Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж.


Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж.
Конспект урока русского языка в 3 классе по учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной. Москва. «Просвещение». 2015 г.
Цели: познакомить с особенностями существительных в дательном падеже, вопросами, предлогами; формировать умение находить имена существительные в дательном падеже; показать роль имени существительного в именительном падеже в предложении; работать над развитием речи.
Планируемые результаты:
познавательные: учащиеся научатся употреблять имена существительные в дательном падеже;
подписывать конверт письма адресату;
коммуникативные: работать в группе, слушать собеседника; владеть разными видами речевой деятельности;
регулятивные: умение самостоятельно принимать решение. Соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание;
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Ход урок.
Психологический настрой. Слайд № 1.
Ребята! Посмотрите внимательно на три облачка. Какое облачко вам больше нравится?
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно будет у всех.
Актуализация знаний. Слайд № 2.
- Запишите словосочетания, употребляя существительные в скобках в родительном падеже.
Десять (апельсины), около стволов (берёзы), рота (солдаты), лезвия (ножи), пара (сапоги), много (валенки), двести (граммы), корзина (яблоки).- Подчеркните орфограммы. Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. Разберите его по членам. У существительных обозначьте падеж.
Обобщение.
- Особенности каких падежей мы знаем. Назовите их.
Открытие новых знаний.
а) Наблюдения над особенностями дательного падежа дети проводят самостоятельно по группам.

Задания 1 группе.
Прочитайте словосочетания. Поставьте вопросы к именам существительным. Определите их падеж. Запишите.
Рассказать (……………?) папе (………… п.)
Рад (…………?) подарку (…………..п.)
Подойти (…………?) к лесу (…………..п.)
Гулять (…………..?) по городу (…………п.)
Сделайте вывод. Назовите тему урока.
Задания 2 группе.
1.Продолжите предложение. Запишите. Определите падеж.
Библиотекарь выдал книги (кому?) …………. (……………..п.).
2.Определите смысловое значение в следующих словосочетаниях и падеж существительных:
Идти к роще (направление)
Гулять по парку (место)
Маме не спится (состояние)
Грустно сыну (чувство)
- На что указывают существительные в ……………. падеже? Сделайте вывод.
Задания 3 группе.
1.Прочитайте предложения. Спишите.
Лодка медленно плыла по реке. Летом я поеду к бабушке в деревню. Осень дарит берёзе золотое платье.
2.Подчеркните главные члены.
3.Определите падеж имён существительных.
Подчеркните предлоги.
4.Ответьте на вопросы:
- Какие предлоги употребляются с именами существительными дательного падежа?
- Какими членами предложения являются имена существительные дательного падежа?
Сделайте вывод.
б) Отчёт каждой группы. Выводы.
в) Обобщение по семе. Составление таблицы. ( Продолжение).
Падеж Слово-помощник Вопросы Предлоги
Дательный Дать, рад Кому? Чему? Куда? Где? К, ПО
- Имена существительные дательного падежа указывают на место действия; направление; на человека, который испытывает какое-либо состояние или чувство, а также на лицо, которому что-то адресуют, что-то дают. Отсюда и название падежа – дательный.
г) Знакомство со стихотворением. Слайд № 3.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом К и ПО дружу,
Но и один гулять хожу.
Заучивание стихотворения.
4.Физкультминутка. Слайд № 4. «Цветик-семицветик» Автор: Любовь Георгиевна Масько,
учитель начальных классов, МОУ СОШ №14, город Мончегорск, Мурманская область.
5.Первичное закрепление.
а) Работа по учебнику. С. 29.
- Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как образовано название дательного падежа?
Упр. 49. (С комментированием).
б)
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Упр. 64. Стр. 44.
6. Творческое задание. Подписать конверт письма маме, бабушке, другу
7. Упражнения в определении падежей.
Упр. 51. Развитие речи.
(Самостоятельно. Несколько учеников зачитывают свои рассказы. Учитель обращает внимание на предлоги и окончания существительных в дательном падеже.). 8.Рефлексия.
Работа в паре. Работа на компьютере. Выполнение заданий с СD-диска к учебнику «Изменение имён существительных по падежам».
- Помоги Бутявке собрать звёздочки.
- Определи падеж существительных. Упр. 5
- Проверочная работа к уроку.
9.Подведение итога урока.
- Какой падеж мы сегодня изучали?
- Почему он так называется?
- С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?
- О каком задании вы расскажете дома?
- Понравился вам урок?
- Какое у вас настроение?
10.Домашнее задание.
Выполните упр. 66 на стр. 45 в рабочей тетради.
Не ленитесь! Старайтесь как можно больше узнавать обо всём на свете. И тогда каждый новый урок будет для вас занимательным. Спасибо вам, ребята, за урок.