Сценарий урока в 10 классе по теме Этнический состав населения. Историко — культурное районирование мира

Сценарий урока в 10 классе по географии.
Тема урока: Этнический состав населения. Историко – культурное районирование мира.
Цели урока:
Сформировать представление о структурных особенностях населения мира.
Научить обучающихся выявлять этногеографическую специфику населения мира через организацию самостоятельной деятельности.
Воспитывать толерантное отношение к различным этносам и народностям.
Тип урока: изучение нового материала.
Словарь: раса, этнос, цивилизация.
Оборудование: карта мира, атласы, контурные карты.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм».
Вопросы:
Какую тему мы изучаем? (население мира)2. На какие основные вопросы мы дали ответы?(численность, изменение численности, состав населения) 3. Как различия населения мира мы выделили?(по составу) 4. Как мы оцениваем свои знания по изученному материалу?(хорошо, удовл).
- Давайте проверим. Вводный тест:
Соотношение населения мира разных возрастов: А) взрослые, Б) пожилые, В) дети; 1) 7%, 2) 31%, 3) 62%. В-2, А – 3, Б – 1(3б)
Соотнесите типы возрастных структур и их характеристики: а)высокая доля детей, низкая продолжительность жизни; б)высокий процент пожилого населения и пониженная доля детей. Ответ впишите: I тип - а, II тип – б.(2б)
Закончите предложение: В мире на 100 женщин приходится примерно ________(101 ж) (1б).
Укажите, в какой группе стран преобладает: а) доля мужчин; б) доля женщин А) Китай, Пакистан, Индия, Бангладеш; Б) США, Германия, Испания, Украина; В) Иран, Бразилия, Россия, Египет. а- А; б –Б(2б)
Назовите три страны, где удельный вес ЭАН в общей численности населения самая высокая: 1. Китай, 2. Индия, 3. Египет, 4. Швейцария, 5. Великобритания, 6. Канада.
1 4 6(3б). ИТОГО – 11б.
Анализ результатов. Выводы.
II. Погружение в тему.
Какие еще структурные особенности населения нам еще неизвестны? (Этнический культурный религиозный)
-Да, ребята! Мы сегодня познакомимся с темой «Этнический состав населения. Историко – культурное районирование мира». Откройте учебник § 13. Сформулируйте основные вопросы урока по данной теме: Раса, культура, этнос, цивилизация. Что узнаю на уроке? Зачем мне это надо?
Раса – культура – этнос - цивилизация. Какое понятие ключевое? Дайте определение.
III. Знакомство с новой темой.
Самостоятельно по тексту учебника § 13, составьте опорную схему(кластер)


Расы



ВЫВОД: Расселение основных рас на Земле привело к образованию общностей, народов и племен – ЭТНОСЫ. Что такое этнос?
Сообщение по теме: История развития этносов(Тен Нина)
Признаки этноса: единство территории и языка; особенности культуры; религия; быт; суверенитет(титульность). Главные отличительные признаки – это ЯЗЫК (китайский, английский, арабский). Народ – дает название своей стране(титульные народы).
Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Индивидуальная работа по алгоритму. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78) и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл 9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Индоевропейская семья -45% - индоарийская группа – хиндустанцы, бенгальцы - Индия; Бангладеш.
Сино – тибетская семья – 22% - китайцы – Китай.
Нигеро – кордофанская семья – 7% - народы банту – ДРК, Ангола.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
однонациональные – Швеция,Норвегия;
двунациональные – Бельгия, Канада;
гос-ва с более сложным нац. составом – государства Азии, центр и восточной Азии;
гос-ва с резким количественным преобладанием одной национальности – Россия, Франция;
многонац гос-ва – Индия, Швейцария, Филиппины.
Взаимопроверка.ВЫВОД: Разнообразие народов. Большинство стран многонациональныеи многоконфессионалные. Следовательно, социально – политические конфликты приобретают национальную или религиозную окраску.
ПРОБЛЕМА: Толерантное отношение к народам разных национальностей, уважение к культуре и традициям др народов. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.
А что такое цивилизация? Определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры. Сплетение культур, перерастание в народности и образование государств.
1.Сообщение «Развитие цивилизации в мире»(Лиана Т).
2.Сообщение «Культурно – историческое районирование»(Айлита С.)
ВЫВОДЫ: Несмотря на многонациональный и многоконфессиональный мир, народы могут и должны жить в мире и развиваться как глобальная цивилизация.
IV.Итог урока. Рейтинговая оценка.
Д/з. §13, работа на к/к – зад 3 стр 7, зад. 5 с.78 в учебнике*
Рефлексия.






Тест по актуализации опорных знаний.
Соотношение населения мира разных возрастов: А) взрослые, Б) пожилые, В) дети; 1) 7%, 2) 31%, 3) 62%.
Соотнесите типы возрастных структур и их характеристики: а)высокая доля детей, низкая продолжительность жизни; б)высокий процент пожилого населения и пониженная доля детей. Ответ впишите: I тип - ; II тип – ;
Закончите предложение: В мире на 100 женщин приходится примерно ________
Укажите, в какой группе стран преобладает: а) доля мужчин; б) доля женщин
А) Китай, Пакистан, Индия, Бангладеш; Б) США, Германия, Испания, Украина; В) Иран, Бразилия, Россия, Египет.
Назовите три страны, где удельный вес ЭАН в общей численности населения самая высокая: 1. Китай, 2. Индия, 3. Египет, 4. Швейцария, 5. Великобритания, 6. Канада.























Контрольный лист 10 класса 14.12.2016г

Список
1
2
3
4
5
Итого
Оценка

1
Ахтамов








2
Ахметова








3
Гаврилова








4
Джакубалиева








5
Кадырбердеева








6
Тайшаева








7
Тен








8
Уразалиев








9
Уталиева








10
Утеулиев








11
Утеуова








12
Ситказиева








13
Хамзаева








Итого
















Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл. 9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)


Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)


Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)


Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)

Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)


Практикум «Различие стран по языковым семьям и национальному составу». Работа в парах. Анализ статистических таблиц 13 и 14 с. 76(78)и карт атласа с. 10, а также атлас 7 класса, табл9 прил2 стр362.
А) крупнейшие языковые семьи и их доля в общей численности населения мира, языковые группы и крупнейшие народы.
Образец: Языковая семья - _% - языковая группа – крупнейшие народы – страны.
Б) группировка стран по национальному составу и примеры стран.
Образец. Группировка – примеры стран(не более 3 стран)













Основные

Переходные

1.Европеоидная - 43%
2. Монголоидная - 35%
3. Негроидная - 7%
4. Австралоидная -0,3%


1.Эфиопский тип-
2. Смешанный (метисы) -16%




15