Рабочая программа Кружка «Умелые руки»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО на заседании директор ОУ
учителей методсовета
«______»______2014 г. «_____»_____2014г. «_____»_____2014г.
__________________/ ________________/ ________________/
Ф.И.О. ( роспись) Ф.И.О. ( роспись) Ф.И.О. ( роспись)






Рабочая программа

Кружка «Умелые руки»






Возраст учащихся 7 – 16 лет
Составитель:
Карпова Марина Витальевна










Иркутская область
Куйтунский район
Пос. Харик
МБОУ ЦО «Альянс»










2014 г



Пояснительная записка

Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключают в себе изобразительная деятельность, бисероплетении, декоративно-прикладное искусство.
Среди множества видов изобразительного творчества относится развитие детского творчества. В программе органически сочетаются разнообразие, досуговые и образовательные формы деятельности. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностного потенциала, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя широкое поле для реализации идей по декоративно-прикладному искусству, изобразительному и умению работать с бисером, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений творческого образования, приобщение к искусству, как к духовному опыту поколений, овладение способами творческой деятельности, развитие индивидуальных и творческих способностей одаренных детей. Работая по такой программе, учащиеся смогут получить возможность научиться одному или двум видам искусства предлагаемые программой. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают большие возможности для творческого развития личности. Во время реализации программы будут использованы формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а так же практическое задание.
Цель:
- дать учащимся общее понятие о декоративно – прикладном искусстве, о изобразительном искусстве, бисероплетении, их видах, закономерностях; обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся; содействовать жизненному самоопределению учащихся.

Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного искусства;
- научить детей владеть различной техникой выполнения работы с материалами и приспособлениями необходимыми в работе;
- обучить технологии разных видов искусства;
- воспитывать стремление организации своего времени;
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе.
Воспитательные:
- проявить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- формировать чувства самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:
- развивать образное мышление, творческие способности;
-формировать эстетический и художественный вкус;
-содействовать формированию всесторонне – развитой личности.






Структура и содержание программы:

Курс обучения представляет собой единую систему. Темы расположены в порядке их прохождения от выполнения простых форм до сложных композиций.
В программе включен тематический план по каждому виду искусства и цикловой – тематический план согласно расписанию кружка.
1) Содержание программы предполагает работу с бисером, изготовление объёмных игрушек, цветов, бисерных деревьев. Включает историю возвышения различные методы плетения. Знания и умения, полученные во время работы, помогут правильно подобрать материалы для изделия.
2) Второй план включает в содержание декоративно – прикладное искусство. Занятия способствуют возникновению традиционных старых промыслов; формированию художественного вкуса, творческих способностей, развивают умение понимать и ценить народные традиции; формируют умение и навыки по обработке различных используемых материалов.
3) Работа по изобразительному искусству в программе курса способствует развитию способностей к зрительному анализу, памяти, прививает любовь к данному виду. На занятиях у учащихся проявляются творческие способности и художественный вкус.
Формы работы:

В проведении занятий используется индивидуальные и коллективные формы работы.
Коллективная работа способствует не только разностороннему коллективному развитию обучающих, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружелюбное отношение, уважение помогает ребятам получить для себя знание и умение, чувствовать себя единым целым с коллективом. Распределять обязанности так, чтобы статус между лидером активистом и отдельными детьми не был ущемлён.
Работа с отдельными детьми помогает более углубленно получить знания по выбранному виду искусства.
Обучение проводиться в двух направлениях:
1) Усвоение теоретических знаний
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия.
2)Формирование практических навыков.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок, бисероплетение, рисование, составления композиций. Очень важно оценивать работу ребёнка в положительную сторону. Необходимо отметить и недостатки, но одобрение со стороны педагога должно завершать оценку.

Коллективный с индивидуальным подходом – курс обучения проходит по цикловому – тематическому планированию. На ДПИ отводится 108 часов в год, на ИЗО отводится 108 часов в год,; на работу с бисером отводиться – 108 часов в год, итого 504 часа в год.

Ожидаемый результат:

Должны знать:
- исторические сведения по развитию промыслов;
- сведения о материалах и приспособлениях для работы на занятиях ИЗО, для работы с бисером, для изготовления поделок;
- о цветовом сочетании в изделиях;
- технологию бисероплетения;
- технологию смешивания красок;
- технологию изготовления поделок;
- технику безопасности.

Должны уметь:
- разбираться в схемах;
- ориентироваться на качество работы;
- правильно использовать инструменты и материалы;
- выполнять наброски, соблюдать пропорцию, светотень изображаемого предмета;
- изготавливать поделки из различных материалов.

Формы контроля:
Учитывая возрастные психологические особенности учащихся подходящей формой оценки, является совместный просмотр выполненных образцов, изделий, картин, их коллективное обсуждение, выбор лучших работ. Подведение итогов работы, есть необходимый момент в работе творческого коллектива. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Данная программа позволяет педагогу оценить теоретические знания обучающегося в различных областях декоративно – прикладного, изобразительного искусства, бисероплетения.
Отчёты о работе
Выставки, открытые занятия, конкурсы (общешкольные, районные, областные, всероссийские).

Краткие сведения о детском коллективе:

Учащиеся принимаются по группам.
Вид группы – комплексный;
состав группы - переменный;
особенности набора детей – свободный.
Дидактические и методические материалы

Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь:
- образцы практических работ;
- журналы, книги, буклеты;
- схематический материал.

Список используемой литературы:
Журналы:
- «Мир книги»;
- «Почтовый торговый дом»;
- «Сделай сам»;
- «1000 советов».
Книги:
- «Бисер» И.Лукашина
- «Объёмные фигурки из бисера» Изабель Кассап – Селье;
- «Деревья из бисера» Ольга Гулидова;
- «Декоративные цветы» Лидия Лущик, Татьяна Несмиян,
- «Кожаная пластика» Н.В.Шахова, Н.А.Дмитриева.
- «Техника живописи»
- « Дополнительное образование» Издательство «Учитель»;
- «Изобразительное искусство» Н.А.Горяева, О.В.Островская.




Учебно-тематический план по Декоративно-прикладному искусству

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика

I
Вводное занятие. Что такое декоративно – прикладное искусство.
1
1
-

II
Айрис - фолдинг
15
1,5
13,5

1
Айрис - фолдинг – как современный и исторический вид искусства
1,5
1,5
-

2
Изготовление шаблонов
3
-
3

3

Заготовка полос (из ткани, бархатной бумаги, лент и т.д.)
4.5
-
4,5

4
Сборка композиции
6
-
6

III
Искусственные деревья
27
1,5
25,5

1
Изготовление искусственных деревьев – как вид восточного искусства
1,5
1,5
-

2
Заготовка каркаса и закрепление его на основе
1,5
-
1,5

3
Изготовление веток с зеленью
9
-
9

4
Формирование ствола
3
-
3

5

Покраска и обработка дерева
1,5
-
1,5

6
«Ёлка». Заготовка каркаса и закрепление его на основе
1,5
-
1,5

7
Изготовление веток
4,5
-
4,5

8
Формирование ствола
3
-
3

9
Оформление работы
1,5
-
1,5

IV
Кожаная пластика
19,5
1,5
18

1
История появления кожаной пластики
1,5
1,5
-

2
Выбор и зарисовка схем. Изготовление шаблонов
3
-
3

3
Изготовление деталей
6
-
6

4
Выполнение работы
6
-
6

5
Оформление работы
3
-
3

V
Обереги
25,5
3
·
·
·
·
·Древние обычаи и обереги
1,5
1,5
-

2
Кукла «Берегиня». Изготовление заготовки
3
-
3

3
Изготовление деталей
4,5
-
4,5

4
Сборка деталей
3
-
3

5
Изготовление аксессуаров
3
-
3

6
Завершение работы
1,5
-
1,5

7
Оберег «Дом – полная чаша»
1,5
1,5
-

8
Изготовление деталей
3
-
3

9
Сборка деталей
3
-
3

10
Оформление работы
1,5
-
1,5

VI
Работа с нетрадиционным материалом
18,5
1,5
17

1
«Из чего же – из чего же »
1,5
1,5
-

2
Корзинка. Изготовление деталей
3
-
3

3
Изготовление корпуса
4,5
-
4,5

4
Оформление работы
3
-
3

5
Изготовление цветов
3,5
-
3,5

6
Сборка и оформление работы
1,5
-
1,5

VII
Творческий проект
3
-
3


Итого
108
10
98









































Учебно-тематический план по бисероплетении

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика

I
Вводное занятие. Общие сведения о бисероплетении, необходимые материалы и инструменты.
3
1
2

II
Изготовление деревьев из бисера
27
1
26

1
Элементы плетения, используемые в работе
3
1
2

2
Выбор вида дерева. Изготовление каркаса
3
-
3

3
Разновидности и плетение веточек и листочков
16
-
16

4
Формирование дерева
6
-
6

III
Объемная игрушка
18
1
17

1
Плоское и объемное плетение. Изучение схем
3
1
2

2
Плетение игрушки по выбору
15
-
15

IV
Изготовление бисерных букетов
18
1
17

1
Изучение схем. Выполнение работы
12
1
11

2
Цветы
9
-
9

V
Сувениры из бисера
18
1
17

1
«Дерево счастья»
6
1
5

2
Огненный цветок
6
-
6

3
Бисерная композиция и оформление рамки для фотографии
6
-
6

VI
Украшения из бисера
15
1
14

1
Колье
9
1
8

2
Браслет
6
-
6

VII
Панно «Цветочная мазайка»
6
-
6

VIII
Творческий проект
3
-
3


Итого
108
6
102
















Учебно-тематический план по Изобразительному искусству

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика

I
Вводное занятие.
1,5
1,5
-

II
«Я рисую мир»
36
-
36

1
Пейзажи. Времена года
7,5
-
7,5

2
Пейзаж в графическом изображении
7,5
-
7,5

3
Сельский пейзаж
7,5
-
7,5

4
Городской пейзаж
7,5
-
7,5

5
Рисование пейзажа по памяти
6
-
6

III
Изображение предметного мира
13,5
1,5
12

1
Натюрморты
1,5
1,5
-

2
Натюрморт. Работа красками
6
-
6

3
Натюрморт. Выполнение работы простым карандашом
6
-
6

IV
Роспись
7,5
1,5
6

1
Виды росписи
1,5
1,5
-

2
Изображение росписи пластическим материалом
6
-
6

V
Рисунок на бересте
16,5
1,5
15

1
Береста - как средство изображения
1,5
1,5
-

2
Подготовка бересты к работе. Выполнение наброска
3
-
3

3
Работа красками
3
-
3

4
Оформление работы
1,5
-
1,5

5
Выполнение наброска пейзажа
3
-
3

6
Работа красками
3
-
3

7
Оформление работы
1,5
-
1,5

VI
Портрет в изобразительном искусстве
22,5
1,5
21

1
Работа над портретом
7,5
1,5
6

2
Работа красками
7,5
-
7,5

3
Выполнение портрета пастелью
7,5
-
7,5

VII
Колесница идей
6
1,5
4,5

1
Дизайн среды
1,5
1,5
-

2
Изготовление эскиза
1,5
-
1,5

3
Работа красками
3
-
3

VIII
Экскурсия на природу
3
-
3

IX
Повторение пройденного материала
1,5
-
1,5


Итого
108
9
99














Цыкловой план

Кружка «Умелые руки»








МБОУ ЦО «Альянс»
Составитель:
Карпова Марина Витальевна
















2014г.







Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя

Понедельник
Бисер
Введение. Общие сведения о бисероплетении. Необходимые материалы и инструменты.
Бисерная азбука. Виды работ. Низание. Виды и способы низания. Элементы плетения.
Изготовление деревьев из бисера. Выбор вида дерева, изготовление каркаса
Разновидности веточек и листочков.

Вторник
ДПИ
Что такое декоративно-прикладное искусство
Изготовление шаблона «Танцовщица»
Заготовка полос (из бархатной бумаги, ткани ит.д.)
Оформление на основе.

Среда
ИЗО
Вводное занятие.
Выполнение наброска.
Работа красками.
Выполнение наброска графическим способом

Четверг
ДПИ
Айрис – фолдинг – как современный вид искусства
Заготовка полос (из бархатной бумаги, ткани ит.д.)
Сборка композиции.
Самостоятельная работа. Изготовление шаблона.

Пятница
ИЗО
Я рисую мир Пейзажи «Времена года»
По этапное выполнение работы.
Завершение работы
Прорисовка.

Цикловой тематический план на сентябрь














Цикловой тематический план на октябрь

Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя
V неделя

Понедельник
Бисер
Плетение нижних веточек.
Формирование основных веточек и макушки дерева
Закрепление нижних веток и стволу дерева.
Посадка дерева. Закрепление основания на основе
Формирование ствола и веток дерева

Вторник
ДПИ
Заготовка полос (из ткани, бархатной бумаги и т. д.)
Сборка композиции
Оформление работы
Изготовление искусственных деревьев – вид восточного искусства
Изготовление веток с зеленью
Продолжение работы над ветками

Среда
ИЗО
Наложение оттенков и светотени карандашом
Завершение работы

Прорисовка и штриховка карандашом
Выполнение наброска «Сенокос»
Городской пейзаж. Выполнение наброска

Четверг
ДПИ
Сборка композиции
Оформление на основе
Заготовка каркаса и закрепление его на основе
Изготовление веток с зеленью
Продолжение работы над ветками

Пятница
ИЗО
Наложение тени и полутени карандашом
Сельский пейзаж. Выполнение наброска.
Наложение светотени, тени и полутени карандашом
Работа красками
Прорисовка, наложение теней и тонов карандашом









Цикловой тематический план на ноябрь
Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя

Понедельник
Бисер
Подкраска ствола и веток дерева. Декорирование грунта
Завершение обработки изделия и оформление готовой работы
Объемная игрушка. Плоское и объемное плетение. Разработка схем, зарисовка схем. Начало работы.
Игрушка на выбор. Изготовление туловища.

Вторник
ДПИ
Продолжение работы над ветками
Закрепление веток к стволу.
Покраска и обработка дерева
«Ёлка». Заготовка каркаса и закрепление его на основе.

Среда
ИЗО
Выполнение наброска «Двое под дождём»
Работа красками
Наложение светотени, выделение фона.
Прорисовка, наложение светлых и темных тонов (красками, карандашами, пастелью и т.д.)

Четверг
ДПИ
Завершение работы над ветками
Формирование ствола
Завершение и оформление работы.
Изготовление веток

Пятница
ИЗО
Продолжение работы над пейзажем
Изображение пейзажа по памяти. Выполнение наброска
Выполнение наброска пейзажа по памяти «Времена года»
Изображение предметного мира. Натюрморты.









Цикловой тематический план на декабрь
Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя

Понедельник
Бисер
Продолжение работы с туловищем.
Изготовление мелких деталей.
Сборка изделия. Закрепление всех деталей.
Изготовление бисерных цветов и бисерных букетов. Изучение схем. Зарисовка схем. Начало работы, выбор цветка.

Вторник
ДПИ
Изготовление веток
.Формирование ствола
. Оформление работы.
Выбор и зарисовка схем. Изготовление шаблонов к композиции «Бочонок»

Среда
ИЗО
Натюрморт в живописи. Выполнение наброска.
Нанесение светлых тонов краской, применяя стадийную систему работы.
Натюрморт графическим способом. Выполнение наброска
Нанесение светлых и тёмных тонов карандашом

Четверг
ДПИ
Завершение работы над ветками.
Формирование ствола

Кожаная пластика. История появления кожаной пластики
Изготовление деталей к композиции

Пятница
ИЗО
Прорисовка с учетом предметных особенностей.
Завершение работы и оформление.
Прорисовка.
Завершение работы и оформление.









Цикловой тематический план на январь
Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя
V неделя

Понедельник
Бисер
-
-
Плетение лепестков
Продолжение работы над цветком. Сборка всех деталей. Оформление работы.
Изготовление бисерного панно. Начало работы.

Вторник
ДПИ
-
-
Изготовление деталей. Нанесение рисунка по шаблону
Выполнение работы
Композиция «Оксана», изготовление шаблонов

Среда
ИЗО
-
.-
Роспись. Виды росписи
Выполнение фона и основных деталей.
Завершение, оформление работы.

Четверг
ДПИ
-
-
Выполнение работы.
Сборка деталей и оформление работы
Изготовление деталей к композиции

Пятница
ИЗО
-
.-
Выполнение росписи пластическими массами. Нанесение наброска росписи
Продолжение работы.
Рисунок на бересте. Береста - средство изображения.











Цикловой тематический план на февраль

Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя

Понедельник
Бисер
Продолжение работы. Плетение лепестков полуобъемным способом.
Завершение и оформление работы.
Дерево «Счастья» из бисера и бус. Плетение мелких деталей.
Сборка деталей. Формирование дерева, окончательная отделка.

Вторник
ДПИ
Продолжение работы над композицией
Выполнение и оформление работы
Кукла «Берегиня», изготовление каркаса
Изготовление мелких деталей. Руки.

Среда
ИЗО
Подготовка бересты к работе.
Работа красками.
Завершение и оформление работы.
Выполнение наброска.

Четверг
ДПИ
Выполнение работы
. Древние обычаи и обереги.
Обмотка каркаса шпагатом
Изготовление деталей.
Изготовление наряда.

Пятница
ИЗО
Выполнение наброска.
Продолжение работы с берестой.
Подготовка бересты к работе. Подбор сюжета.
Выполнение работы красками.













Цикловой тематический план на март
Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя

Понедельник
Бисер
Огненный цветок. Плетение лепестков.
Завершение и оформление работы.
Бисерная композиция и оформление рамки для фотографии.
Завершение и оформление работы.

Вторник
ДПИ
Отделка рюшами и т. д.
Продолжение работы над поделкой
Сборка всех деталей
Оберег «Дом – полная чаша».

Среда
ИЗО
Продолжение работы с берестой.
Портрет. Знакомство с работами известных портретистов
Продолжение работы над портретом.
Изображение портрета по представлению

Четверг
ДПИ
Сборка деталей
Изготовление аксессуаров (Бусы, серьги, корона)
. Завершение и оформление работы.
Изготовление деталей

Пятница
ИЗО
Завершение и оформление работы.
Выполнение наброска, прорисовка.
Изображение в цвете
Портрет в живописи. Выполнение наброска.















Цикловой тематический план на апрель

Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя
V неделя

Понедельник
Бисер
Украшение из бисера. Изучение и зарисовка схем. Плетение украшения по выбору.
Изготовление украшения с применением плоского и объемного плетения.
Плетение браслета с применением крупных бус.
Окончательная отделка и завершение работы.
Панно «Цветочная мозаика» Составление эскиза. Перенесение мотива на основу.

Вторник
ДПИ
Продолжение работы над поделкой
Сборка всех деталей
Работа с нетрадиционным материалом «Из чего же – из чего»
Изготовление деталей.
Продолжение работы над корзиной

Среда
ИЗО
Выполнение тонов и теней красками
Прорисовка. Работа красками
Портрет в графическом изображении. Выполнение наброска
Нанесение тонов и теней карандашом
Завершение и оформление работы

Четверг
ДПИ
Работа над поделкой
Завершение и оформление работы
Корзинка. Изготовление деталей.
Изготовление корпуса
Закрепление мелких деталей к корпусу шпагатом.

Пятница
ИЗО
. Портрет в профиль. Выполнение наброска
Завершение и оформление работы.
Прорисовка с учётом психологических особенностей
Продолжение работы над портретами.
Колесница идей. Дизайн среды.





Цикловой тематический план на май
Дни недели

Наименование
I неделя
II неделя
III неделя
VI неделя

Понедельник
Бисер
Плетение деталей полуобъемным способом.
Соединение всех деталей в букет и распределение на основе.
Работа над творческим проектом
Экскурсия.

Вторник
ДПИ
Сборка и оформление работы
Изготовление деталей цветов и их обработка
Творческий проект
Экскурсия

Среда
ИЗО
Выполнение эскиза.
Завершение и оформление работы
Творческий проект
Экскурсия.

Четверг
ДПИ
Изготовление пластиковых цветов. Изготовление шаблонов
Сборка и оформление работы.
Творческий проект


Пятница
ИЗО
Выполнение работы красками
Закрепление пройденного материала
Экскурсия




15