Рабочая программа кружка Художественный ручной труд


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25 г. Братска Согласовано __________________ Заместитель директора по УР Соколова И.В УТВЕРЖДАЮ_______________ директор Антонцев И.В.. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Художественный ручной труд» для 4 - 7 кла с с ов Составила Чубарь Е.Е, инструктор по труду. Программа разработана основе авторской программ ы «Своими руками творим красоту» Рибиновой Ирины Викторовны, воспитателя ГОУ ЯО Переславль - Залесской СКШИ№ 3 разработанной под руководством Калугин а Михаил а Алексеевич а , декан а дефектологического факультета Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского . 2013г. ПРОГРАММА « Художественный ручной труд» Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской программ ы «Своими руками творим красоту» Рибиновой Ирины Викторовны, воспитателя ГОУ ЯО Переславль - Залесской СКШИ№ 3 разработанной под руководством Калугин а Михаил а Алексеевич а , декан а дефектологического факультета Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского . П рограмма р ассчитана на два года обучения, направлена на развитие творческих способностей, воспитание вкуса, положительной мотивации познания, привитие любви к творчеству и художественному труду учащихся 4 - 7 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида. Данная программа предполагает занятия учащихся разнообразной художественно - эстетической деятельностью. Занимаясь по этой программе, воспитанники школы - интернат учатся : - различать виды и ж анры изобразительного искусства; - планировать собственную деятельность по созданию художественного образа ; - владеть приёмами работы над рисунком , аппликацией, лепкой, росписью; - владеть приёмами конструирования из бумаги и картона бросового и природного материала , приёмами работы с пла стическими материалами; - выражать своё эмоциональное отношение к наблюдаемым явлениям, объектам и их художественным образам. Цель программы – развитие творческих способностей умственно отсталых детей, формирование общетрудовых умений и умений, сопряжённых с художественным трудом, воспитание эстетического восприятия мира и хорошего вкуса. Задачи: - Воспитать положительную мотивацию к познанию и творчеству. - Привить интерес к художественно - творческой деятельности. - Развивать творческие способности и эстетический вкус. - Воспитывать коммуникативные навыки в процессе художественного труда. - Способствовать развитию и коррекции изобразительно - гра фических, конструктивных навыков учащихся, навыков работы с пластическими материалами. - Развивать мелкую моторику, сенсорно - перцептивную, речевую деятельности. Программ а включает следующие разделы: в 4 - 5 классе – « Юный иллюстратор », в 6 - 7 классе – «Горо д мастеров». Учащиеся 4 и 5 класса погружаются в мир сказок. Ребята знакомятся с текстами сказок, иллюстрациями к ним. Дети описывают образы главных героев, анализируют особенности архитектурных сооружений, их оформления, обращают внимание на особенности к остюмов. Знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования. Затем передают через рисунки, поделки из природного материала, лепку, аппликации образы литературных героев, архитектурных сооружений. В 6 и 7 классе художественная деятельность значител ьно совершенствуется, дети закрепляют навыки работы: в нетрадиционных техниках рисования; с природными материалами (береста, бобы, шишки, глина. Б олее законченной становиться форма изготовленных предметов, уточняются пропорции, у детей появляется желание дополнить свою работу такими деталями, которые украсят подделку и сделают её более выразительной. В ходе работы дети знакомятся с разными профессиями, где используется художественный ручной труд. Межпредметные связи: - Связь с уроками, чтения, изобразитель ного искусства, музыки. Формы деятельности: - чтение фрагментов художественной литературы; - просмотр видеофильмов, слайдов, виртуальные экскурсии, игры - путешествия; - прослуш ивание музыкальных произведений; - выставки; - практические занятия (индивидуаль ные и групповые работы). Рекомендуемый метод – метод коллективных творческих проектов, результатом реализации которых будут продукты индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны знать: - ра зличные техники рисования; - различные изобразительные материалы; - имена 3 - 5 художников и их наиболее известные картины. - названия и назначения профессий: столяр, художник, швея, декоратор, плотник, гончар. Учащиеся должны уметь: - различать виды и жанры изобразительного искусства; - планировать собственную деятельность по созданию художественного образа; - владеть приёмами работы над рисунком, аппликацией, росписью; - владеть приёмами конструирования из бумаги и картона, приёмами работы с пластическ ими материалами; - выражать своё эмоциональное отношение к наблюдаемым явлениям, объектам и их художественным образам. Требования к уровню воспитанности. Учащиеся должны проявлять: - интерес к художественно - эстетической деятельности; - активно участвовать в выполнении доступных уровню их развития изделий; - доводить начатое дело до конца при различной степени участия педагога; - навыки саморегуляции и коллективного взаимодействия; 4 - 5 класс - Юный иллюстратор № занятия Тема Виды работы Форма работы Оборудование и материалы 1. Вводное занятие. Цветоведение. Вводная беседа. Цветовой спектр - «7 цветов радуги», Практическая работа: 2 Цветоведение, оттенки Рассматривании иллюстраций художников к сказке «Гуси лебеди» Практическая работа: разные оттенки любимого цвета Фронтальная Иллюстрации художников к сказке, серия сюжетных картинок . 3. Техника рисования «по сырому». «Гуси – лебеди» . Выполнение зарисовок по мотивам сказки Индивидуальная Альбомные листы, гуашевые краски, акварельные краски 4 Техника рисования монотипия. «Гуси – лебеди» Выполнение зарисовок Индивидуальная К ра ски (гуашь или акварель), кисти , бумага) 5. Техника рисования «кляксография». Составление коллективной композиции Коллективная Альбомные листы, гуашевые краски, акварельные краски, кисти, соломинки для коктейля. 6 Техника рисования «цветные нитки». Составление и дорисовка индивидуальных композици й Индивидуальная Альбомные листы, гуашевые краски, кисти, нитки 7,8 Комбинированные техники рисования . А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане » Выборочное чтение. Слушание. Рассматривание иллюстраций к сказке. Анализ особенностей архитектурных сооружений, их оформления; Выполнение иллюстраций в произвольных техниках, комбинированние. Фронтальная , индивидуальная Текст сказки, иллюстрации. Альбомные листы, гуашевые краски, акварельные краски, кисти, соломинки для коктейля. 9. Подводный мир. Подготовка основы. Ч тение фрагмента сказки «О царе Салтане» . Слушание . Фантазирование на тему: «Что мог увидеть царевич Гвидон под водой?» Практическая работа: подготовка основы. Фронтальная , индивидуальная Текст сказки, иллюстрации. Альбомные листы, гуашевые краски, акварельные краски , кисти, соломинки для коктейля и др. 10. Подводный мир. Аппликация из обоев Знакомство с разными видами обоев, рассматривание, сенсорный анализ, беседа. Индивидуальная Иллюстрированная основа, клей, к исть, ножницы, обои . Иллюстрации подводного мира, Рассматривания иллюстраци й подводного мира. Практическая работа: аппликация . схемы - изображения рыб и животных подводного мира . 11. Подводный мир. Аппликация из обоев , доработка деталей. Рассматривания иллюстраций подводного мира. Практическая работа: аппликация. Индивидуальная Иллюстрированная основа, клей, кисть, ножницы, обои. Иллюстрации подводного мира, схемы - изображения рыб и животных подводного мира. 12. Сказки матушки природы. Береста как изобразительный материал. Беседа о природе, знакомство с берестой, просмотр видеофрагмента «Дороги старых мастеров. Береста» Индивидуальная Н арезанные кусочки бересты разного размера. 13. Панно «Цветы». Подготовка бересты выкройка. Беседа, рассматривание изделий из бересты, фотографий картин из бересты, Практическая работа: первичная подготовка бересты, выкраивание деталей цветка Фронтальная, индивидуальная Картон, переводная бумага, нарезанные кусочки бересты цветная бумага, клей, кисточки. 14 Панно «Цветы» Сбор цветков из берестяных лепестков, склеивание, подготовка стеблей Практическая работа. Сбор единого панно. Работа в парах и коллективно Материалы: ножницы, заготовки из бересты, клей, нитки, проволока, тополиные ветки. Рамка для панно. 15 Новогодние сказки Беседа по картине В.Васнецов « Снегурочка» Рассматривание иллюстраций с изображением Снегурочки. Рисование «Снегурочка» Индивидуальная. Репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка» Краски, кисть, бумага. 16,17,18 Новогодние сказки Знакомство с техникой Папье маше. Лепка Снегурочки из папье - маше . Оклеивание газетами, покраска, роспись. В парах. Папье маше, клей, газетная бумага, доски, вода, салфетки, мокрые тряпочки. 19 Зимний вечер Экскурсия «Краски зимнего вечера». Наблюдение зимней природы вечером. Фронтальная 2 0 Зимний вечер Беседа по картине А.И. Куинджи «Пятна лунного света в лесу. Зима», А. Рябушкина «Зимний вечер» Фронтальная. Индивидуальная. Раскраски, акварельные краски, восковые мелки. Репродукция картин А.И. Куинджи «Пятна Прочитать стихотворение В. Фетисова «Зимний вечер». Рисование картины «Зимний вечер». Затонировать фон для работы с солёным тестом лунного света в лесу. Зима», А. Рябушкина «Зимний вечер» 2 1 . Зимний вечер. Аппликация из солёного теста Индивидуальная Солёное тесто, клей ПВА, салфетки, клеёнки, стеки, кисти. 23 Зимний вечер. Раскрашивание аппликации из солёного теста «Зимний вечер» Индивидуальная Гуашь, акварель, клей с блёстками, кисти. 24. Куклы Виртуальная э кскурсия в музей кукол . Просмотр видеофрагмента Фронтальная 25 , 26 Куклы « Бумажная история » . Конструирование лепка сказочных героев из бумаги (папье маше) и картона , изготовление костюмо в. Индивидуальная Катон, масса папье - маше Пластилин, различный подручный материал (фонарики, бусы, пуговицы, разнофактурная бумага , ткань, тесьма ) 27,28 « Сказочные цветы » Беседа по репродукции картины П.П. Кончаловского «Сирень». Изготовление коллажа « Сказочные цветы » из глины. Индивидуальная Глина , клей ПВА, кисточки, клеёнки, тряпочки, салфетки. Репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень». 29 «Золушка» Просмотр сказки - фильма. Беседа по иллюстрациям. Фронтальная Диск с фильмом, иллюстрации к сказке. Книга Ш. Перро «Золушка» с иллюстрациями. 30 . «Золушка» Рисование кистью «Королевский дворец». Индивидуальная Бумага, простые карандаши, шаблоны, гуашь, акварель, кисти. 31 . «Золушка» Лепка из глины «Королевский дворец» (объёмная модель). В парах Глина, стеки, доски, тряпочки. 32 «Золушка» Раскрашивание объёмной модели «Королевский дворец» (глина) В парах Гуашь, акварель, кисти. 33 «Золушка» Объёмная аппликация «Золушка в бальном платье» В парах Раскраски, переводная бумага, картон, ткани, клей, кисточки, тесьма. 34 . Заключительное занятие Беседа - подведение итогов, чаепитие фронтально 6 - 7 класс – «Город мастеров» №№ Тема Практическая работа Форма работы Технические сведения 1. Гончарное дело. Беседа о профессии «Гончар» Рассматривание гончарных изделий, их предназначение . Лепка из глины кашпо. Фронтальная и индивидуальная Гончарные изделия . Глина, разделочные доски, кисточки. 2. Гончарное дело Экскурсия в керамический цех Рассматривание гончарных изделий, порядок и оформление гончарных изделий Фронтальная 3. Гончарное дело Рассматривание образцов росписи. Роспись глиняного кашпо. Индивидуальная Краски по керамике (или акриловые), кисточки. Образцы росписи. 4. Гончарное дело Роспись керамических изделий. В парах Трафареты, краски по керамике (или акриловые), кисточки. 5. Архитектура родного края Экскурсия в а рхитектурно - этнографический музей "Ангарская деревня" . Отдел «Мир русской деревни» Фронтальная Фотоаппарат. 6. Архитектура родного края Беседа по репродукции картины А. Саврасова «Зима», В. Сурикова «Изба» Аппликация из веток «Русская изба». Работа в парах Репродукция картины А. Саврасова «Зима», В. Суриков «Изба» ветки,солома клей ПВА, кисточки, картон, мешковина. 7. Архитектура родного края Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина . . Рассматривание фотографий экскурсии. Рисование «Старинный терем» Индивидуальная Бумага, краски, кисти. Фоторепортаж « Ангарская деревня» 8. Архитектура родного края Аппликация «Старинный терем» из ткани с дорисовыванием деталей. Коллективная Картон, ткань, акриловые краски, кисточки для клея и рисования. 9. Архитектура родного края Панно «Русская деревня» Рассматривание репродукций картин Л. Каменева «Зимний пейзаж», «Жатва», В. Клодта «Вид на острове Коллективная Цветная бумага, кусочки ткани, природный материал: колоски, солома, сухие листья, травинки, прутики и т.д., карандаши, Валааме», Ю. Клевер «Зимний вечер в деревне» фломастеры, краски Репродукция картин Л. Каменева «Зимний пейзаж», «Жатва», В. Клодта «Вид на острове Валааме», Ю. Клевер «З имний вечер в деревне» 10. Профессия швея Виртуальная э кскурсия на швейную фабрику. ( просмотр видеофильма) Понаблюдать за работой швеи. . Фронтальная 11. Профессия швея Рассматривание иллюстраций к сказке Г. - Х. Андерсена «Снежная Королева» Эскиз платья для Снежной королевы» Фронтальная и индивидуальная Книга с иллюстрациями. Альбомные листы, карандаши, ластики. 12. Профессия швея Платье Снежной королевы . Декорирование готового платья Снежной королёвы. Работа по группам. Мини - группы. Бусинки, бисер, кружева, тесьма, ножницы, игла, нитки, блестки. 13. Профессия строитель Макет « Дворец Снежной королевы » . Изготовление макета из готовых форм. Декорирование и пространственное размещение предметов на макете. Мини - группы Картон, плоскостные изображения предметов, клей, кисточки, различные виды бумаги, тесьмы, мишуры, скотч, шило, шнуры. 14. Профессия столяр и художник - декоратор. Декоративная роспись. Рассматривание иллюстраций «Роспись по дереву», готовых изделий с росписью Эскиз росписи на бумаге. Индивидуальная Альбомные, краски, кисти . Деревянные изделия с росписью. Иллюстрации росписи. 15. Профессия столяр и художник - декоратор. Роспись декоративных досок, изготовленных в школьной столярной мастерской. Индивидуальная Доски, акриловые краски, кисточки, акриловый лак. 16. Профессия столяр и художник - декоратор. Новогодний сувенир. Изготовление подставки под горячее. Техника декупаж. Подготовка основы (грунтовка фона краской). Выбор элементов декора. Вырезание декоративных элементов из са лфеток. Индивидуальная Гуашь , кисти, салфетки, ножницы, образцы изделий. 17. Профессия столяр и художник - декоратор. Новогодний сувенир. Наклеивание декоративных элементов на загрунтованную поверхности изделия. Индивидуальная Кисти, клей ПВА, декоративные элементы, акриловый лак. Лакирование готовых изделий. 18. Художник - декоратор ткани и швейных изделий. Рассматривание иллюстраций к новогодней сказке . Декорирование костюмов к новогодней ёлке. Индивидуальная Фольгированная бумага, цветная бумага, лоскутки ткани, ножницы, нитки, иголки. 19. Художник - оформитель (декоратор). Экскурсия в магазин. Отдел подарков и сувениров. Фронтальная 20. Художник по ткани. Изготовление декоративной салфетки для стола . Работа с тканью. Аппликация на ткани. Индивидуальная Фотографии и картинки салфеток для стола Ткань, игла, ножницы, цветные нитки 21. Художник по ткани. Декоративная салфетка. Обработка края салфетки тесьмой, готовым кружевом. Индивидуальная Ткань, игла, ножницы, цветные нитки, тесьма, кружево. 22,23, 24 Художник - декоратор Русские матрешки. Роспись матрешки. Индивидуальная Ф игур ки матреш ек , изготовленн ые в столярной мастерской . Краски, кисти 25,26 «Новая жизнь старых вещей» Панно из пуговиц и старых трикотажных изделий. Коллективная Нитки, игла, трикотаж, ножницы, пуговицы. 27 Художник - декоратор Рассматривание изделий, оформленных городецкой росписью. Рисование и раскрашивание узоров. Индивидуальная Раскраски, гуашевые крас ки, кисточки, переводная бумага, готовые изделия с городецкой росписью, образцы городецкой росписи. 28. Художник - декоратор Выполнение городецкой росписи на деревян ных изделиях. Индивидуальная Материалы: деревянные доски, гуашь, кисточки, переводная бумага. 29. Художник - декоратор Лакирование изделий Индивидуальная Кисточка, акриловый лак. 30. Архитектура родного края Виртуальная экскурсия по историческим памятникам Братска, Иркутска Фронтальная Фотогалерея . Видеофрагменты . 31, 32 Архитектура родного края Глинопластика « Братский острог » Индивидуальная Глина, основа ДВП, стеки, лак, кисти. 33. Профессия «Озеленитель». Знакомство с профессией. Работа в группах Фотографии ландшафтов, цветов, Рассматривание фотографий озеленения парков, скверов, цветников. Выбор цветовой гаммы для оформления школьного цветника. Подбор цветов по колориту и высоте. Зарисовка «Школьный цветник» описания цветов. Альбомные листы, карандаши 34 ,35 Составление плана – проекта «Цветы на клумбе» Коллаж «Школьный цветник» В парах Открытки, фотографии цветов, растений. В результате работы в кружке учащийся должен знать (понимать): • доступные сведения о памятниках культуры и искусства своего региона; • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов; • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактур а), особенности их приме нения в графике, живописи, декоративно - прикладных работах; • названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасн ого пользования ими; • способы и приемы обработки бумаги, текстиля, прир одных материалов; • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурна я композиция, ансамбль, дизайн; уметь: • применять приемы акварельной живописи, приемы получения чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний; • польз оваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы ; • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного ис кусства (на основе повтора, вариаций и импровизации); • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народны х промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно - нравственному содержанию произведений; • комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности; • выпо лнять рельефные и объемные композиции из глины и природного материала основе простейших приемов; • экономно и рационально использовать материалы; • выражать свое эмоционально - эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно - прикладного искусства, к окружающему миру; • проявлять нравственно - эстетическое отношение к родной природе, Родине, национальным обыча ям и культурным традициям народа своего края, страны . • проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразова нию предметной обстановки в школе и дома. Список использованной литер атуры 1. Грошенков И.А. Методика преподавания изобразительной деятельности во вспомогательной школе. 2. Гусакова М.А. Аппликация. М., Просвещение, 1982. 3. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе. Пособие для учителей /Под ред. Т.А. Влас овой и В.Г. Петровой. – М., Просвещение, 1981. 4. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). М.1961 5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. Под ред. Грибовской А.А. М., Сфера, 2009 6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкол ьников творчество. М., Просвещение, 1985 7. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы.М., Просвещение, 1984. 8. Потехин. Лепка из глины и пластилина в кружке «Умелые руки». Я., Книжное издательство, 1958 9. Радомская О.И. Волшебный мир народного искус ства/ сб. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. М., Просвещение, 2007. 10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., Просвещение, 1970 11. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М., НИИ школьных технологий, 2005 12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Я., Академия развития, 1997 13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., Академия развития, 1997. 14. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: Изобразительное искусство Я., Академия развития, 1997. 15. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., Просвещение, 1984.