Подготовка к ГИА и ЕГЭ по английскому языку. Раздел Чтение

ПОДГОТОВКА К ГИА И ЕГЭ: СТРАТЕГИИ
И РЕКОМЕНДАЦИИ. РАЗДЕЛ «ЧТЕНИЕ».
Новые задачи современного языкового образования предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком и соответственно использования адекватных методов и приемов обучения. Подготовка к сдаче и проведению как ГИА в 9 классе, так и ЕГЭ в 11 классе занимает много времени, сил и нервов как у педагогов, так и у учащихся. По собственному опыту, работая с учащимися 9 класса, могу сказать, что, к сожалению, в последнее время большие сложности возникают при выполнении заданий раздела «Чтение».

К сожалению, неумение читать тесты НЕ механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. Мне сегодня хотелось бы подробнее остановиться на требованиях к экзаменам, специфике заданий, а также методике и рекомендациях по подготовке.

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
-понимать тему в полном объёме;
-извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
-понимать логические связи внутри и/или между частями текста;
-догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
-подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
-изменять скорость чтения в зависимости от задания.

К сожалению, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:
-впадают в панику при виде первого незнакомого слова. Сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку;
-полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;
-неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать.

Во избежание подобных ошибок во время учебного года учителю целесообразно строить урок следующим образом:


Какие же элементы содержания проверяются на экзамене в разделе «Чтение»:
Понимание основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка (ознакомительное чтение);
Выборочное понимание нужной/интересующей информации из текста (просмотровое / поисковое чтение);
Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров (изучающее чтение).
Рассмотрим подробно все виды чтения.
Понимание основного содержания прочитанного (ознакомительное чтение). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если они встречаются. Нужно учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное это уметь обобщить содержание текста, т.е. выделить основную коммуникативную задачу: какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важными. Как показывает опыт, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, так как сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание по чтению текста дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу с помощью словаря.
Извлечение необходимой информации. В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию). При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале. При просмотровом чтении читатель собирает информацию и устанавливает, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Полное понимание прочитанного (изучающее чтение). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

Для учеников стратегии выполнения заданий следующие:


Перейдём непосредственно к рекомендациям по подготовке учащихся к выполнению заданий разного типа.

Задания на подбор заголовков
Обсудите с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.
Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.
Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и предотвратить возможную панику на экзамене.

Задания на соответствие утверждениям
Каждый раз, задавая прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время.
При поиске ответов на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста.
Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.

Задания на полное понимание прочитанного
Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки выполнения задания.
Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.
Давайте задания на формирование умения «читать между строк» делать выводы и интерпретировать прочитанное.

Как же можно построить урок таким образом, чтобы он не только был интересным и мотивирующим, но и отвечал требованиям подготовки к экзаменам? Джим Скривенер, автор книги «Учимся учить» (а эта методика широко используется в мире в первую очередь из-за простора для творчества и учителя, и учащихся, без из перегрузки), предлагает строить урок так: «заставка урока» «творческое чтение» «занавес подведение итогов».


Творческое чтение


Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, но, как показывает практика, научить полноценному общению на иностранном языке без обучения чтению невозможно. Надеюсь, что эти рекомендации помогут и учителям, и школьникам не только успешно сдавать экзамены, но и привнесут в процесс обучения разнообразие и элементы творчества с тем, чтобы каждый ученик мог сказать: «Читать на английском не только обязательно, но и увлекательно!»
Рисунок 1Рисунок 13Рисунок 1615