Урок русского языка Бессоюзное сложное предложение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жариковская общеобразовательная средняя школа
Тамбовского района Амурской области
Открытый урок в 9 классе «Обобщающее повторение сложных бессоюзных предложений»
Составила: В.В. Богданова,
учитель русского языка и литературы
2016 г.
ТЕМА: «Обобщающее повторение сложных бессоюзных предложений».
(к учебнику С.Г Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс»)
Цели: 1)повторение и систематизирование знания и умения по теме; 2)формирование умения самоконтроля и самопроверки; 3) воспитание ответственного отношения к выполняемому заданию.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации изученного.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока.
Орг. Момент.
Вступительное слово. Повторение.
Ребята, сегодня на уроке вы будете осуществлять контроль знаний, умений и способов действия при постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, то есть оценивать самих себя. Результаты своей работы вы фиксируете в “Оценочном листе”. В группе назначается командир, который оценивает каждого товарища в своей группе.
Учащиеся делятся на группы.
Блиц – опрос.
Задание №1: ответить на данные вопросы. (5 минут на обсуждение)
Вопросы 1 группы:
Что изучает синтаксис?
Предложение- это..?
3) Назовите виды сложных предложений. Приведите примеры.
4) В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая? Приведите пример.
Вопросы 2 группы:
Какие предложения называются сложными?
Назовите подчинительные союзы, союзные слова
В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? Приведите примеры.
Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? Приведите примеры.
Вопросы 3 группы:
Бессоюзные предложения – это..?В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие? Приведите примеры.
В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире? Приведите примеры.
Назовите синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. Приведите примеры.
Ученики задают вопросы, приготовленные дома, другой группе.
Оценивают свою работу.
Задание №2: спишите, расставьте знаки препинания.
Из каждой группы по одному обучающемуся выходят к доске и выполняют задания.
Ответы проецируются на доске. Оценивают свою работу.
1 группа.
Вот уж снег последний тает_ тёплый пар восходит от земли.
Мелких чувств не бывает_ мелкими бывают только души.
Важно только одно__любить народ родину служить им сердцем и душою.
Дубовые кусты разрослись по скатам оврага_около родника зеленеет бархатная трава.
2 группа.
Куст заденешь плечом_на лицо тебе брызнет роса.
Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Здесь тучи смирно идут подо мною_ шумят водопады.
Ветер дул из лесов доносил запах льда_ из-под осевшего снега пахло мёрзлой брусникой.
3 группа.
Печален я_ со мною друга нет.
Не кричи о себе _ пусть другие о тебе тихо скажут.
Допевают свои песни соловьи_ещё сохранились в затихших местаходуванчики.
Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.
Учащиеся выполняют задания в группах, зачитывают, проверяют все.
Ответы выводятся на доске.
Оценивают свою работу.
Задание №3: соотнеси знаки препинания и предложения (знаки препинания в предложении не расставлены)
Из каждой группы по одному обучающемуся выходят к доске и выполняют задания.
;
,

:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Старший политрук молчал __не надо мешать командиру принимать решения.
Днём жарко весело_ в голубом небе круглятся белые облака.
Жутко выйти на дорогу_ непонятная тревога под луной царит.
Тьма свету не любит _злой доброго не терпит.
Щёлкает белка в лапах сосен мелькает хвост __ видишь невероятно много, хочется видеть больше.
Царь недолго собирался_ в тот же вечер обвенчался.
В глазах у меня потемнело__ голова закружилась.
Алёша поднялся __заря ещё не занималась.
Вдруг я чувствую _ кто-то берёт меня за плечо и толкает.
Раздался окрик __ он бросился бежать.
Учащиеся выполняют задания в группах, зачитывают, проверяют все. Ответы выводятся на доске.
Оценивают свою работу.
Задание №4: соберите пословицы и расставьте знаки препинания.
Лето припасает; щепки летят; один раз отрежь; кончил дело; зима поедает; семь раз отмерь; лес рубят; за двумя зайцами погонишься; ; не научишься; молвит слово; ни одного не поймаешь; соловей поет; искру туши до пожара; кончил дело; назвался груздем; беду отводи до удара; полезай в кузов, ремесло не коромысло.Учащиеся выполняют задания в группах, зачитывают, проверяют все. Ответы выводятся на доске.
Оценивают свою работу.
3. . Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.
4. Домашнее задание: выпишите из литературного текста 6 БСП с различными знаками препинания.
Приложение.
Фамилия, имя №1 №2 №3 № 4
· Сегодня на уроке я повторил …
· В группе работать мне было…, потому что …
· Помогал мне …