Рабочая программа кружка Родничок


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Родничок»
3-4 классы

2015-16 уч.год


Учителя: Виноградовой В.М.








Пояснительная записка.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.
Цель кружка: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.
Задачи кружка:
образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.
развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Предполагаемые результаты освоения программы
Обучающиеся должны знать:
-специфику детского фольклора;
- историю собирания и изучения детского фольклора;
- классификацию детского фольклора;
-жанры народной поэзии, их особенности.
Обучающиеся должны уметь:
-определять жанры народной поэзии;
-классифицировать жанры детского фольклора;
-использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- выразительное чтение и др.












 Содержание программы.
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан- у женщин. Роль орнамента- оберега (вышивка).
Солнце, дерево, вода, конь- источники жизни, символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки- у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни- крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки- у бояр.
Летники, душегрейка на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба (клеть, сени- холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Хлеб- главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисель. Блины («млины»- от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.
Взвар. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Русские народные праздники.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины- 28 августа). Спожинки- окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября)- первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.
Праздники- время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Святки- весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые- древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка- символ «райского дерева».
Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна –веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
Масленица- весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года- зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица- особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устойчиво балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост- время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба- символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха- главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба- артоса.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христование. Красная горка- закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Ивана Купала. Петров день. Ильин день.
Егорьев день- 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духовный день- именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.
Ивана Купала- главный летний праздник народного календаря. День летнего солнестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван- да- марья- праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
День Петра и Павла- 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья- пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.
Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда- лето, после обеда- осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после засыпается».
У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун- громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун- Илья- громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья- пророк- громобой. Чтобы задобрить Илью- пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Русские народные куклы.
История куклы.
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу.
Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.
Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
Оберег. Символика оберегов. Домовенок
Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.
Кукла – шкатулка
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.
Русские народные игры.
Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игра с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детям и сейчас.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью
Народные танцы.
Хороводы. Игры- хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубин древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы»,- говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
Пляски- наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа- душе праздник». Вика пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляска «Заинька», «Метелица».
Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.










Календарно – тематическое планирование кружка
3 класс (34часа)


Название темы и раздела
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
ИКТ
Дата проведения






план
факт

Старинный русский быт

1
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.
1
-познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
-ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
+



2


3
Жилище. Русская изба.

Боярские хоромы. Палаты. Терем.
2
-продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клети; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
-показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской.
+



4
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
1
-оценить достоинства традиционной русской кухни;
-уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»- компот).
+



5

6

7
Семейные праздники.

Игры и забавы детей.

Семейные обряды.Именины.
3
-разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)
+



Русские народные праздники

8


9
Осень золотая. Спасы.

Успение. Покров.
2
-сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы;
-нарисовать картину на тему осенней ярмарки;
-показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке)
+



10

11


12
Зимушка- зима.

Новый год. Рождество.

Святки. Крещение.
3
-разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
-познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
-изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
-нарисовать картину на тему «Рождество»
+



13

14


15
Весна- веснянка.

Масленица. Великий пост.

Вербное воскресенье. Пасха.
3
-воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
-разучить песни и игры;
-научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
-разучить игры с катанием пасхальных яиц;
-нарисовать картину на тему «Масленица»
+



16

17


18
Лето красное.

Егорьев день. Троица. Духов день.

Иван Купала. Петров день. Ильин день.
3
-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
-научиться плести венки;
-нарисовать картину на тему «Лето красное»
+



Русские народные куклы

19

20
Народная кукла.

Русские обряды и традиции.
2
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
+




21

22
Бесшовные куклы.

Изготовление бесшовной куклы.


2
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
+



23



24
Техника – продевания: «Кукла – ремесленник»,

«Хозяйка–рукодельница»
2
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.
+



Русские народные игры

25


26


27


Наиболее популярные детские игры.

Детские игры на свежем воздухе

Детские игры на свежем воздухе.

3
-разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др).
+




Народные песни, загадки, пословицы

28

29
Детские песенки.

Потешки, загадки, пословицы
2
-разучить насколько песенок, считалок;
-научиться разгадывать загадки.
+



Народные танцы

30

31

32

33
Парные пляски.

Переплясы.

Хороводы.

Игры-танцы
4
-разучить хороводы, игры- хороводы.
+



34
Заключительный
1
-выставка выполненных работ;
-обобщение пройденных тем.
+






Календарно – тематическое планирование кружка
4 класс (34часа)

Тема занятия
Дата проведения
Дата по факту


Русские народные сказки.
16 часов.



1
Присказки.



2
Признаки сказок.



3
Тематика сказок.



4
Сказки о животных.



5
Мы рисуем сказку.



6
Бытовые сказки.



7
Старая сказка на новый лад.



8
Волшебные сказки.



9
Путешествие по сказкам.



10
Викторина по сказкам.



11
Былины.



12
Былины. Практическое занятие.



13
Сочинение сказок.



14
Экологическая сказка.



15
Сказочная история про новогоднюю ёлку.



16





Обрядовые праздники.
19 часов.



17
Зимние святки. Игры.



18
Колядки. Крещение.



19
Масленица. Встреча.



20
Масленица день за днём.



21
Игры на воздухе.



22
Весна. Закликание весны.



23
Весна. Игры на воздухе.



24
Практическое занятие. Изготовление жаворонков.



25
Игры на воздухе с закличками.



26
Пасху радостно встречаем.



27
Пасха. Практическое занятие. Что подарить на пасху.



28
Практическое занятие. Самый вкусный кулич.



29
Пасха. Игры на воздухе.



30
Летние праздники.



31
День святой троицы.



32
Праздник Ивана Купала.



33
Игры на воздухе. Практическое занятие



34
Заключительное занятие.















15