Проект Мир на кончиках пальцев в первой младшей группе


 Проект: «Мир на кончиках пальцев».
 
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель
«Рука – это своего рода внешний мозг» Кант. 
2016г
Актуальность: Актуальность данного проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и сенсомоторики в целом, у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта: Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызывать у детей интерес к познанию нового и интересного во взаимодействии с семьей в играх.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
- Развивать речь как средство общения;
- Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем; учить внятно и отчётливо отвечать на вопросы.
- Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Способствовать развитию координации движения кистей рук;
- Побуждать детей к выполнению простейших трудовых поручений – убирать игрушки после игры.
- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
     
Работа с родителями:
1. За круглым столом по теме «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».
2. Конкурс поделок из природного материала.
3. Изготовление родителями самодельных игрушек для развития моторики – «волшебные» мешочки, различные шнуровки, разрезные пазлы.
Отчет о проделанной работе.
1. Проведено родительское собрание по теме «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка». – Приложение 1.
2. Конкурс поделок из природного материала работа с родителями:

3.Изготовление самодельных игрушек родителями для развития моторики – «волшебные» мешочки, различные шнуровки, разрезные пазлы.

4. В период реализации проекта на занятиях с детьми включались игры, упражнения, задания, которые способствовали правильному выделению таких качеств предмета, как цвет, форма, величина, звуки, а так же формированию представлений об отношениях между предметами. Дети с удовольствием  и интересом включались в новые увлекательные задания, игры, становились маленькими исследователями, как во время занятий, так и в повседневной игре в группе, на прогулке на улице.
     Широко использовались мной на занятиях пальчиковые гимнастики, игры с бусинами, крупами, пуговицами, камешками.
   
Использовались игры:
«Узнай что в мешочке?»;
«Разрезные картинки»;
«Игры в сухом бассейне для рук»;
«Строим из Лего»;
«Пазлы деревянные и картонные»;
«Лото»;
«Построй башенку из стаканчиков»;
«Чудесные мешочки» (с крупами)».
«Крупная и мелкая мозаика»


«Матрешка»


«Надень резиночку»


«Пирамидка»





«Подбери по форме»

«Прищепки»



 
«Подбери по цвету»






 «Шнуровка»

Пальчиковые игры


«Дрова» (прокатывание карандаша между ладонями)

Эмоционально-двигательная гимнастика

Лепка с применением различных круп.
«Дорожка для колобка» –  лепка - выкладывание дорожки из пластилина фасолью;
«Солнышко» - лепка - лучики солнышка выкладывали пластилина к приклеенной основе;


Подготовка к аппликации:


«Укрась елочку»;
«Шарфик для Зайки» - аппликация;
«Покормим цыплят» - аппликация с применением зерен пшена.
Рисование:
«Украсим сарафан для Кати»;
«Бусы для куклы»;
«Раскрась пирамидку»;
«Подружка неваляшка».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
По итогам проекта все поставленные мной задачи были успешно выполнены.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики
Дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
     У детей сформированы представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;
     У детей развиты умения и навыки обследовать предметы.
     Дети способны группировать и дифференцировать предметы по определённому признаку.
Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.
     У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития сенсорных способностей детей.
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
Варенцова Н.С. Готовим руку к письму. Занятия с детьми трех-четырех лет// Дошкольное воспитание. 1996 №2.
Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001
Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. 2000. №2.
Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2012.
Справочник педагога-психолога, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект за круглым столом по теме «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».
     Время проведения: сентябрь-октябрь.
          Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.
     Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 2-3 лет;
- активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
     Участники: родители, воспитатель, старший воспитатель.
     Место проведения: помещение группы.
     План проведения:
Вступительный этап:
- создание проблемной ситуации;
- разминка.
     2. Основная часть:
- содержание и методы сенсорного развития;
- педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений».
- выполнения заданий в мини-группах.
     3. Подведение итогов собрания:
- рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Игры и упражнения
     МОЗАИКА — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.     ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».   
  ПАЗЛЫ – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.    ШНУРОВКИ – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
  ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ, БУСИНАМИ — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
     ИГРА С КРУПОЙ -  перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
     ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.
«УЗНАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВКЛАДЫШИ, МАТРЕШКИ – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.