Урок по физике 7 класс на тему Механическое движение


Обобщающий урок по теме "Механическое движение".
Форма урока: смотр знаний.
Цель: обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Механическое движение».
Задачи:
Образовательная.  Формировать умения и навыки в работе с единицами измерения, графиками, наблюдать физические явления, знать и производить измерения физических величин, используя приборы, повторить формулы, развивать экспериментальные навыки.
Развивающая. Совершенствовать умения решать задачи, наблюдать, анализировать и обобщать, развивать экспериментальные умения и навыки, логическое мышление, развивать навыки работы в группе.
Воспитательная. Формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать чувство сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания, прививать интерес к предмету.
Структура урока.
Организационный момент.
Разминка (реши кроссворд).
Теоретическое задание (заполни таблицу).
Практическое задание (СИ).
Решение задач.
Работа с графиками.
Экспериментальное задание
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Методы: самостоятельная работа, проблемный, частично поисковый.
Оборудование: рабочая карта урока, лист контроля, карточка с задачами (домашнее задание) для каждого учащегося, рулетка, часы (метроном), линейка, легкоподвижная тележка, наклонная плоскость, бруски, стакан, открытка, монета.
Ход урока.
Организационный момент. Организация внимания. Постановка целей урока.
- Сегодня урок не совсем обычный и назовём его «Смотр знаний», а это значит, ваша задача – показать всё, чему научились, изучая тему «Механическое движение». В течение урока у каждого будет возможность проявить себя и оценить свою работу и работу своих товарищей.
Правила работы на уроке.
Первое. Все мы умные и талантливые!
Второе. Мы – дружная команда, в которой уважают мнение каждого!
Третье. Каждый работает в полную силу!
Четвёртое. Оцениваем свою работу справедливо!
- После самостоятельного выполнения задания, в листе контроля выставляете себе заработанное количество баллов, а затем, если это необходимо, исправляете в рабочей карте урока допущенные ошибки.
«Разминка». Разгадать кроссворд из пяти слов обозначающих основные понятия механики. В листе контроля выставляете количество баллов равное числу угаданных слов.
Заполните таблицу. Будьте внимательны, помните, что единицами измерения физической величины являются только те, которые приняты в Международной системе СИ.
После заполнения – взаимопроверка, подсчет баллов за правильные ответы и внесение результата в листы контроля.
Практическое задание заключается в переводе физических величин, выраженных во внесистемных единицах в единицы системы СИ.
Проверка. Выставление оценок. Исправление ошибок.
Решение задачи по рисунку. На рисунке показаны ось координат, тела и их скорость. Определите начальные координаты грузового, легкового автомобилей и мотоцикла, их скорости и запишите для каждого уравнение движения.
Проверка. Выставление оценок. Исправление ошибок.
Физминутка.
Работа с графиками. Составьте по графикам зависимости координат тел от времени уравнения движения и определите время и места встречи.
- После проверки правильности внесите оценки в листы контроля и подсчитайте общее количество баллов. Поставьте себе оценку.
Экспериментальное задание. Оборудование: рулетка, часы, метроном, легкоподвижная тележка, наклонная плоскость, деревянные бруски, стакан, открытка, монета, лист бумаги.
- В заключение нашего урока я предлагаю вам продемонстрировать с помощью, представленных на столах приборов и приспособлений явления, которые вы изучали в теме «Механическое движение».
Учащиеся делятся на группы, каждая из которых придумывает опыт для демонстрации физических явлений и объясняет результат (например: равномерное, неравномерное движение, инерция, определение средней скорости, пути, перемещения…).
Рефлексия. Продолжить предложения
- мне понравилось сегодня на уроке…
- самое лёгкое задание для меня…
- самое трудное задание…
- я сегодня работал на оценку…
- мне бы хотелось ещё…
Домашнее задание: решить задачи (можно любую на выбор, желающие могут решить все задачи).
В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошёл поезд за это время? (600м)
Первую половину пути автомобиль проехал со скоростью 40 км/ч, а вторую со скоростью 60 км/ч. Найти среднюю скорость движения на всём пути. (48км/ч)
Определить время и место встречи тел, уравнения движения которых: х = 5t и х = 150 – 10t. (10с, 50м).
Лист самоконтроля.
Задание Кроссворд Заполни таблицу Единицы
СИ Решение задач Графики
Максимальное количество баллов Заработанное количество баллов Рабочая карта урока по теме: «Механическое движение».
Разгадай кроссворд.

Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого времени. (Путь)
Изменение с течением времени положения тела относительно других тел. (Движение)
Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую. (Траектория)
Прибор для измерения времени. (Часы)
Явление сохранения скорости при отсутствии действия на него других тел или движение, не поддерживаемое никакими телами. (Инерция)
Заполни таблицу.
Величина Обозначение Единица измерения Формула Прибор для измерения
путь скорость время Практическое задание. Выразите величины в единицах СИ
Путь Скорость Время
4 км =4000 м = 4×103м 18 км/ч = 5 м/с 10 мин = 600 с
15 см = 0,15 м 36 км/ч = 10 м/с 1 ч = 3600 с
10 дм = 1 м 54 км/ч = 15м/с 30 мин = 1800 с
70 мм = 7 см = 0,07 м 72 км/ч = 20м/с 2 ч = 7200 с

На рисунке показаны ось координат, тела и их скорость. Определите начальные координаты грузового, легкового автомобилей и мотоцикла, их скорости и запишите для каждого уравнение движения.
Тело Х0, км V, км/ч Уравнение движения
Грузовой автомобиль -50 40 Х=-50+40t
Легковой автомобиль 50 -50 X=50-50t
Мотоцикл
100 -10 X=100-10t
t, сХ, м0123451510202530Х = 10 + 5tХ = 5 + 5tХ = 5tαX = 10 – 5t1234Составьте по графикам зависимости координат тел от времени уравнения движения и определите время места встречи.