Сценарий классного часа Не забывайте о птицах зимой

Цели:
- обобщить знания детей о зимующих птицах;
- раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой
природой зимой;
- вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц.

Оборудование:
1) Электронная презентация;
2) Картинки с птицами (для оформления доски);
3) Кормушки, пшено для рисования;
4) Аудиозаписи: шум ветра;
5) Изображение кормушки на ватмане , силуэты птиц.

Ход мероприятия:

(Слайд 1 - Сойка)
1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы получили сообщение , что к нам на зимовку прилетели птицы. Путь их был тяжёлым: в дороге сотни птиц погибли. Долетели до нас самые сильные и выносливые. Но и здесь , на месте , зимующих птиц ждут тяжёлые испытания. Мы должны им помочь перезимовать.
(Слайд 2 - Зима)
Учитель:
- Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.
(Слайд 3 - Воробышки)
2.Выступление учащихся.

Ученик 1:
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней.. (Завывает метель – аудиозапись)
2-й ученик.

- В тишине зимнего леса ясно слышится: «Синь-синь-синь».
(Слайд 4 - Синица)
Хоть и птичка-невеличка,
У неё, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прилетит она сюда.
Синяя косынка, тёмненькая спинка Маленькая птичка.
Звать её (Синичка)

- Да, верно, это синички. Они перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, ищут спрятавшихся насекомых. За эту песню и назвали этих птичек синицами.
Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась.
Есть много разных видов синиц. Они различаются и по внешнему виду, и по песне своей. У синицы - лазоревки много синих и голубых перышек. У большой синицы черная шапочка на голове с отливом.
Летом синица питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
(Слайд 5 - Синицы у кормушки)
3 - ученик.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг да скок, прыг да скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку.
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень:
- Тири, тири, тири-тень!
А. Барто
Учитель:
- Какие птицы зимуют в наших краях?
(Слайд 6 - Воробей)

Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший (Воробей)
(Слайд 7 - Галки)
Мы вблизи прибрежных балок
Целый день считали (Галок)

4-й ученик:
-А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение:

Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны мои горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
(Слайд 8 - Галки, воробьи, голуби)

5-й ученик:
-Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои «визитные карточки». Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости?
(Слайд 9 – Ворона)
3. Литературный конкурс.

1.Вспомните рассказы о вороне, воробье, галке.
2.Привести примеры пословиц и поговорок о зимующих (перелётных) птицах.
3. Стихотворения, песенки про перелётных и зимующих птицах.

4. Немного о друзьях пернатых

6 -й ученик:
- Слово сорока произошло от слова сорка, передающего особенности пения. Сороку называют стрекотуньей, трещёткой.
(Слайд 10- Сорока)

7-й ученик:
- А мою птичку вы узнаете по ее внешнему виду, в названии этой птички спряталось «снежное слово».
(Слайд 11 - Снегирь).






Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки...
Ведь это (снегири).

Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели значит, завтра послезавтра снег пойдет.

8-й ученик:
- На мою кормушку часто прилетает поползень.
(Слайд 12 - Поползень)

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это () проворный.

- Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему хоть вверх головой, хоть вниз.
Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.

(Слайд 13 - Дятел)
Я день–деньской стучу.
Я лесной доктор. Всех лечу.


Учитель:
- Ребята, кого же мы называем лесным доктором?

Дети:
- Это дятел.

Учитель:
- Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.
(Слайд 14 - Дятел-«кузнец»)

9-й ученик:
- Зимой дятел – «кузнец». Он ест семена сосны и ели, которые достаёт из шишек. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена.

10 – ученик:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались.
Наших северных гостей.

Учитель:
- Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу.

Дети:
- Да, это клесты.
(Слайд 15 - Клёст)

11-й ученик :
Я бы мог ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
(Слайд 16 - Клюв клеста)

12- й ученик:
- Обычно в конце зимы, в феврале марте, в самые вьюжные месяцы самка клеста на елке или сосне строит глубокое, теплое-теплое гнездо. Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.
У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семенами и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.
(Слайд 17 - Свиристель)

13-й ученик:
- Зимой у красных гроздей рябины можно увидеть свиристелей. Они прилетают с Севера и остаются на всю зиму. Окраска у них палево-розовая, иногда с рыжеватым оттенком. Крылья черные, с яркими желтыми полосами. На концах перьев и по голове разбросаны красные пятна. Очень нарядные птицы. Поют свиристели негромко. Нежно посвистывают и чуть-чуть шипят.
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!

5. Викторина «Я бы мог ещё так много про лесных сказать певцов».


Учитель:
- А что вам известно о перелётных птицах? Чтобы проверить ваши знания, я предлагаю ответить на вопросы викторины.
( Слайд 18 - Вопросы викторины )

Какие птицы лают? (самец белой куропатки)
Какие из этих птиц ( воробей, королёк, соловей ) являются перелётными?
Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек? (клёст)
Когда покидают нас последние перелётные птицы ( сентябрь, октябрь, ноябрь)?
Какие птицы прилетают к нам первые? (скворцы)
Какие птицы весной запевают самые первые? (жаворонки)
Какую птицу охотники называют капалухой? (тетерев)
Какая птица любит нырять в прорубь? (оляпка)
Какая птица поёт хвостом? (бекас)
Какие птицы выводят птенцов зимой? (зимой)
( Слайд 19 – Изображения зимующих птиц )

Учитель:
- Что птицам страшнее: холод или голод зимы?
Дети:
- Голод. Сытой птице легче пережить зимние морозы.
Учитель:
- Чем питаются птицы, где находят себе корм?

Ответы детей

6.Конкурс «Покормите птиц зимой».

Учитель:
- Как человек помогает птицам пережить зиму?
Дети:
- Подкармливает их. Делает кормушки и развешивает их в садах, парках, возле домов.

Учитель:
- Я предлагаю вам красиво приготовить обед для синиц.
Насыпь в птичью кормушку пшена и обязательно уложите это пшено в виде рисунка самой любимой птичьей еды – насекомых. Другими словами - «нарисуйте» с помощью пшена на кормушке бабочку, стрекозу или другое насекомое.
( Слайд 20 )


14-й ученик:
Покормите птиц зимой !
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А.Яшин ( Слайд 21 )

7. « Очумелые ручки» ( рассказ учителя о кормушках , сделанных руками человека, природных кормушках))

Учитель:
- Заботливые люди делают кормушки для птиц и развешивают их на деревьях в садах и парках, в лесу. Каких только кормушек не увидишь на деревьях зимой!  
( Слайд 22 -23)

- Есть у птиц и природные столовые. Например, деревья рябины, шиповник, семена деревьев клёна, ясеня, семена шишек хвойных деревьев.
( Слайд 24 )

1-й ученик:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая серых воробьев,
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
(Слайд 25)

8. Подведение итогов.

Учитель:
- Ребята давайте подведём итоги и сделаем выводы. Почему птицам трудно зимой?
(Слайд 26 )
Дети:
- Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена.

Учитель:
- Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого на деревьях в садах, в парках, в лесу нужно развешивать кормушки.
- Я прошу вас запомнить, что:

Птицы наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями. Птиц надо беречь и помогать им в трудное время.

Учитель:
- Как можно назвать детей, проявляющих заботу о птицах? Да, это друзья птиц, их защитники.

15-ученик.
Где утром к опушке прошёл человек,
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зерна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги.
В холодные вьюги, в холодные вьюги
Мы помнить и думать должны друг о друге!
Ю. Кушак
Учитель:
- Ребята, я думаю, что с такими заботливыми ребятами, как вы, ни одна птичка не погибнет в нашем посёлке.
( Слайд – 27)


10.Знакомство с памяткой « Как помочь птицам?» ( как правильно сделать кормушку)

Кормушку для птиц можно сделать любую, они бывают разные.
Развешивать их надо в местах, спокойных для птиц и доступных для человека, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.
Кормушку можно повесить около дома. В окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
Не бросайте возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
Следите, чтобы в кормушке не было снега.
Не кладите в кормушку конфеты, яблоки, апельсины. Этот корм птицы не едят.
Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несоленого сала, кусочки мяса, семена подсолнечника и арбуза

11.Рефлексия

Учитель:
-Было ли вам интересно? Что особенно понравилось, запомнилось?
Перед вами лежат силуэты птичек трёх цветов. Что они обозначают?
Снегирь – «очень понравилось»;
Синичка – «хотелось бы продолжить»;
Воробей – «не понравилось».
А сейчас я предлагаю поместить ваших «птичек» в кормушку, чтобы вы все увидели своё настроение, Каких птиц оказалось больше и почему?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Учитель:
- Слова благодарности написали вам на снегу птицы.
(Слайд 27 - Благодарность птиц - «Спасибо!»)













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
«В гости в первый день недели к нам синички прилетели», учитель начальных классов Воронина Ирина Сергеевна













15