Уроки 4-5. Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения


Занятия № 4-5
Изображение войны 1805-1807 годов.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
Цели:
воспитательная:
формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
воспитание негативного отношения к войне;
образовательная:
формирование осознания студентами отношения Л.Н. Толстого к войне, причин начала военных действий;
формирование представления о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях;
наблюдение за поведением героев романа на войне;
развивающая:
совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;
предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;
развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сопоставление героев.
Прогнозируемый результат:
знать художественный текст, поведение героев на войне, отношение Толстого к войне;
уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.
Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Слово преподавателя.
Война – это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний. Что представляет война с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные русские солдаты и офицеры. Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план следующие качества: мужество, патриотизм, героизм.
Обсуждение темы и целей урока.
III. Совершенствование знаний, умений и навыков.
Слово преподавателя.
Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат: «в июле 1805 года» собрала свой вечер А. П. Шерер, «в октябре 1805 года» русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского. Исторический жанр романа требовал предельной достоверности, потому так много дат в тексте, они помогают ориентироваться во времени.
Во 2 части повествование переносится на поля сражений в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.
Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?
Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.
Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года?
Он хотел одного – вывести русскую армию из пределов австрийских границ и выйти из ненужной войны
Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен смотр в Браунау?
Кутузов хотел показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. Смотр показал, что русская армия после длительного перехода из России не готова к походу и не должна идти на соединение с армией Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.
Чтение эпизода «Смотр в Браунау».
Каким предстает главнокомандующий? Каково отношение к нему простых солдат?
Кутузов видит не серую массу одноликих фигур, он узнает и выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина – «капитана с красным носом» - и называет его измайловским товарищем, он узнает разжалованного Долохова. Кутузов понимает солдатские нужды, умеет просто разговаривать с солдатами, он искренне любит их, ценит русских солдат и получает от них ответную любовь и уважение.
Чем закончился смотр?
Песней и пляской солдат. Так возникает тема единения командующего с солдатами, тема единения личности с массой.
Как относится к войне сам автор?
Отношение Толстого к войне можно проследить по сюжетной линии Николая Ростова. Молодой человек впервые будет принимать участие в войне. Как он воспримет ее – это и будет выражением естественных человеческих взглядов.
Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».
Чтение эпизодов «На мосту» (гл. 8)
Автор показывает столкновение романтического представления о войне с ее реальной жестокостью, бесчеловечностью. «И зачем я попал сюда?», - думает разочарованный в войне Ростов.
Анализ Шенграбенского сражения.
С какой целью было дано Шенграбенское сражение?
 Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.
Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения?
Пехотный офицер Тимохин. Артиллерист Тушин.
Перескажите эпизод «Героизм роты Тимохина».
Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.
Слово преподавателя.
На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха.
Чтение эпизода о батарее Тушина или просмотр эпизода из фильма
В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.
В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»?
В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.
Анализ Аустерлицкого сражения.
Какие две точки зрения на предстоящее сражение были у командования русских войск?
Точка зрения императора Александра: напасть на Наполеона и в сражении разбить его.
Точка зрения Кутузова – отступить или подождать подкреплений из России.
Восторжествовала точка зрения императора и утвержден план австрийского генерала Вейротера, который предположил, что ему известно расположение французских войск.
Кто же расплачивался за бездарность Вейротера и императора?
Солдаты и офицеры действующей армии.
Чтение эпизода «Разговор Кутузова и Александра перед сражением»
Толстой осуждает легкомысленность русского императора, граничащую с преступлением. В романе появляется мысль о ничтожестве тех, кто живет собой, своим счастьем, построенным на несчастье других. Эта безнравственная суть роднит императора Александра с Наполеоном.
Пересказ эпизода «Аустерлицкое сражение».
Почему Аустерлицкое сражение было проиграно?
Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как  Аустерлиц выражает суть кампании. «Эпоха наших неудач и срама», - так определил эту войну сам Толстой.
Слово преподавателя.
Князь Андрей уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему путь к славе – таково было первоначальное представление князя Андрея о его месте в бою.
Чтение эпизода «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».
С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем его герое и кумире, лежит князь Андрей на Праценской горе. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком
Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?
Это открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое небо, синеющая бесконечность открыли в нем новый смысл мыслей. Он желал бы, чтобы люди помогли ему и возвратили к жизни, которая казалась ему теперь прекрасной. Князь Андрей обретает вечные ценности «какие не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.
Слово преподавателя.
  Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене.
IV. Информация о домашнем задании.
Пьер и масоны.
- Что привело Пьера в масонство?
- Что такое масонство?
- Какую деятельность ведет Пьер в масонстве?
- Почему разочаровался в масонстве?
2. Сообщение «История масонства».
V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.