Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебная кисточка 3 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Дмитрова
141800, Московская область, г.Дмитров, микрорайон им. Махалина, д.15, тел. 4-04-40

Утверждено
Директор МОУ СОШ №4 г.Дмитрова
___________ Т.В.Малинникова
приказ №___ от «___»_____20__г.
на основе решения педагогического совета протокол № ___







РАБОЧАЯ программа (ФГОС)

по внеурочной деятельности
Волшебная кисточка

1-4 классы











Составитель: учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 г.Дмитрова
Птицына Лариса Викторовна








Дмитров, 2016 г.

Пояснительная записка
 « Волшебная кисточка » является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
 Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
  Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.

Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Формы деятельности :  занятия, диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.

Планируемые результаты

1.2.1.Результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
  -  понимание чувств других людей, сопереживание им.
 2.Регулятивные универсальные учебные действия:
   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;
  - принимать и сохранять учебную задачу;
  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  - различать способ и результат действия;
  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
 2. Воспитательные задачи:
          - формирование эстетического отношения к красоте окружающего    мира;
- развитие умения контактировать  со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
         - умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
         - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Количество часов
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.
1 класс(33 часа в год)
2,3,4 класс( 35 часов в год)
1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся.
Проекты:
Создание коллективной работы “Мой класс”
2. Содержание учебного предмета

3. Тематическое планирование
1 класс
№ Раздел Количество часов Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)
1. Осень 9 - освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности
2. Птицы 9 - освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности
3. Зима 6 - освоение детьми основных правил изображения;

Цветы и весна 9 - овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности
2 класс
№ Раздел Количество часов Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)
1. Композиция 4 -формирование умения составлять композицию
2. Набрызг 4 -овладение новой техникой изображения
3. Пейзаж 4 -формирование умения составлять пейзаж
4. Здания и транспорт 4 - освоение детьми основных правил изображения;

5. Животные 4 - освоение детьми основных правил изображения;

6. Птицы 7 - освоение детьми основных правил изображения;

7. Весна 7 - овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности
3 класс
№ Раздел Количество часов Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)
1. Знакомство с Мезенской росписью 10 -овладение техникой изображения Мезенской росписи
2. Знакомство с Гжелью 10 овладение техникой изображения Гжели
3. знакомство с Городецкой росписью 14 овладение техникой изображения Городецкой росписи
4 класс
№ Раздел Количество часов Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)
1. Осень 9 - овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности
2. Натюрморт 4 -формирование умения составлять натюрморт
3. Дизайн в рисовании 4 - овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности
4 Рыбы, птицы, звери 7 - освоение детьми основных правил изображения;

5. Транспорт и люди 7 - освоение детьми основных правил изображения;

6. Небывальщина 3 - освоение детьми основных правил изображения;


Календарно — тематическое планирование
3 класс

№ урока Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения темы Коррекция
Знакомство с Мезенской росписью. Элементы Мезенской росписи
1 Животные в Мезенской росписи 5.09.2016
2 Роспись уточки (фон) 12.09.2016
3 Роспись уточки 19.09.2016
4 Роспись панно (фон) 26.09.2016
5 Роспись панно 3.10.2016
6 Роспись деревянной доски по мотивам Мезенской росписи 10.10.2016
7 Роспись деревянной доски по мотивам Мезенской росписи 17.10.2016
8 Викторина « Что мы знаем о Мезенской росписи» 24.10.2016
9 Орнамент полосы, включающий широкую светлую линию, точки и тонкую линию. Бордюры 7.11.2016
Знакомство с Гжелью. Элементы узора
10 Мазок с тенью. Веточки с листочками 14.11.2016
11 Гжельский цветок 21.11.2016
12 Росписи тарелки 28.11.2016
13 Роспись кувшина 5.12.2016
14 Гжельский петушок 12.12.2016
15 Творческая работа « Роспись деревянной доски в Гжельских традициях» 19.12.2016
16 Завершение работы 26.12.2016
17 Роспись тарелки (фон) 9.01.2017
18 Роспись тарелки 16.01.2017
19 Викторина « Что мы знаем о Гжельской росписи» 23.01.2017
Знакомство с Городской росписью
20 Основные элементы 30.01.2017
21 Птицы волшебного сада 6.02.2017
22 Конь городецкий 13.02.2017
23 Роспись чаши под Городец 20.02.2017
24 Ваза с цветами 27.02.2017
25 Завершение работы 6.03.2017
26 Городецкое панно 13.03.2017
27 Завершение работы 20.03.2017
28 Творческая работа « Роспись доски в Городецких традициях» 3.04.2017
29 Завершение работы 10.04.2017
30 Сказочные птицы 17.04.2017
31 Панно со сказочной птицей 24.04.2017
32 « Роспись доски в Городецких традициях» выполнение подмалевка 8.05.2017
33 Завершение работы 15.05.2017
34 Викторина « Что мы знаем о Городецкой росписи» 22.05.2017
Итог года

3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое
Энциклопедический словарь для школьников, М, 1991г.
Королёва В.А. «Материалы и техники рисунка», М., «Изобразительное искусство», 1987г.
Кузин В.С. «Изобразительное искусство», М., «Дрофа», 1995г.
Шер Н.С. «Рассказы о русских художниках», М., «Детская литература», 1976г.
Кирсанов Ф.И. «Рисование и труд в школе», Л., «Учпедгиз», 1966г.
Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 1989г
Фёдоров С.А., Семёнова М.Н. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 1990г.
Кордобовский К.А. «Декоративная и оформительская работа в школе», Ленинград, «Учпедгиз», 1961г.




Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер
Проектор
Колонки
Экран












Рассмотрена и проверена на соответствие стандарта образования ШМО учителей _________________________
Руководитель ШМО ________________________
Протокол №___
от «___» ___________ 20_г.
Согласовано на методическом совете школы
«____» _________20__ г.
Председатель методического совета _________ Е.В.Погодина