Урок русского языка 3 класс. Творительный падеж имени существительного.


Урок русского языка 3 класс. УМК «Школа России»
Тема: Имя существительное. Творительный падеж.
Цель:
Учить детей распознавать имена существительные в форме творительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в творительном падеже.
Отрабатывать приём распознавания падежей.
Развивать внимание, память, речь.
Формировать умение работать в паре, группе.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Формируемые УУД:
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий).
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы .Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Знать и уметь определять существительные в творительном падеже. Уметь выполнять разбор предложения по членам.
Личностные результаты: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Оборудование:
мультимедийная доска,презентация,
карточки для исследовательской  и самостоятельной работы
Задачи:
Находить существенные признаки имён существительных в творительном падеже.
Задавать падежные вопросы к именам существительным в творительном падеже.
Устанавливать смысловые связи между словами в предложении.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного урока.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности
Минутка чистописания.
- Итак, откройте тетради. Начнём урок с минутки чистописания. Прочитайте слова:
Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, сторож, жара.
- Какой звук повторяется во всех этих словах?
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий)
- Какой буквой обозначается?
- Запишите в тетради:
Первая строка - 3 заглавные буквы Ж;
Вторая строка - «заборчик» из 3 строчных букв;
- Прочитайте ещё раз слова. Какое слово лишнее? Почему?
- Какой частью речи являются остальные слова?
Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам задать вопросы своему другу об этой части речи. Если он затрудняется, помогите ему, пожалуйста.
А) Перекрёстный опрос (Ребята задают перекрестные вопросы по теме друг другу)
В это время двоим ребятам предлагаю определить падежи существительных на доске, а трое ребят будут работать с интерактивными карточками.
Б) Мультимедийная доска (определение падежей имени сущ.)
В) Индивидуальный опрос (интерактивные карточки)
- Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции.
([пад’эш]) – падеж
- Совпадает ли произношение слова с его написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука)
- Какая орфограмма в этом слове?
- Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите.
- Как проверить парный согласный?
 Запишите это слово в третью строку и подчеркните орфограммы..II. Постановка учебной задачи.
 Грамматические загадки:
а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это –  ________.
б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________
в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это –  _________ падеж.
г) какого падежа не хватает в нашей таблице?
(таблица падежей)
- Как вы думаете, почему этому падежу дали такое название?
- От  какого  слова  произошло  название  падежа? (от  слова  «творить»)  
- Подберите  синонимы  к  этому  слову. (создавать,  делать,  совершать,  осуществлять)
Проект « Названия падежей» (выступает ученик)
Творительный  падеж  в  русской  грамматике  назван  так  потому,  что  одним  из  его  значений  было  такое:  орудие,  которым  что-нибудь  делают.  У  нас  в  старину  иногда  его  называли  орудийным  (орудным).
Труд  учеников – учёба  в  школе  и   дома.  Орудия  учеников:  ручка,  карандаш,  линейка,  кисточка. В  Т.п.:  пишем  ручкой,  чертим  карандашом,  рисуем  кисточкой
- С  тем, - заявил  Творительный, Я  только  лишь  в  ладу, Кто  очень  уважительно Относится  к  труду. 
 – Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
-Какие задачи мы поставим перед собой на урок?
(Заполнить падежный паспорт, узнать на какие вопросы отвечает Т.п., с какими предлогами употребляется, какие окончания имеет)
III. Организация познавательной деятельности
-Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
1.Название падежа.
2.Вспомогательное слово.
3.Вопросы падежа.
4.Предлоги падежа.
5.Член предложения.
Исследовательская работа в парах . Реализация построенного проекта.
Сейчас я предлагаю вам провести исследовательскую работу в парах. Перед вами лежат карточки. Поработав с текстом, вставив подходящие по смыслу предлоги, образовав устойчивые сочетания вам необходимо заполнить падежный паспорт.
Карточка №1
Задание по карточке:
Задай вопрос от главного слова
Образуй устойчивое словосочетание
Вставь предлог
Выдели окончание у существительного
Каким членом предложения является
Дорожить __ дружбой, поделился ___ другом, остановился __ домом, пролетел ___ землёй, растёт ___ окном, виднеется _____ полем и лесом, читает ___ лампой.
-Что у вас получилось? (ученики зачитывают выводы по падежному паспорту)
ФизминуткаIV. Включение нового знания в систему знаний
Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Упр. 94. Коментированное письмо.
Разбор предложения (у доски 3 человека по очереди)
- По результатам работы, какой можно сделать вывод, каким членом предложения может быть имя существительное в форме Т.п.?
Докажите ( смысловой вопрос)
Творительный падеж.
Как хорошо звучит
Творительный падеж!
Сквозь вьюгу, снегопад,
Февральские метели
От сердца к сердцу
Долетели трели
Твори! Твори! Твори!
Я предлагаю вам сотворить в группах пословицы, определить падеж вставленных слов.
Групповая работа
Карточка 2  
Прочитай пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Во вставленных словах определи в скобках падеж.
Не спеши языком (____), торопись ________________ ( _____ ).
Что написано пером ( ___ ), не вырубишь и ________________ ( _____ ).
Март с водой ( ____), апрель с _______________ ( ____ ).
Февраль силён метелью ( ____ ), а март ______________________ ( _____ ).
Октябрь землю покроет – где листком, где ___________________
     СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: топором, травой, снежком, капелью, делом.
Выберите одну пословицу, запишите её в тетрадь, определите у существительных падеж, выделите предлог, окончание и подчеркните, каким членом предложения является существительное.
Письмо по памяти.
 Известный итальянский детский писатель, сказочник и журналист Джани Родари написал замечательное стихотворение « Чем пахнут ремёсла». Я предлагаю вам его внимательно послушать и запомнить существительные в форме Т.П.
Запишите в тетрадь все существительные в форме Т.П., которые вы запомнили.
- А как вы думаете, чем пахнет труд ученика?
V. Домашнее задание. Описать любую профессию, отвечая на вопрос, чем она важна. У сущ. Т.П. выделить окончании и предлог, если есть, пользуясь нашим кластером.
Кластер
Какой кластер у нас получился сегодня на уроке?

VI Рефлексия
Листы оценки достижений
Имя и фамилия
На уроке я работал активно пассивно
Своей работой на уроке я доволен не доволен
Урок для меня показался полезным бесполезным
За урок я не устал устал
Мое настроение стало лучше стало хуже
Продолжите фразу “Мне запомнилось на уроке...” VII Итог урокаДополнительно (резерв)
Самостоятельная работа
(дифференцированно)
1 уровень
Предложения
Найти предложение с именем сущ.ед. ч. в форме Т.п., выписать его в тетрадь, выделить окончание.
1.Около изгороди раздаётся свист птички
2.С первым снегом птичка появляется у жилья человека
3.Стайка снегирей обсыпала вершину дерева
2 уровень
Пословицы
Спиши пословицы, определи падеж сущ., выдели окончания, предлоги.
1.Март с водой, апрель с травой
2.Не спеши языком, торопись делом
3.Пишут не пером, а умом
4.Мы сильны дружбой
Уровень 3
Фразеологизмы
Спиши фразеологизмы, определи падеж сущ., выдели окончания, предлоги.Объясни смысл одного фразеологизма письменно.
1.Не заманишь калачом
2.Кривить душой
3.Показать товар лицом
4.Не по зубам