«Мастерица» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Направленность программы: художественная


Управление образования администрации города Бузулука
Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Бузулука
«Центр детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
методического совета
от «___» августа 2016 г.
Протокол №____
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦДТ «Радуга»
______________ О.Ю. Гостева
«___» августа 2016 г.
«Мастерица»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность программы: художественная
Возраст детей: 8 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Колыхалова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Бузулук, 2016
I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерица» – художественная.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).
1.2. Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый. Он предполагает использование и реализацию форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
1.3. Актуальность программы
Актуальность программы «Мастерица» обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развитие мотивации к творчеству и познанию. Программа «Мастерица» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению, соответствует запросам социума на этот вид деятельности, наличием материально-технической и методической базы, а также отсутствием данной образовательной услуги в других учреждениях культуры и дополнительного образования города Бузулука.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа разработана с учётом требований к программам дополнительного образования и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Деятельностный подход к планированию занятий определяется содержанием программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Мастерица» разработана с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области (Приложение № 1).
4. Новизна программы
Новизна.Программа «Мастерица» способствует созданию условий для формирования творческой личности ребенка, развития его художественных способностей, с младшего школьного возраста, поскольку истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы, что обуславливает новизну данной общеобразовательной ,общеразвивающей программы.
1.5. Отличительные особенности программы
Программа «Мастерица» отличается от других программ глубиной изучения отдельных видов декоративно-прикладного творчества – технологий ручного вязания крючком. В программу включены следующие модули: вязаные мягкие игрушки, вязаные куклы и куклы из ниток, вязаные цветы, вязаные аксессуары, изготовление и декорирование предметов быта, вязаные обереги, вязаный пэчворк, технология изготовления вязаных сумок, вязаные панно, которые логически развивают и дополняют друг друга. Программа носит вариативный характер, и поэтому модули могут меняться с учётом потребностей и материально-технических возможностей обучающихся. В процессе обучения учитывается жизненный опыт детей. Индивидуальный подход в работе с детьми создаёт благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одарённости каждого обучающегося. Именно индивидуальный подход в обучении даёт возможность раскрыться и утвердиться «трудному», социально незащищенному, болезненному или замкнутому ребёнку.
1.6. Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной общеразвивающей программы, 8-15 лет. Состав группы формируется на добровольной основе.
1.7. Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 год – 144 часа.
1.8. Формы организации образовательного процесса
Формой организации деятельности обучающихся на занятии является индивидуально-групповая, формы проведения занятия – теоретические и практические занятия (выставки, творческие конкурсы).
1.9. Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа);
2. Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие художественных способностей и формирование творческой личности.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития ручного вязания;
научить детей владеть различным техникам работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучить технологиям вязания крючком;
обучить основам построения композиции, подбора рисунка, создания эскиза будущей работы.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка: фантазию, наблюдательность, самостоятельность мышления;
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер;
развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение, формировать художественно-творческую активность, художественный вкус.
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
воспитание потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
формировать культуру взаимодействия с миром природы, людей, вещей;
воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
создание в объединении стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
3. Содержание программы
1. Учебный план
№ п/п Тема Количество Формы аттестации/ контроля
Всего часов Теория Практика Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу «Мастерица»
1. Вводное занятие 2 1 1 тестирование
2. Инструменты и приспособления. Техника безопасности 2 1 1 беседа
Раздел 2. Технологические процессы
3. Технология обработки пряжи и готовых изделий 2 1 1 тестирование
4. Набор петель, столбики без накида, с одним и более накидами, вязание по кругу 4 1 3 опрос
5. Узоры на основе столбиков без накида, с одним и более накидами 6 2 4 опрос
6 Вязаный пэчворк 6 2 4 Зачет /выставка
Раздел 3 Технологии изготовления игрушек и декорирование предметов быта
7 Мягкая игрушка 16 2 14 опрос
8 Вязаная кукла, кукла из ниток 16 2 14 опрос
9 Изготовление и декорирование предметов быта, панно 28 4 24 Зачет /выставка
Раздел 4. Аксессуары
10 Вязаные цветы 14 2 12 опрос
11 Вязаные обереги и обереги из ниток 10 2 8 опрос
12 Изготовление бижутерии (бусы, заколки) 20 2 18 зачет
13 Технология изготовления вязаных сумок 18 2 16 Зачет /выставка
Итого: 144 24 120 3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу
«Мастерица»
Тема 1.Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мастерица».
Теория:Ознакомление детей с учебным планом, инструктаж по технике безопасности при ручных работах, работе с крючком для вязания, ножницами, иглой. Заполнение журнала по технике безопасности. Беседа «Культура поведения».
Практика: коммуникативные игры на знакомство, просмотр видеоролика о деятельности предыдущих групп, проигрывание потенциально опасных ситуаций в мастерской. Презентация «О народных умельцах города Бузулука».
Тема 2. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.
Теория: Знакомство с инструментами и приспособлениями: крючок для вязания, ножницы, иглы, сантиметровая лента, английские булавки, клеевой пистолет, шаблоны, их назначение.
Практика: Игра «Сплочение коллектива». Инструктаж по технике безопасности на каждый инструмент. Применение инструментов и приспособлений по назначению. Презентация «Души полет и рук творенье».
Раздел 2. Технологические процессы
Тема 3. Технология обработки пряжи и готовых изделий
Теория: Общие сведения о способах обработки пряжи и ниток для вязания. Классификация пряжи и ниток для вязания, краткая характеристика их свойств и областей применения. Основные показатели оценки качества пряжи и ниток для вязания. Условные обозначения на этикетке. Способы обработки готового изделия.
Практика: характеристика предложенных материалов (цвет и оформление), аукцион идей по использованию того или иного материала. Определение состава пряжи без этикеток и условных обозначений на этикетке. Чтение условных обозначений на этикетке. Обработка готовых изделий допустимыми способами.
Тема 4. Набор петель, столбики без накида, с одним и более накидами
Теория: технология ручного вязания крючком. Организация рабочего места. Виды столбиков. Терминология, схемы, характеристика условных обозначений. Столбики без накида, с одним и более накидами. Приемы вязания крючком. Характеристика выполнения столбиков, их особенности. Работа с фурнитурой. История использования фурнитуры в вязании. Виды фурнитуры для вязания, правила ее использования.
Практика: Вывязывание круглых, прямоугольных, квадратных и треугольных мотивов. Пришивание фурнитуры (пуговицы, кнопки, крючки). Изготовление вязаных брелока «Совушка», пенала и кошелька. Подготовка к конкурсу «Мое Оренбуржье».
Тема 5. Узоры на основе столбиков без накида, с одним и более накидами
Теория: организация рабочего места. Видыузоров на основе столбиков без накида и с одним и более накидами. Терминология, характеристика узоров. Приемы выполнения ажурных и рельефных узоров.
Практика: выполнение ажурных и рельефных узоров, зарисовка схем, выставка лучших изделий.Изготовление игольницы, подставки под горячее, чехла для телефона. Физкультминутки «Упражнения для глаз», «Упражнения для рук», «Упражнения для спины».
Тема 6. Вязаный пэчворк
Теория: история техники вязаногопечворка, подготовка фурнитуры и материалов. Основы работы. Традиционные узоры вязаногопэчворка. Подбор пряжи по цвету. Последовательность изготовления различных форм, вязание, выполненное на основе геометрических фигур. Квадрат – как базовая форма (модуль) лоскутной композиции.
Практика: изготовление прихватки, подушки, косметички, декоративного панно (на выбор обучающего). Подготовка к конкурсу «Мое Оренбуржье».
Раздел 3 Технологии изготовления игрушек и декорирование предметов быта
Тема 7. Мягкая игрушка.
Теория: техника выполнения вязаной игрушки. Расчет количества петель и рядов для выполнения игрушки. Подбор ниток и крючков для вязания. Основные приемы работы с основными материалами (бисером, бусами, блестками, стеклярусом и т.д.)для оформления готовой работы.
Практика: изготовление мягкой игрушки «Мышка», «Гусеничка», «Котик». Подготовка к конкурсу-выставке «Мастерская Деда Мороза».
Тема 8 Вязаная кукла, кукла из ниток
Теория: История вязаных кукол и кукол из ниток. Виды и назначение. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Виды применяемых петель и столбиков, узоров. Увеличение и уменьшение вязаного полотна. Цветовое решение куклы. Отдельные технологические процессы изготовления куклы (веревочное крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок кукол). Последовательность изготовления куклы.
Практика:разработка творческого изделия по выбору обучающегося. Изготовление кукол из ниток Мартиничек, подарков для мамы к 8 Марта. Физкультминутки «Упражнения для глаз», «Упражнения для рук», «Упражнения для спины». Подготовка к выставке «Мастера и подмастерья», конкурсу «Золушка».
Тема 9. Изготовление и декорирование предметов быта, панно
Теория: актуализация опорных знаний, повторение теоретических основ и правил работы с пряжей для вязания. Материалы, используемые при изготовлении различных видов декоративных предметов быта.
Практика: разработка творческого изделия по выбору обучающегося.
Подготовка к конкурсу «Мастера и подмастерья»
Раздел 4. Аксессуары.
Тема 10. Вязаные цветы.
Теория: Актуализация опорных знаний, повторение теоретических основ. Расчет петель, зарисовка схем.техника выполнения цветов. Чтение схем, подбор ниток.
Практика: разработка творческого изделия по выбору обучающегося. Презентация «Изготовление вязаного цветка мака». Цветы «Ромашка», «Лилия», «Тюльпан». Выполнение цветов, составление букета, закрепление цветов на основе. Изготовление подарка для ветеранов ВОВ.
Подготовка к конкурсу «Пасхальный перезвон».
Тема 11. Вязаные обереги и обереги из ниток
Теория: Актуализация опорных знаний, повторение теоретических основ. История вязаных оберегов и оберегов из ниток. Виды и назначение. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Цветовое решение оберега. Отдельные технологические процессы изготовления оберега и последовательность изготовления.
Практика: разработка индивидуального творческого изделия. Модель изделия выбирается обучающимся самостоятельно.
Тема 12. Изготовление бижутерии
Теория: актуализация опорных знаний, повторение теоретических основ и правил работы. Виды и назначение вязаной бижутерии. Тенденции стиля и моды. Материалы, используемые при изготовлении различных видов бижутерии.
Практика: разработка изделия по выбору обучающего. Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек, пап, дедушек. Физкультминутки «Упражнения для глаз», «Упражнения для рук», «Упражнения для спины».
Тема 13. Технология изготовления сумок.
Теория: актуализация опорных знаний, повторение и обобщение теоретических знаний по курсу, правил и приемов работы по изготовлению вязаных вещей и предметов быта. Виды и назначение сумок. Тенденции стиля и моды. Материалы, используемые при изготовлении различных видов сумок.
Практика: Выбор модели. Выполнение чертежа. Подбор материалов. Изготовление выкройки. Вывязывание изделия. Декорирование сумки вязаными цветами, тесьмой, кружевом.
4. Планируемые результаты
При освоении программы отслеживаются три вида результатов: личностный, метапредметный и предметный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающихся.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
– трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;
– учебно-познавательный интерес к новому материалу;
– культура взаимодействия с миром природы, людей, вещей;
– потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
– уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
У обучающихся будут сформированы действия:
– владение навыками организации и планирования работы;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
– умение объективного оценивания вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива.
Коммуникативные УУД:
У обучающихся будут сформированы действия:
– включаться в совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
– контролировать и выражать свои действия в речи;
– принимать участие в работе парами и группами.
Познавательные УУД:
– развитие способности выражения своего отношения к окружающему миру, к народным традициям и обычаям в творческих работах;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей;
– владение элементарными навыками ручного вязания крючком;
– осуществление поиска необходимой информации для выполнения творческих заданий.
Предметные УУД:
В результате реализации программы обучающиеся:
– познакомятся с историей и современными направлениями развития ручного вязания;
– овладеют элементарными навыками ручного вязания крючком;
– овладеют основам построения композиции, подбора рисунка, создания эскиза будущей работы;
– овладеют различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– способны выполнять вязаные ручные работы;
– способны определять примерный расход пряжи и другой фурнитуры для изготовления изделия.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1.Календарный учебный график
№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Количество часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Раздел 1.Введение в общеобразовательную программу «Техника лоскутного моделирования»
1 сентябрь Беседа 2 Вводное занятие учебный кабинет Опрос
2 сентябрь Беседа 2 Инструменты и приспособления. Техника безопасности учебный кабинет
Опрос
Раздел 2. Технологические процессы
3 Сентябрь Беседа, практическое занятие 2 Технология обработки пряжи и готовых изделий учебный кабинет
Опрос
4 сентябрь Беседа 2 Набор петель, столбики без накида, с одним и более накидами, вязание по кругу. учебный кабинет
Опрос
5 сентябрь Практическое занятие 2 Набор петель, столбики без накида, с одним и более накидами, вязание по кругу. учебный кабинет Опрос
6 сентябрь Беседа 2 Узоры на основе столбиков без накида, с одним и более накидами. учебный кабинет Опрос
7 сентябрь Практическое занятие 2 Узоры на основе столбиков без накида, с одним и более накидами. учебный кабинет Педагогическое наблюдение
8 сентябрь Практическое занятие 2 Узоры на основе столбиков без накида, с одним и более накидами. учебный кабинет Самостоятельная работа
9 октябрь Беседа 2 Вязаный пэчворк. учебный кабинет Опрос
10 октябрь Практическое занятие 2 Вязаный пэчворк. учебный кабинет Педагогическое наблюдение
11 октябрь Практическое занятие 2 Вязаный пэчворк. учебный кабинет Выставка
Раздел 3 Технологии изготовления игрушек и декорирование предметов быта
12 октябрь Беседа 2 Мягкая игрушка учебный кабинет Опрос
13 октябрь Практическое занятие 2
Мягкая игрушка. учебный кабинет Педагогическое наблюдение
14 октябрь Практическое занятие 2 Мягкая игрушка учебный кабинет Педагогическое наблюдение
15 октябрь Практическое занятие 2 Мягкая игрушка учебный кабинет Самостоятельная работа
16 октябрь Практическое занятие 2 Мягкая игрушка учебный кабинет Самостоятельная работа
17 ноябрь Практическое занятие 2 Мягкая игрушка учебный кабинет Самостоятельная работа
18 ноябрь Практическое занятие 2 Мягкая игрушка учебный кабинет Выставка
19 ноябрь Практическое занятие 2 Мягкая игрушка учебный кабинет Зачет
20 ноябрь Беседа 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Опрос
21 ноябрь Практическое занятие 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Педагогическое наблюдение
22 ноябрь Практическое занятие 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Педагогическое наблюдение
23 ноябрь Практическое занятие 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Самостоятельная работа
24 ноябрь Практическое занятие 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Самостоятельная работа
25 декабрь Практическое занятие 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Самостоятельная работа
26 декабрь Практическое занятие 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Выставка
27 декабрь Практическое занятие 2 Вязаная кукла, кукла из ниток учебный кабинет Зачёт
28
декабрь Беседа 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно. учебный кабинет Опрос
29 декабрь Беседа 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно. учебный кабинет Опрос
30 декабрь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Педагогическое наблюдение
31 декабрь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно. учебный кабинет Педагогическое наблюдение
32 декабрь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Педагогическое наблюдение
33 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Педагогическое наблюдение
34 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Педагогическое наблюдение
35 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Самостоятельная работа
36 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Самостоятельная работа
37 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Самостоятельная работа
38 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Самостоятельная работа
39 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Самостоятельная работа
40 январь Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Выставка
41 февраль Практическое занятие 2 Изготовление и декорирование предметов быта, панно учебный кабинет Зачет
Раздел 4. Аксессуары
42 февраль Беседа 2 Вязаные цветы учебный кабинет Опрос
43 февраль Практическое занятие 2 Вязаные цветы. учебный кабинет Педагогическое наблюдение
44 февраль Практическое занятие 2 Вязаные цветы учебный кабинет Самостоятельная работа
45 февраль Практическое занятие 2 Вязаные цветы учебный кабинет Самостоятельная работа
46 февраль Практическое занятие 2 Вязаные цветы. учебный кабинет Самостоятельная работа
47 февраль Практическое занятие 2 Вязаные цветы. учебный кабинет Выставка
48 февраль Практическое занятие 2 Вязаные цветы учебный кабинет Зачёт
49 март Беседа 2 Вязаные обереги и обереги из ниток учебный кабинет Самостоятельная работа
50 март Практическое занятие 2 Вязаные обереги и обереги из ниток учебный кабинет Самостоятельная работа
51 март Практическое занятие 2 Вязаные обереги и обереги из ниток учебный кабинет Самостоятельная работа
52 март Практическое занятие 2 Вязаные обереги и обереги из ниток учебный кабинет Экскурсия
53 март Практическое занятие 2 Вязаные обереги и обереги из ниток учебный кабинет Зачёт
54 март Беседа 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Педагогическое наблюдение
55 март Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Педагогическое наблюдение
56 март Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Педагогическое наблюдение
57 Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Педагогическое наблюдение
58 Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Педагогическое наблюдение
59 Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Самостоятельная работа
60 Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Самостоятельная работа
61 Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Самостоятельная работа
62 Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Выставка
63 Практическое занятие 2 Изготовление бижутерии учебный кабинет Зачет
64 Беседа 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Опрос
65 Практическое занятие 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Педагогическое наблюдение
66 Практическое занятие 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Педагогическое наблюдение
67 Практическое занятие 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Педагогическое наблюдение
68 Беседа 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Самостоятельная работа
69 Практическое занятие 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Самостоятельная работа
70 Практическое занятие 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Самостоятельная работа
71 Практическое занятие 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Выставка
72 Практическое занятие 2 Технология изготовления вязаных сумок учебный кабинет Зачёт
Условия реализации программы
Мастерская:
– учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
– пряжа и нитки для вязания;
– декоративная фурнитура.
Инструменты и приспособления:
– приспособления для ручного труда (крючки для вязания, ножницы, иглы, сантиметровая лента, английские булавки.).
– клей «Момент», клей ПВА,
– шаблоны.
Дидактическое обеспечение курса:
– образцы готовых изделий,
– журналы, книги,
– подборки рисунков и различных изделий и описания их изготовления.
– наглядные пособия,
– технологические карты, схемы,
– видеоматериалы.
3. Формы аттестации/контроля
При реализации программыиспользуется несколько видов диагностики:
Входящая диагностика проходит в форме беседы.
Текущая – проходит после изучения каждого раздела программы; предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития учащихся: (беседа, опрос, выставки, конкурсы, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов деятельности обучающихся, анкетирование, тестирование, зачёт, взаимозачёт, игровые формы контроля (решение кроссвордов), рейтинг готового изделия.).
Итоговая диагностикапо завершении обучения проходит в форме выставки.
Формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, анкеты, тестирование.
Формы предъявления результатов: выставки, конкурсы, зачеты.
Для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Мастерица» разработан диагностический инструментарий
4. Оценочные материалы
Диагностический инструментарий для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерица»
Оценка результатов деятельности обучающихся
Оценка результатов деятельности обучающихся проводится в несколько этапов и включает в себя входную и итоговую диагностику. Входная диагностика проводится при поступлении обучающихся в объединение, итоговая – в конце каждого учебного года. Входная диагностика представляет собой неформальную беседу педагога с обучающимися с целью выяснения примерного уровня знаний и умений в области техники ручного вязания крючком, а также наличия стремления научиться вязать.Итоговая диагностика предполагает определение уровня освоения программного материала обучающихся и включает в себя тестовые задания, устный опрос и практическую работу. Каждый обучающийся выполняет тестовые задания, отвечает на три вопроса из устной части и выполняет два практических задания. Так же отдельным пунктом стоит участие обучающихся в конкурсах и в выставках. Итоги каждого этапа вносятся в индивидуальную диагностическую карту обучающихся. По результатам делается вывод об уровне освоения программного материала
Тестовые задания
Инструкция. Внимательно прочитай вопрос. Из трёх вариантов выбери один правильный ответ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
1. Процесс получения пряжи из шерсти называется:
a) прядением;
б) отделкой;
в) ткачеством;
г) декорированием.
2. К гигиеническим свойствам пряжи относятся:
а) прочность;
б) воздухопроницаемость;
в) усадка;
г) сминаемость.
3. Волокна растительного происхождения относятся к волокнам:
a) натуральным;
б) искусственным;
в) синтетическим;
г) минеральным.
За кждый правильный ответ ставятся 3 балла
Задания для устного опроса
Расскажи о технике безопасности при работе с пряжей,нитками для вязания и крючком для вязания.
Какова технология обработки готового вязаного изделия?
Какие виды пряжи ты знаешь?
Какие изделия можно изготовить из хлопчатобумажных ниток?
Какие изделия можно изготовить из шерстяной пряжи?
Что такое фурнитура? Назначение фурнитуры. Приведи примеры.
Перечисли виды столбиков.
Техника печворк- что это?
Какие виды узоров ты знаешь?
3 балла – ответ полный, исчерпывающий
1 балл – ответ в целом правильный, недостаточно развернутый, без приведения примеров
0 баллов – ответ неправильный
Задания для практической работы
Диагностическая карта для итогового контроля
Теоретическая часть
Назови виды пряжи или ниток для вязания и их свойства.
Как на схемах для вязания крючком обозначается накид?
Какие виды столбиков ты знаешь?
Практическая часть
Выполни образец по схеме.
415290103505
Диагностическая карта для итогового контроля
Теоретическая часть
Назови способы обработки готового изделия, связанного крючком.
Что такое ажурное вязание, и какие виды пряжи больше всего для него подходят?
Назови способы обработки готового изделия, связанного крючком.
Практическая часть
Определи по схеме, какой это узор.
Свяжи образец по схеме.
167640-43815
Критерии оценивания готовых работ
Высокий уровень
(2 балла) Средний уровень
(1 балл) Низкий уровень
(0 баллов)
Понимание задания Работа демонстрирует точное понимание задания Знает правила, может самостоятельно поставить цель по выполнению проекта. Умение связывать теорию с практикой
Выполнение задания Оцениваются работы, выполненные по различным технологиям; выводы аргументированы; все используемые материалы имеют непосредственное отношение к теме; используется информация из источников. Точная подборка материалов; полные ответы на вопросы; может объективно оценить или проанализировать изготовленные детали. Случайная подборка материалов; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать изготовленные детали.
Результат работы Четкое и логичное представление готового изделия; вся работа по изготовлению деталей имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо сконструирована и декорирована. Демонстрируется критический анализ и оценка готового изделия. Точность изготовленного изделия; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка изделия. Работа похожа на другие ученические работы. Изделие внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы по техпроцессу изготовления изделия.
Творческий подход Представлены различные подходы к решению проблемы по изготовлению изделия. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося. Демонстрируется одна точка зрения на проблему по изготовлению изделия; проводятся сравнения, но не делаются выводов. Обучающийся просто копирует изделие из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой.
5. Методическое обеспечение
Основной формой обучения в объединении является занятие. На занятиях используются различные методы обучения:
– словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
– наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
– работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему);
– практическая работа.
Для успешной реализации программы необходимо внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения, ставящих обучающихся в позицию субъекта деятельности.
На разных этапах обучения применяются формы, методы и приемы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
наглядности.
6. Литература для педагога
Акимова, Л.А. Проектирование программ дополнительного образования детей: Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. и доп./Л.А. Лукаш. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2007. – 56с.
Арцев, М.Н. Образовательная программа как программа развития образовательного учреждения/ М.Н. Арцев// Завуч.2004. М.: с. 29-35.
Бирюков, А.П.Проектирование программ дополнительного образованиянаоснове их классификации // Внешкольник. 1999. –1999. – № 1. – с. 30–32. 21.
Введенский, В.Н. Отконцепциикобразовательной программе / В.Н. Введенский. //Методист. – 2004. – № 5. – с.8–11.
Дополнительное образование детей: Концепции, локальные акты, технологии управления, методики организации образовательного процесса // Библиотечка журнала «Вестник образования России». М. – 2006.№ 7
Дополнительное образование детей:Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. Заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000. – 256 с.
Зверева, В.И. Образовательные программы школы: структура, содержание, технология, разработки/В.И. Зверева – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск». – 2000.
Каргина, З.А.Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей/ З.А.Каргина //Внешкольник. –2006. – № 5. – с.11–15.
Козлова, М.Н. Программы лауреатов областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей: в 2 частях/М.Н.Козлова. – Оренбург: Издательство «Детство». – 2008. – Ч.1.
Шемшурина, А.И.Азбука вечных истин/ А.И. Шемшурина – М,: «Фонд«Добро»,2000. – 200с.
Чистяков, М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистяков – М.: Просвещение. – 1990 –128 с.
http://sheru.ruhttp://aranetta.ruhttp://www.livemaster.ruhttp://www.sol.ru7. Литература для обучающихся
Баландина, Раиса. Вяжем новинки к каждому сезону/ Раиса Баландина– Москва, 2008 – 176 с.
Библия вязания КЛЭР Камптон. Полный справочник. – АСТ Астель. – Москва. – 2003 – 160 с.
Валентина// Журнал Издательского дома ОВА–ПРЕСС «Игрушка» № 1/95
Валя–Валентина.// Журнал 2007 - 2016 г.г.
Волшебный клубок. 700 схем и образцов. Пробный курс по вязанию//. Астель – Москва. – 2007. 288 с.
Вяжем для сына и дочки./ –Ниола-пресс. – Москва – 2009г. – 144 с..
Ткачук, Т.М. Вязание крючком различных изделий: пуловеры, юбки, жилеты, аксессуары/ Т. М. Ткачук – Москва : АСТ ;Донецк: Сталкер –2008 – 95 с.
Крехова, И. Модная одежда для кукол. Вязание крючком/ И. Крехова – Санкт-Петербург. – 2009 – 32 с.
Онипко, Ж. П. Узоры вяжем крючком/Ж.П. Онипко– Владимир – 2010 – 87 с.
http://knitplanet.ruhttp://uzor4ik.ruhttp://zhenomaniya.ruhttp://sheru.ruhttp://jenet.info/kak-nauchitsya-vyazat-kryuchkom-s-nulya/http://cluclu.ruПриложение 1
Воспитание и социализация обучающихся
через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мастерица»
Направление воспитательной деятельности Содержание деятельности (ценностно-смысловые ориентации) Название мероприятия,
темы занятия, выполняемых действий Форма проведения Социальное партнерство Планируемый результат
1. Гражданско-патриотическое формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к Оренбуржью и малой родине Тема 4. «Набор петель, столбики без накида, столбики с одним и более накидами»,
Тема 6. «Вязаный пэчворк»
Конкурс «Мое Оренбуржье»
СОШ и УДО Оренбуржья
сформированные ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к Оренбуржью и малой родине
2. Нравственное и духовное воспитание формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур Тема 10. «Вязаные цветы»
Конкурс-выставка «Пасхальный перезвон»
СОШ города Бузулука, ЦДТ «Радуга» сформированное представление о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности Тема 7. «Мягкая игрушка»
Тема 8. «Вязаная кукла и кукла из ниток»
Тема 9. «Изготовление и декорирование предметов быта, панно»
Конкурс-выставка «Мастерская Деда Мороза»;
Конкурс-выставка «Мастера и подмастерья»;
СОШ города Бузулука,
ЦДТ «Радуга»
СОШ города Бузулука, Оренбуржья, ЦДТ «Радуга» сформированные представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности
4. Интеллектуальное воспитание формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и в ходе проведения конкурсов и выставок Тема 8. «Вязаная кукла и кукла из ниток»
Конкурс профессионального мастерства «Золушка»
Презентация «Души полет и рук творенье»
Презентация «Изготовление вязаного цветка мака»
СОШ города Бузулука, Оренбуржья, ЦДТ «Радуга». сформированные представления о возможностях интеллектуальной деятельности
5. Здоровьесберегающее воспитание формирование культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье «Упражнения для глаз», «Упражнения для рук», «Упражнения для спины» Физкультминутки на занятиях
сформированная культура здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание формирование представлений о «толерантности», «миролюбии» «гражданском согласии», «экстремизме», «терроризме», «фанатизме». «Об опасности терроризма, экстремизма» Беседа по плану УО УО сформированные представления о «толерантности», «миролюбии» «гражданском согласии», «экстремизме», «терроризме», «фанатизме».
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры Тема 1. «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мастерица»
Беседа «Культура поведения»
сформированы представления о общечеловеческой и национальной культурах
8. Воспитание семейных ценностей формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни Тема 12. Изготовление бижутерии:
Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек,
пап, дедушек
«О профилактике вредных привычек»,
«О вреде курения, алкоголизма, наркомании»,
«О ценности жизни» Занятие
Беседа по плану УО УО сформированые ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни
9. Формирование коммуникативной культуры формирование межличностной, межкультурной коммуникации; ответственного отношения к слову как к поступку Тема 1. «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мастерица»
Тема 2. «Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями» Игра «Давай дружить».
Игра «Сплочение коллектива»
сформированные межличностные, межкультурные коммуникации; ответственного отношения к слову как к поступку
10. Экологическое воспитание формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты «Правила поведения на дорогах, у водоемов»;
«Пожарная безопасность» Беседа по плану УО
Беседа по плану УО УО
УО сформированные ценностные отношения к природе, к окружающей среде региона
3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Мастерская:
– учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
– пряжа и нитки для вязания;
– декоративная фурнитура.
Инструменты и приспособления:
– приспособления для ручного труда (крючки для вязания, ножницы, иглы, сантиметровая лента, английские булавки.).
– клей «Момент», клей ПВА,
– шаблоны.
Дидактическое обеспечение курса:
– образцы готовых изделий,
– журналы, книги,
– подборки рисунков и различных изделий и описания их изготовления.
– наглядные пособия,
– технологические карты, схемы,
– видеоматериалы.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.