета в натюрморте.
51-52. «Город, в котором мы живём». Беседа, наглядность. Коллективная работа. Продуктивная. Коллективная, создание панно «Город, в котором мы живём». Знать жанр изобразительного искусства - пейзаж. Формирование представлений о пространственной композиции, умение воспринимать окружающий мир. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
53-54. "Светлый праздник". Беседа, наглядность, сказка. Продуктивная Индивидуальная. Уметь выполнять роспись пасхального яйца. Формирование представлений о пространственной композиции, умение сформулировать замысел, участие в диалоге. Уметь применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
55-56. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. Беседа, упражнения, наглядность. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, создание образов по памяти. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе.
57-58. "Весна, весна на улице!" Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, продуктивная. Коллективная, индивидуальная. Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к нежным краскам весны. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.
59-60. Праздник Мира и Труда. Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, продуктивная. Коллективная, индивидуальная. Знать особенности оформления плаката. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.
61-62. Пропорции и форма различных садовых цветов. Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Индивидуальная, изображение цветка ( с натуры или по памяти). Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к нежным краскам весны. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.
63-64. Урок любования. Умение видеть.
Беседа, демонстрация. Продуктивная. Фронтальная, экскурсия в природу, зарисовки. Умение использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке ( с натуры). Умение применять навыки зарисовок с натуры.
64-66. Выставка работ. Беседа, наглядность. Продуктивная. Фронтальная, выставка. Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать работы одноклассников. уметь анализировать работу, высказывать свое мнение.
2 год обучения.

п/пРазделы, темы Теория Практика Всего часов
1 Введение 1 1 2
2 Техника рисования 2 4 6
3 Цветоведение4 8 12
4 Живопись 4 6 10
5 Лепка 3 8 11
6 Декоративное рисование 5 10 15
7 Праздники 4 8 12
8 Выставка - 2 2
Всего 23 47 70
1.6. Содержание курса программы
1. Введение.
Значение рисования. Вспоминаем технику мазка.
Практическая работа: "Рисуем лето"
2. Техника рисования. Получение изображения различных предметов путем соединения простых геометрических форм. Знакомство с понятием "штриховка", освещенность предмета.
Практическая работа: изображение сложных предметов быта, овощей, фруктов; выявление света и тени с помощью штриховки.
3. Цветоведение. Дать начальные представления о светотени, контрасте, световом влиянии на предмет; изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской, смешивания цветов.
Практическая работа: освоение приёмов получения цветовой растяжки, рисунок пятном. Изображение сказочных животных, птиц, растений, трав.
4. Живопись. Повторение особенностей жанров "пейзаж", "натюрморт". Дать начальное представление линии горизонта. Повторение пропорций лица и фигуры человека, пропорций животных.
Практическая работа: повторение приемов изображения техникой раздельного мазка, составления композиции натюрморта. Изображение натюрморта, пейзажа, животных, человека (в движении) по памяти и представлению.
5. Лепка. Работа с глиной и пластилином. Знакомство с понятиями "барельеф", "горельеф", ленточным приемом лепки.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, животных, человека. Лепка миниатюрных фигурок с последующей росписью.
6. Декоративное рисование. Повторение понятий "узор", "декоративное рисование", геометрический и растительный узор. Знакомство с промыслами "Гжельская роспись", "Городецкая роспись".
Практическая работа: составление узоров, роспись предметов растительными и геометрическими узорами.
7. Праздники. Знакомство традициями и особенностями изображения праздников Рождество, Новый год, 1 мая, 9 Мая, Пасха. Символы, значение праздников.
Практическая работа: выполнение поделок к Новому году,Пасхе; оформление плакатов.
8. Выставка детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
2 класс - 70 ч в год (2 ч в неделю)
Внеурочное занятие
(тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые умения
1-4. Три основные краски, строящие многоцветие мира:
-выполняем упражнения;
- рисуем цветы;
- рисуем узоры. Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг. Объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Различать основные и составные цвета.
5-8. Тёплые и холодные цвета в живописи:
-«Краски осеннего листа»;
-смешивание с белой краской;
-смешивание с черной краской. Рассказ, беседа, демонстрация наглядных иллюстраций, рисунок. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями. Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской. Различать жанры произведений изобразительного искусства – пейзаж.
9-11. Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности:
-«Живая клякса»;
-"Осенью";
-"Салют". Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников.
12-13. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».
- иллюстрация к стихотворению. Рассказ, беседа, презентация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная. Коллективная, индивидуальная. Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников
14-16. Выразительные возможности графических материалов:
-уголь;
-фломастеры;
-сангина. Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. Индивидуально – коллективная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз. Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы. Различать виды изобразительного искусства – графика.
17-20. Рисование с натуры. «Натюрморт в творчестве художников»:
-овощи и фрукты(упражнения);
-натюрморт в графике (2 ч). Рассказ, демонстрация наглядных пособий, рисунок. Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. Групповая, коллективная, индивидуальная. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры. Учить рисовать с натуры. Иметь представление о натюрморте, особенности композиции в натюрморте.
21. Беседа «Художники анималисты». Наглядность, демонстрация. Объяснительно-иллюстративная. Презентация Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Различать элементарные основы изобразительного языка художников – анималистов. Иметь представление о художниках анималистах и их творчестве.
22-24. Рисование с натуры животных:
-заяц, белка.
-глухарь;
-олень.
Беседа, наглядность, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение животных или зверей. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.
25-26. Рисуем зиму. Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение зимнего пейзажа. Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников.
27-28. Беседа «Художники – сказочники».
-иллюстрация к сказке "Снегурочка". Наглядность, демонстрация. Объяснительно-иллюстративная, наглядная. Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Различать элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Иметь представление о художниках сказочниках и их творчестве.
29-30. Русские народные сказки (добрый и злой образ).
- иллюстрация к зимней сказке. Беседа, наглядность, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, изображение сказочных героев (по памяти и представлению). Использовать различные элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Создавать композицию иллюстрирующую русскую сказку.
31-34. "Новогодняя сказка" (изготовление поделок) Беседа, упражнения, наглядные пособия. Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. Индивидуальная, коллективная, обсуждение. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе.
35-36. "Сказочная Гжель". Беседа, упражнения, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Индивидуальная, диалог, обсуждение. Уметь выполнять элементы гжельской росписи. Уметь создавать из элементов росписи композицию.
37-40. Изображение и фантазия:
- "барельеф";
- "горельеф";
- роспись поделок. Беседа, демонстрация, наглядные пособия. Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная. Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Знать особенности барельефа, горельефа. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе.
41-44. Изображение и реальность:
- лепка миниатюрных фигурок животных.
- роспись фигурок животных. Беседа, демонстрация, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая, частично- поисковая.. Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе.
45-48. "Волшебные цветы Городца":
Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, диалог, обсуждение. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов росписи композицию. Умение вести диалог.
49-50. Праздник Пасхи на Руси. Беседа, рассказ, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности в конструктивных работах; использование навыка конструктивной работы с бумагой. умение применять узоры хохломской росписи.
51-52. Постройка и фантазия. «Необычные здания». Беседа, демонстрация, макеты. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города. Умение участвовать в диалоге. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления.
53-54. Тема весны в картинах художников. Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно – иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
55-58. Выражение характера:
-мужской образ.
-женский образ. Рассказ, беседа, наглядные материалы, демонстрация, игра. Объяснительно-иллюстративная, частично – поисковая. Индивидуальная. Изображение доброго и злого воина, противоположные по характеру женские сказочные образы. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
59-60. "Мир! Труд! Май!" (праздник 1 Мая). Беседа, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Коллективная, индивидуальная. Знать особенности оформления плаката. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.
61-62. "Праздник со слезами на глазах!" (праздник День Победы) Беседа, наглядность. Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. Коллективная, индивидуальная. Знать особенности оформления плаката. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития.
63-64. Постройка и реальность. «Подводное царство» Беседа, рассказ, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности в конструктивных работах; использование навыка конструктивной работы с бумагой.
65-66. Изображение природы в разных состояниях. Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. Репродуктивная, объяснительно – иллюстративная. Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников.
67-68. Все работаем совместно. Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия. Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение. Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Умение вступать в общение друг с другом.
69-70. Выставка работ. Беседа, наглядность. Продуктивная. Фронтальная, выставка. Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать работы одноклассников. уметь анализировать работу, высказывать свое мнение.
Описание материально – технического обеспечения курса «Волшебная кисточка»
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.: Просвещение, 2007г.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Компьютер, проектор, звукозаписи для проведения физминуток, репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная бумагa