Дополнительная образовательная программа — вокальный кружок, 10 — 13 лет.

Управление образования Администрации
Южноуральского городского округа


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»




УТВЕРЖДАЮ
Директор школы №7
__________ Масленникова Н.А.
«___» ___________ 2011 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА вокального кружка
«Кукушечка»
Возрастной диапазон: 10-13 лет
Срок реализации программы: 3 года








Чунихина Тамара Владимировна.
педагог дополнительного
образования
первой категории





Г. Южноуральск
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный россиянин - это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа вокального кружка.
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Дополнительная образовательная программа кружка вокала «Кукушечка» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Приказа Министерства образование и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241. Программа внеурочной деятельности «Кукушечка» предназначены для учащихся (возрастной диапазон 12-13 лет), рассчитана на три года реализации, продолжительность занятий 45 минут, 15 минут перерыв.Количество обущающихся 10-15 человек.


В данных условиях программа вокального кружка Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
- это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает метапредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Метапредметными результатами являются:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Учащиеся обучаются в младшей и старшей группах. Занятия проводятся по одному часу в неделю с учащимися каждой группы. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребёнка, мотивации к творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру.
Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").
Важным показателем успешности становления музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие ребят в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, ассамблеи искусств, концерты инструментальных, танцевальных и вокально-хоровых коллективов и другие мероприятия). Особое внимание уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни (например, выбор песни или музыкального произведения для поздравления членов семьи, сверстников в СМИ; «Музыкальное поздравление», т. е. самостоятельное исполнение вокального или инструментального произведения для друзей, в кругу семьи.

Первый год обучения.


"ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения.

"МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ...". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

Третий год обучения.

"ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!" Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение "сольфеджио" допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом -голосом. Допускается творческий, импровизационный подход в выборе музыкальных произведений (возможна замена отдельных музыкальных произведений, введение дополнительного вокального материала, методики проведения занятий).
Особое место уделяется концертной деятельности.


Первый год обучения


п/п
Тема
Кол-час
Групп. Занятия
Инд. занятия







Т П



1
Введение, ТБ, знакомство с голосовым аппаратом, использование певческих навыков.
6
1 5


2
Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки.
10
1 5
4

3
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
11
1 6
4

4
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Вокально-хоровая работа.
14
2 6
6

5
Сценическая хореография.
8
1 4
3

6
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
12
1 6
5

7
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
10
1 6
3

8
Итоговое занятие
1
1


итого
72
9 38
25


Условные обозначения:
Т-теория;
П - практика.
В году- 36 недель.
2 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год - 72 часа.

Второй год обучения:


п/п
Тема
Кол. час
Групп, занятия
Инд. занятия







Т П



1
Введение, ТБ, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков.
5
1 2
2

2
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
10
1 4
5

3
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты. Вокальные навыки.
10
2 4
4

4
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
6
1 2
3

5
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
10
1 6
3

6
Сценическая хореография.
4
1 2
1

7
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
16
2 6
8

8
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
10
5
5

9
Итоговое занятие
1
1



итого
72
10 31
31

Условные обозначения:




Т - теория;




П - практика.




В году-36 недель.




2 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.




Всего за год - 72 часа.












Третий год обучения:

№ п/п
Тема
Кол. часов
Групп.
занятия
Инд. занятия




Т П


1
Введение, ТБ, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
Собственная манера исполнения вокального произведения.
5
1 2
2

2
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
10
1 4
5

3
Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал.
10
1 4
5

4
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.
12
1 8
3

5
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
9
1 4
4

6
Сценическая хореография.
6
1 2
3

7
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
9
1 4
4

8
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
10
1 4
5

9
Итоговое занятие
1
1



Итого
72
9 32
31


Условные обозначения:
Т - теория;
П - практика.
В году- 36 недель.
2 часа в неделю,
Всего за год - 72 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1-й год обучения)

Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом
Певческая установка. Дыхание. Распевание.
Вокальная позиция. Звуковедение.
Использование певческих навыков.
Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.
Беседа о гигиене певческого голоса.
Работа над сценическим образом.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:

знать, понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
основы музыкальной грамоты;
различные манеры пения;
место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
(2-й год обучения)

Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков
Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты. Вокальные навыки
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса.
Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
Сценическая культура.
Дикция. Вокальные навыки.
Беседа о гигиене певческого голоса.
Работа над сценическим образом.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:
знать, понимать:
соблюдать певческую установку;
понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
жанры вокальной музыки;
произведения различных жанров;
великих вокалистов России и мира; уметь:
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
дать критическую оценку своему исполнению;
характеризовать выступления великих вокалистов
использовать элементы ритмики и движения под музыку;
работать в сценическом образе;
принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

(3-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство
с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.
Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
Дикция. Расширение диапазона голоса.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
Беседа о гигиене певческого голоса.
Работа над сценическим образом.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен:
знать, понимать:
основные типы голосов;
жанры вокальной музыки;
типы дыхания;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитация при простудных заболеваниях;
особенности многоголосого пения;
обоснованность сценического образа,
уметь:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:
предварительный - диагностика способностей учащихся;
текущий - наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, окружных и российских мероприятий.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально-драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип "веера", усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. - М.: 1999.
2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. -Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей/И.О. Исаева - М.: ACT; Астрель, 2007.
5. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.:
Питер , 2007.

15