РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И.Е.Кондрашова преподаватель истории
Только думающий, грамотный, умеющий оптимизировать условия достижения результата, максимально адаптивный и гибкий специалист конкурентоспособен сегодня на рынке труда. Для достижения определенного уровня профессиональной готовности того или иного специалиста всегда обращаются к системе его обучения. Для подготовки конкурентоспособных профессионалов техникумам и колледжам потребовались новые способы обучения. В последнее время в системе образования в связи с ростом требований к качеству профессионального образования все большее внимание уделяется не только образовательному процессу, но и развитию творческого потенциала будущего специалиста. Это связано, прежде всего, с тем, что творческое мышление позволяет студентам не просто пассивно получать знания в готовом виде, а осознанно и самостоятельно добывать их с последующим применением в практической деятельности. Повышению эффективности профессионального образования, развитию ключевых компетентностей, особенно в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеучебных, способствует учебно-исследовательская деятельность студентов.
Сегодня научно-исследовательская работа - неотъемлемая составляющая образовательной программы профессионального образования. В последние годы необходимость реализации технологии исследовательской деятельности четко осознается образовательными учреждениями среднего профессионального образования, которые ведут поиск выхода на новый качественный уровень подготовки студентов. Вопрос, нужно ли это, ведь далеко не все выпускники колледжа становятся студентами, а затем выпускниками вузов и далее учеными, научными работниками остался в далеком прошлом. Сегодня понятно, что полноценное становление специалиста невозможно без его приобщения к науке.
В практике Зимовниковского педагогического колледжа особое внимание уделяется краеведческой исследовательской работе студентов. С 2002 года в учебном заведении осуществляет деятельность Центр регионоведческих исследований, в рамках которого действуют отделы «Аякс», «Поиск», занимающиеся исследованием истории и культуры Ростовской области и её населенных пунктов.
Систематическая деятельность этих отделов направлена на развитие творческих способностей студентов, вооружение их методикой научного исследования, повышение их умственной культуры и гражданской позиции.
Коллектив преподавателей ставит перед собой следующие задачи: - содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; - развивать у студентов познавательную активность и творческие способности; - знакомить студентов с методами и приемами научного поиска; - учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию;
- выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
- способствовать овладению студентами искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
- воспитывать толерантность, патриотизм, любовь к своей малой Родине.
Студенты, выполняя учебно-исследовательские работы краеведческого характера, пополняют свои знания о родном городе, его истории, культуре общественной жизни. В тоже время, эти знания несут в себе большой воспитательный потенциал, так как преимущественное внимание уделяется исследованиям в области истории и культуры края. Студентам предлагается собрать материалы, которые можно будет использовать в дальнейшем на занятиях, научиться деловому и неформальному общению с разными по возрасту людьми, приобрести навыки сбора и обработки информации, самим добыть новые знания о своем родном городе, поселке.
В научно-исследовательской деятельности студентов мы выделяем несколько этапов. В первый – подготовительно-поисковый этап студенты первого-второго курсов приобретают некоторые навыки научной деятельности, активно участвуют в подготовке информационных бюллетеней, написании рефератов, принимают участие в специализированных семинарах. На протяжении этого времени студенты имеют возможность выбрать интересующую их научную проблему, которая при помощи преподавателей формулируется как конкретная научная тема. На третьем курсе с опорой на знания, полученные в рамках курса «Основы учебной исследовательской деятельности студентов» студенты получают знания и умения в области методики исследования, ведения эксперимента и обработки материалов.
Второй этап – аналитический (учебно-исследовательский) включает в себя работу по анализу, систематизации и обобщению материалов.
Третий этап – презентационный. На этом этапе результаты научных исследований представляются в виде научных докладов и рефератов по отдельным темам, не освещаемым на лекциях и практических занятиях. Более глубокие и серьезные исследования студентов публикуется в виде тезисов и научных статей, осуществляется выпуск методических пособий, проводятся научно-популярные лектории
Представим некоторые, наиболее интересные с нашей точки зрения, исследования последних лет. Студентка, обучающаяся по специальности 050401 «История» Карпова Анна исследовала вопрос об освобождении поселка Зимовники Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, произошедшего в результате контрнаступления советских войск в районе Сталинграда. Студентка собирала биографический материал, фотографии участников тех событий. Материалы исследования вошли в учебно-методическое пособие «Освобождение Ростовской области и посёлка Зимовники от немецко-фашистских захватчиков», которые широко используются сегодня в школах Зимовниковского района в качестве дополнительного краеведческого материала к урокам и для проведения внеклассных воспитательных мероприятий.
Другой аспект этой проблемы «Ростовская область в годы Великой Отечественной войны», а именно – роль советского тыла (на материале Ростовской области) исследовала в своей работе студентка (специальности 050401 «История») Митенко Екатерина.
Еще одна проблема, которую изучают наши студенты - «Ростовская область в начале XX века». Московой Дмитрий исследовал социально-экономическое развитие Ростовской области в начале XX века. Тарасенко Татьяна изучила социально-политический аспект данной проблемы, а именно, изменение позиций казачества в ходе революций начала XX века. Благодаря исследованиям в области краеведения студенты начинают понимать, как жили люди в годы Великой Отечественной войны, цену, какой давалась народу победа. Еще одна тема исследовательских работ – «Судьба человека в истории нашего города». Это неисчерпаемая тема. Она должна освещаться, пока ЖИВЫ граждане города, которые лично могут рассказать о его прошлом. В своих работах студенты используют документы, фотографии из семейных архивов, воспоминания бабушек, дедушек.
Таким образом, студенты и преподаватели колледжа возрождают традиции краеведения как одного из актуальных исследовательских направлений. Это ресурс развития образования, который необходимо использовать в полной степени. В свою очередь, такая работа обеспечивает формирование у будущих специалистов профессионального и гибкого мышления, способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и формированию у студентов таких качеств личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность и т. п. Такой специалист, даже если он не станет профессиональным ученым, всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи краеведческая исследовательская работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях СПО.
Литература:
Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. - 2001. -N6 - с.132-135
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 271с.












































































Использование интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке».
Сиброва АсяМагомедовна
Студентка группы 5 «б»
Специальность 050401 «История»
(научный руководитель – Кондрашова И.Е.)

Система обучения в школе ориентирует учащихся на освоение большего количества информации. В современной общеобразовательной школе значительно возросло количество предметов, поэтому объем информации так велик, что становиться трудно её отслеживать, многое остается невостребованным. Исходя из вышесказанного, важнее и правильнее показать пути получения знаний через методологию, чем просто требовать от учащихся набора знаний.
Нас заинтересовала проблема использования интеграции знаний в процессе обучения истории. До прохождения практики студентами была изучена теория вопроса, определены особенности проведения интегрированных уроков. На практике в Зимовниковской средней общеобразовательной школе № 10 были разработаны и проведены интегрированные уроки по теме «Россия в XVII веке».
Методика подготовки к их проведению включает в себя ряд этапов:
Аналитический.
На данном этапе в первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предлагается осуществить интеграцию. Для уроков по истории это, прежде всего такие предметы, как обществознание, литература, русский язык, география, предметы эстетического цикла.
Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации факторов, глубину их общения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык истории систему формирования понятий в любом из названных предметов (художественные образы литературных произведений, картографический и статический материал из курса географии).
Таким образом, для проведения интегрированного урока по истории необходимо:
проанализировать программы средней школы по различным учебным предметам;
выявить близкие темы;
объединить их с позиции ведущих идей и ведущих положений.
Планируя систему интегрированных уроков, учитель:
выявляет сходные темы в разных учебных предметах;
определяет, какой учебный материал из других предметов можно включить в качестве компонента при изучении истории, а какой необходимо изучить самостоятельно;
продумывает оптимальное сочетание учебного материала предметов разных циклов с целью раскрытия исторических связей и зависимостей;
подбирает дополнительный материал из разных областей наук (литературные, изобразительные произведения, и другие), если учебный материал сходных тем по программе отсутствует.
Определившись с темой, учитель выбирает класс, в котором целесообразно провести интегрированный урок. Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.
Установочный.
В рамках этого этапа учителям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Здесь так же есть свои сложности, в первую очередь проблема исторического и литературного (обществоведческого, географического и так далее) содержания.
Так же на этом этапе происходит определение цели проведения интегрированного урока. Общепредметной целью проведения интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, на место человека в нем, определенного стиля мышления, который позволяет видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе. В то же время каждый урок имеет определенные, конкретные цели и задачи, которые заданы с позиции интегрирования.
Предварительный.
На этом этапе подготовки учащихся к интегрированному уроку учителями-предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных учеников.
Необходимо предусмотреть разнообразие методов и средств обучения, форм организации учебной деятельности учащихся. Исходя из целей и задач интегрированного урока, выбор методов и средств обучения определяется необходимостью полного и глубокого раскрытия каждого компонента содержания изучаемого материала. На интегрированном уроке происходит сочетание методов обучения разных учебных предметов, реализации которых помогают средства обучения.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся приводит к созданию творческих ситуации, а это в свою очередь уже новый уровень интегрированных знании.
Таким образом, методика интегрированного урока основана на взаимосвязи целевого, содержательного и организационно-методического компонентов процесса обучения.
Тема «Россия в XVII веке» включает в себя следующие параграфы:
Новые явления в экономике.
Основные сословия российского общества
Политическое развитие страны.
Церковный раскол.
Народные движения.
Внешняя политика.
Образование и культура.
Эта тема занимает важное место в курсе истории, поскольку показывает процесс восстановления государства после Смуты. Поэтому к изучению этой темы учителям и учащимся нужно подойти со всей ответственностью. Многие учителя считают этот период неярким, без сильных исторических деятелей (таких, например, как Петр I или Иван IV Грозный), поэтому к изучению этой темы подходят сухо, сдержанно. По этой причине учащиеся воспринимают этот период в курсе истории как незначительный и из этого раздела помнят лишь церковный раскол, восстание Степана Разина. Необходимо исправлять эту ошибку, поэтому в изучении данных тем нужно применять нетрадиционные типы уроков, а именно интегрированные, которые будут способствовать эффективному пониманию и запоминанию событии данного периода, а так же будут способствовать формированию целостного взгляда на окружающий мир, на изменения, которые происходят в его развитии.
На наш взгляд, целесообразно интегрировать такие предметы как: литература, обществознание, новая история, география, ИЗО.
Из курса новой истории для интеграции мы выбрали следующие темы:
Усиление королевской власти в VI –VII веках. Абсолютизм в Европе. Мы использовали содержание темы для интеграции при изучении темы « Политическое развитие страны». В частности, нас интересовал такой термин, как абсолютизм (форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху) поскольку при первых Романовых происходит укрепление царской власти.
Дух предпринимательства преобразует экономику. В этой теме нас интересовало развитие мировой торговли; рост рынков, поскольку в России в это же время появляется такое понятие, как всероссийский рынок, появляются ярмарки. Так же нас интересовало такое понятие, как мануфактура.
Новые ценности преобразуют общество. В этой теме рассматриваются сословия Западной Европы. Материал темы помог нам при сравнении сословии Западной Европы и России.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. В данной теме нас интересовал такой термин как реформация – борьба за переустройство церкви, так как в это же время Никон начинает свою реформу в России.
Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против реформации. Наш интерес, в плане интеграции, вызвала проблема положения католической церкви, её отношения к реформации, возникновение протестантизма.
Как мы видим, в данных темах много общего, так как в России XVII века происходили процессы подобные западноевропейским.
При изучении темы «Народные движения XVII века», интегрировались смежные темы дисциплин «История России» и «Литература». В данном случае, для иллюстрирования исторических событий, активизации внимания, рефлексии впечатлений, полученных при изучении теоретического материала,
мы выбрали стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Казнь Стеньки Разина». Данное произведение помогает нам в изучении такого события как восстание под предводительством Степана Разина и его казни. [2, стр. 8]
Читая художественные произведения, мы имеем возможность узнать о мотивах действии видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о причинах обусловивших исход того или иного события, об истории создания памятников культуры либо совершения научного открытия.
Благодаря таким произведениям люди всех возрастов получают представления о конкретной эпохе, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях.
Знакомство с подобными произведениями помогает читателю особенно юному формировать в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие.[1, стр. 4]
Обществознание тесно переплетено с историей, поскольку в данный курс входят такие сферы как: экономическая сфера; духовная сфера; социальная сфера; политическая сфера. Данные сферы имеют тесную связь с тем периодом истории, который мы интегрируем. [3, стр. 45]
Итак, использование интегрированного подхода в изучении темы «Россия в XVII в.» обосновывается тем, что:
через применение таких типов уроков учащиеся глубоко познают тему;
такие уроки показывают учащимся общие связи в изучаемых предметах;
интегрированный подход в изучении темы «Россия в XVII веке» с применением знаний по новой истории помогает учащимся находить общее и различное в развитии государств Западной Европы;
такие уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающий мир, а не на отдельные его части.
Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока перекрываются тем результатом, который получает учитель - это:
повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
изменение интеллектуальной деятельности, обеспечиваемое рассмотрением генетических взаимосвязей между изучаемыми компонентами;
развитие речи школьников, обусловленное взаимовлиянием разных учебных предметов;
эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и так далее;
рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Литература.
Кочергина Л.Л., Тропкина Л.А. История – литература: интегрированные
уроки 11 класс. - Волгоград: Учитель, 2003.174с.
Литература и преподавание истории// Преподавание истории и
обществознания в школе.2008. № 6.стр. 42-43.
Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке. М.: Спорт –Академ-Пресс,2000.













15