Внеклассное мероприятие о зимующих птицах


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРГЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конкурс: «КОРМУШКА – 2016»
Номинация: Внеклассное мероприятие для 4 класса
« Зимующие птицы»
Работу подготовила
Меметова Левиза Энверовна,
Учитель начальных классов
МКОУ «Тургеневская СОШ»
Тургеневка - 2016
Внеклассное мероприятие для 4 класса
« Зимующие птицы»
«Любовь к природе, впрочем, как и вся человеческая любовь, закладывается у нас с детства»
(И.Соколов – Микитов)
Цель:
-установить взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе и жизнью птиц;
- расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах;
- формировать умения сравнивать птиц по признакам , классифицировать их;
- сформировать представление о способе жизни птиц нашей местности зимой;
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;
- активизировать желание помогать им в холодную пору;
-воспитывать любовь бережное отношение к окружающему миру, отзывчивость, сердечность.
Оборудование:
демонстрационный материал: «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой»;
сообщения детей по теме: «Зимующие птицы»;
выставка книг;
аудиозапись «Голоса птиц»
рисунки и образцы кормушек;
веточки с плодами и семенами;
книги:
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
Н. Рубцов Стихотворения
«Будто где-то ждет еда!»
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Подготовленные учащиеся показывают инсценированное выступление
"Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!Кто в меня снежком пульнул?Эти скверные мальчишкиЖить мешают воробьишкам.То снежками, то рогаткой!А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:Бр- р! Какой мороз трескучий!Где бы спрятаться получше?Замерзаю на лету!Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:Чик-чирикин! Что с тобой?Ты взъерошенный такой!Может, кто тебя обидел?Или ты кота увидел?
Воробей:Ой, соседка! Тише! Тише!Видишь там троих мальчишекБессердечных, злых и грубых?Хорошо им в теплых шубах,В шапках, в куртках меховых!Еле вырвался от них!
Синичка:Я, сосед, с тобой согласна!Птичья жизнь зимой ужасна!Против нас мороз, бураны,Да еще и хулиганы!Нас выслеживают кошки,И во рту с утра не крошки!Червячков и мошек нет,А без них какой обед?Ой, как трудно жить на свете!Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:Добрый день, синичка! Здравствуй!Чик - чирикин, как дела?Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:Перестань трещать сорока,О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет глупей на свете!Не поверю никогда,Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны:.Сорока возмущенно:Чик - чирикин, Ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в школьный сад,Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало,Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:А вот я бы полетела.Что-то кушать захотелаЯ еще два дня назад.Кто со мною в школьный сад?
Воробей:Так и быть, я полечу-Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.
Синичка:Ах, какой чудесный пир!Я теперь люблю весь мир!Был жестоким день обычный,Оказалось, не со зла.Людям я не безразлична!Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:Да, в саду я убедился:На сороку зря сердился.И теперь уж наявуДо весны я доживу!А весной мы дружно вместеБудем петь вам, люди, песни,Защищать от злой бедыОгороды и сады.Ведь на сытый-то желудокНам, пернатым, ерундаИ любое время суток,И снега, и холода!Обращается к синичке:Ты со мной согласна?
Синичка:Да!Я, сосед, с тобой согласна!Как на свете жить прекрасно!
Учитель:
-Ребята, скажите, пожалуйста, о чём пойдёт сегодня наш классный час?
Учитель:
-Мы будем говорить о птицах. Правильно.
Учитель:
Как прекрасен наш Крым! Каждый уголок этого живописного полуострова полон неописуемыми красотами. Но даже самое сказочное место мёртвое, если его не оживляют птицы. Поэтому пернатым необходимо уделять большое внимание, вовлекая в работу над сохранением и заботе птиц молодёжь и юных крымчан.
Пришла зима - спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы
слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую
зимнюю пору.
Учитель : -Кто может помочь птицам?  (ответы детей)
Учитель : -Чем мы можем накормить птиц?
Разложите корм, соответствующий птицам.
Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
Учитель:
Зима сложный период в жизни птиц. Некоторые птицы улетают в теплые и богатые пищей края, а те, кто остался зимовать требуют большего внимания. О том, как помогать зимующим птицам мы решили узнать с помощью этой акции «Кормушка-2016» . Настоящим подарком для пернатых будут  кормушки , которые можно изготовить из разнообразных материалов: пустые пластиковые бутылки , картонные коробки или из дерева. Главное помнить, чтобы птицам было удобно и была пища . Где мы только не встречаем птиц! Стоит только выглянуть в окно, и воробей, и синица попадают в поле нашего зрения зимой. В нашей стране птиц насчитывается 360 видов. Мы настолько привыкли к ним, что нам кажется, как- будто мы все о них знаем. Птицы- наши друзья и помощники в борьбе за урожай, верные союзники в борьбе с вредителями. Не все птицы улетают в теплые страны. Часть их остается с нами зимой. Зимние и весенние снегопады, обледенения, природные враги приводят к гибели большого количества птиц. В условиях современного научно-технического прогресса нужно найти возможность  сохранить мир птиц, не только для нынешнего, но и для будущего поколения. Основное условие для охраны птиц - сохранение их мест гнездования и кормовой базы. Второе условие - подкормка птиц в неблагоприятных условиях, поскольку для птиц голод – одна из основных причин гибели зимой.
Учитель: Отгадайте загадки о птицах:
Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут !(Синица)
Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ... (Снегири)Птичка-невеличкаНожки имеетА ходить не умеет.Хочет сделать шажок- Получается прыжок.Найдешь её в своём дворе,Она на радость детворе.Ты обижать её не смей!Эта птичка - ...(Воробей)Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи подбирает,По ночам кочует- Коноплю ворует.(Воробей)Чик-чирик!К зёрнышкам прыг!Клюй, не робей!Кто это?(Воробей)Трещала с самого утра:"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"А что пора?Какая с ней морока,Когда трещит ...Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая.Вещунья белобока,А зовут её ..Эта хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья белобока,А зовут её ...(Сорока)Вертится, стрекочет,Весь день хлопочет.(Сорока
Учитель:  -Какие птицы остаются зимовать зимой, расскажут нам мои помощники.
Работа в парах . Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о птицах)
СИНИЦА
Синица выделяется чёрной головой и шеей, бросающимися в глаза белыми щеками, оливковым верхом и жёлтым низом, с некоторыми вариациями среди многочисленных подвидов. Летом питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Зимой употребляет в пищу более широкий спектр, в том числе впавших в зимнюю спячку летучих мышей. Как и все синицы, гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах как природного, так и антропогенного происхождения. Самка откладывает около 12 яиц и высиживает их в одиночку, хотя оба родителя кормят птенцов. Синицы хорошо приспосабливаются к человеческому вмешательству в среду, часто встречаются в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе.
ВОРОНА
В среднем несколько крупнее грача, плотнее сложена, имеет более высокий и крепкий, изогнутый по коньку клюв. В полёте отличается от него помимо окраски несколько более широкими и тупыми крыльями, слегка наклонённым вниз клювом. Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост чёрные со слабым металлическим блеском. Радужка тёмная, клюв и ноги чёрные. Молодые отличаются буроватым налётом, «мутными» (голубыми) глазами, розовой ротовой полостью.
Голос — разные модификации карканья, наиболее частый сигнал — хриплое «карр» с закрытым звуком в конце. По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать». Живёт в Центральной и Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии.
Воро́ны — всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей — семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами.
 СОРОКА
Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема  Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья — чёрные.
Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах,в парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса. 
Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока — всеядная птица. 
 СИЗЫЙ ГОЛУБЬ
У настоящих голубей, живущих в условиях дикой природы, туловище светло-серое, с беловатым надхвостьем и двумя отчётливыми тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Сизый голубь, вследствие своего преимущественно скального образа жизни, не умеет усаживаться на ветви деревьев, хотя его синантропные потомки приспособились делать и это.
По земле передвигается шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд («кивает») из-за особенностей своего зрения. Это позволяет птице стабилизировать изображение.
Сизый голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
Голубь согревается, нахохлившись на морозе
В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна 
ВОРОБЕЙ
 Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Почти повсеместно является оседлой птицей
Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.
В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях,хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.
Учитель: Молодцы, ребята , вы хорошо подготовились к заданию.
 
   Учитель: -Какие   народные приметы о птицах вы знаете?
*Ворона сидит с утра на верхушках деревьев и каркает – на метель.
*Ворона под крыло нос прячет – к холоду.
*Ворона запрятала свой клюв под крыло – сильно похолодает.
*Воробьи прячутся в ветки- на мороз или перед метелью.
*Снегири слетаются к жилью людей – на большой снегопад.
*Утром сорока прыгает с ветки на ветку – к оттепели.
*Утром рано увидишь одинокою галку в небе – жди сильного мороза.
*Купаются вороны – к непогоде , каркают всей стаей – к морозу , устраивают в небе хороводы – к снегопаду , садятся на землю – к оттепели , усаживаются на нижних ветках деревьев – к ветру.
*Снегирь запел – к метели.
*Снегирь прилетел в декабре – зима будет суровой.
*Хороший урожай хлеба – перед суровой зимой.
*Воробьи прячутся  под крышу или в ветки деревьев – на мороз и метель.
*Снегирь под окном напоминает о себе – к оттепели.
*Сова кричит – холод накликает.
*Если вороны летят к селу , значит будет холодно , а если из села , то тепло.
*Воробьи стайками перелетают с места на место – перед сильным ветром.
*Ворона купается – на дождь.
*Когда хорошо слышно дятла – будет дождь.
*Воробьи дружно чирикают – к оттепели.
 Учитель : -_Какие интересные факты о птицах вы знаете?
1. Людям на данный момент известны 9800 видов пернатых, которые живут на Земле.
2. Наибольшее количество желтков, когда-либо найденных в одном яйце, – девять.
3. Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую его нужно кипятить 2 часа!
4. Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев, это Киви, живущая в Новой Зеландии.
5. Температура тела птиц на 7-8 градусов выше чем у человека. Так как птицы не могут потеть, три четверти вдыхаемого воздуха птица использует для охлаждения.
6. Яйцо колибри самое маленькое в мире. Самое большое яйцо (яйцо Эпиорниса), страусиное и самое маленькое яйцо колибри. Эта птица также является самой маленькой птицей на всей планете. Она больше похожа на стрекозу, чем на представителя пернатых. Колибри питается только пыльцой цветов.
7. Перья птицы весят больше чем ее скелет.
8. Самые большие яйца в мире несли недавно истребленные мадагаскарские птицы – Эпиорнисы. Вес одного яйца составлял 7,5-8 кг против страусиного яйца весом 1,65 кг. Рост самого крупного вида Эпиорнисов равнялся росту взрослого слона.
9. Сердце птицы бьется 400 раз в минуту во время отдыха и 1000 раз во время полета.
10. Во время охоты сокол сапсан может достигать скорости более 320 км/ч.
11. Наибольшая по размерам птица в мире – страус, который имеет рост от 2 м. Они очень быстро бегают и развивают скорость до 60 км/ч. Вес этой птицы составляет более 130 кг. Страусы распространенны в Австралии, Африке и Азии. Они могут даже напасть на человека, если почувствуют угрозу для своих птенцов.
12. Пингвины, страусы не могут летать.
13. Почему птицы летают в V-образном ключе? Все это для экономии энергии. Первой, как правило, летит самая опытная и старшая птица, которая принимает всю нагрузку на себя. Позади первой птицы по бокам создаются два воздушных потока в которых летят последующие члены стаи с меньшими энергозатратами.
14. Всего во всем мире существует 6 видов ядовитых птиц. Большинство из них – пять видов – относятся к дроздовым мухоловкам. Еще их называют Питаху. Обитают эти существа в Новой Гвинее. Ядовиты они тем, что на теле содержат сильнейший яд в мире под названием батрахотоксин. Однако то количество, которое содержится на птице, не способно убить человека и, при попадании в дыхательные пути, может вызвать лишь острый приступ кашля.
15. Наиболее распространенные птица на земле это куры.
16. Самая тяжелая по весу птица из тех, которые могут летать, — это дудак и африканская дрофа. Последняя водится в Африке, дудак же в Азии и Европе. Дрофа – почти тоже, что и дудак. Эти две птицы достигают размеров в 20 килограмм. Эту массу не просто удержать в воздухе, поэтому для взлета им необходимо разбежаться. Несмотря на тяжелый подъем, полет у этих птиц необычайно красив.
17. Самый большой представитель пернатых, который умеет летать, — кондор. У него размах крыльев иногда достигает 3х метров. Вес довольно большой – около 15 кг. Этому гиганту непросто взлететь. Как и дудак, кондору необходимо хорошо разбежаться, и лишь потом, сильно размахивая могучими крыльями, он может взлететь. Поднимается он на гигантские высоты – до 10 километров ввысь.
18. Птицы произошли от динозавров.
19. Самый большой размах крыла имеет странствующий альбатрос. В 1965 моряки корабля «Элтанин» поймали самца альбатроса, когда проплывали между Австралией и Новой Зеландией. Размах крыла этой птицы составил невероятную длину – 3 метра 63 см. Альбатросы всю жизнь питаются только рыбой, а их большие крылья очень мешают при взлете с воды.
20. Птицы имеют притупленное чувство вкуса по сравнению с другими животными. Наука до сих пор не может окончательно доказать что все птицы имеют обоняние.
21. Форма клюва птицы прямо соответствует типу пищи, которую он употребляет в дикой природе.
22. Императорский пингвин изредка может голодать даже 9 недель, пока высиживает будущее потомство. Для него совсем не страшен холод до 50-60 градусов.
23. Самой «умной» птицей можно назвать воробья, потому как у него на 100 грамм массы тела приходится 4,37 граммов мозга, в то время, когда у лошади – 0,1 г/кг, а у крокодила – не более 0,007 г/кг.
24. Оказывается, что розовые фламинго по своему окрасу далеко не розового цвета. Этот необычный оттенок пера придают им зеленые водоросли, которые становятся розового цвета во время переваривания.
25. Зоб самки и самца голубя выделяет самое настоящее «птичье молоко».
26. В Южной Америке живут удивительные представители пернатого семейства, привлекающие внимание разных ученых еще с прошлого столетия. Это гоацианы. Их гнезда расположены на ветвях деревьев у воды, птенцы ведут странный образ жизни, который необычайно схож с поведением древних птиц. На кончиках крыльев у них присутствуют коготки, которые помогают им взбираться на дерево, опираясь при этом на хвост. Если опасность на опасно близком расстоянии, гоацианы бросаются камнем вниз, затем в парящем полете лавируют по лесу и садятся на водную гладь, используя при этом крылья для ныряния, а ноги – в качестве весел.
27. Чайки могут пить соленую воду, потому как у них гланды способны фильтровать соль.
28. Утки, индейки и куры могут высиживать яйца даже во время транспортировки гнезда в другое место. Однако гусыни насиживают только там, где построили гнездо. После перемещения гнезда в другое место, гусыня скорее всего откажется дальше высиживать яйца.
29. Если взять и прижать голову курицы к полу и начертить прямую от клюва, то курица впадет в гипноз, она будет постоянно непрерывно смотреть только на эту линию, а время оцепенения иногда составляет до получаса. Некоторые из ученых связывают именну эту способность с тем, что курицы при приближении угрозы притворяются метрвыми.
 Учитель: -Какие стихотворения о птицах вы знаете?
 
Стихи про Ворону
Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хрипловатая Известная персона. Серая ворона!
 
Стихи про Воробья
Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: - Киньте крошек воробью - Я вам песенку спою, Чик-чирик! Киньте просо и ячмень - Буду петь вам целый день, Чик-чирик!
 
 Стихи про Сороку
Прилетела к нам сорока Белогруда, белобока, Потрещала, поскакала, Грядку рыхлую примяла, Клювом кое-где порыла, Хвостик в луже помочила, Потом пёрышки встряхнула, Разбежалась и вспорхнула!
 Стихи про синиц
Спозаранок скачут птицы По заснеженным ветвям – Желтогрудые синицы Прилетели в гости к нам. «Тинь-тень, Тили-тень, Всё короче зимний день – Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика,ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек!
 
Стихи про свиристелей
За окном метут метели, Но случается порой - Прилетают свиристели Ягод поклевать весной. Куст боярышника гнётся От напора птичьих стай. Звон серебряный несётся, Славя стылый урожай. На рябину пересели, Алых ягод напились, И в морозный воздух трели Тонким эхом понеслись.
 
 Стихи про Снегиря
Снегири - смешная птица, Зиму вовсе не боится, В зиму в гости прилетает, Холодов не замечает. Эта с красной грудкой птица, Леса зимнего певица. Лес ей в зиму славный дом, Снегири там ищут корм. Птица малая размером, Может многим стать примером: 
Стихи про Снегиря
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов ,И ягодки лесных кустов
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Снегири и свиристелиВ старый парк к нам прилетели,На рябинку дружно сели,Поклевали и запели…И на сосны, и на елиТоже гости прилетели,Ищут шишки с семенами Дятлы бойкие с клестами.Светит солнце, снег искрится,Стайка птичья веселится.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ.
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
 
ЗИМА
Была зима — такая, что с ветвей Комочком белым падал воробей. Закованные в ледяные глыбы, В речных глубинах задыхались рыбы. И до сих пор не замерзавший ил В озерах теплых, сморщившись, застыл. В такую ночь в печах пылало пламя, Хозяин с домочадцами, с друзьями Сидел и слушал, как трещит мороз… Но горе было тем, кто гол и бос!
Снегири
Красит румянец зари Заиневелые ветки сирени, А на ветвях снегири, Грудью встречают рожденье зари В розовом переплетеньи.
Я и озяб, и продрог, Что не лежалось мне в тёплой постели? Стелется книзу дымок, Пса не пускает сосед за порог, Ну а они – прилетели.
Снегири
Как апельсиновый дым, Ярко-оранжевый на белоснежном – Мёрзлые бусы рябин. Я в этот час в переулке один, И снегири безмятежны.
 Им и мороз – не мороз, Вон как резвятся – снуют и порхают. В инее гривы берёз, А леденцы из рябиновых слёз Даже в ладонях не тают.
Я угощу снегирей, Знаю наверное – голод, не тётка. Ну-ка, слетайтесь скорей, Сладкой рябины поклюйте моей, А на десерт – золотых сухарей Маленькая щепотка.
Воробей
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
 Как заметит подводу с поклажей.
 Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком, бедный,
 И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным
 От того, что так трудно ему.
 Подведение итога .Учитель: -Зачем подкармливать птиц зимой?
Когда становится холодно и выпадает снег , большинство пищи для птиц становится недоступной. Насекомые на зимний период спрятались, земля, покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега , на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках . Но и эта еда быстро закончится .
 Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам им требуется относительно больше пищи для того чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегам или льдом.
 Кормушки  облегчают птицам в поиски еды, а это значит, что они помогут сохранить им драгоценную энергию.
 Кормушки можно вешать  в лесу, в парке, на подоконнике –главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно, хотя бы 1 раз в день.
 -Чем же кормить птичек?
Самое простое — это нежареные семечки подсолнечника . Они содержат масла, которые будут полезны для птиц. Воробьи любят пшено . А таких больших птиц как голубь, ворона, сорока можно кормить хлебам или крупными семенами . Снегири и свиристели любят ягоды, но их можно подкармливать и яблоками . Дятлы и синицы с удовольствием едят несоленое сало .
-  Чем нельзя кормить птиц?
 Нельзя давать соленые или сладкие орешки, чипсы, шоколад и т.п., что содержит неестественные для птицы добавки. Корм для птиц должен быть ближе к их естественному рациону. Нельзя давать чёрный хлеб.  Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки. 
Оказалось, что правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы будем от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки
рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока. Но важно помнить:                                                  
1.        У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2.        Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
     Так же надо помнить, что ни в коем случае нельзя прибивать кормушки к дереву гвоздями,  иначе получится "одно лечишь, а другое калечишь"!
 
 Вешать кормушки надо так, чтобы до нее не смогли добраться хищники.
 Также важно знать меру. Птиц нужно подкармливать, а не кормить. В природе у птиц более разнообразный рацион, чем в кормушке, даже зимой.
 Подкармливать птиц можно до весны , примерно до конца апреля, когда уже начнут просыпаться насекомые и распускаться почки .
 Как видите, с подкормкой птиц не так всё просто. Но все эти сложности ничто, когда вы понимаете, что вы помогаете нашим чудесным пернатым созданиям
Учитель: -Какие песни о птицах мы знаем. Исполните. (Учащиеся по очереди исполняют песни связанные с птицами.)
В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение
М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,Накрошите хлеба им на блюдце.Пусть они под вьюжною бедойНе опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,Чтоб они, как только снег растает,Пронеслись над полою водойДо своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,С малыми друзьями, земляками,Если дорожите дружбой тойИ сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,И они отплатят доброй песней.Ну а с песней жить то интересней,До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
Учитель: Молодцы, ребята! Большое вам , СПАСИБО!