Разработка урока по географии Языковой и этнический состав населения. Религии мира.


Конспект урока10 класс
Тема урока: Языковой и этнический состав населения. Религии мира.
Цель:
- образовательная – сформировать знания о народах и самые распространенные языки мира; способствовать пониманию современных этнических и религиозных процессов в мире; ознакомить с классификацией стран по национальному составу населения;
- развивающая – развить умение работать с картами атласа, анализировать диаграммы;
-воспитательная – воспитывать чувство патриотизма и толерантности, понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира, карта «Религий мира», таблицы, диаграммы. Тип урока: комбинированный.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов. Таблица 1
Узнал ли я чего хотел? Мне понравилось …. Затруднения…. .Оценка за урок
       
II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
Дайте ответы на вопросы.(1-4 письменно на обратной стороне таблицы 1)
1.Какова численность населения Земли сегодня? (7,3 млрд чел.)
2.Численностьнаселения более 100млн.чел.
3. В какой период численность населения Земли увеличилась быстрыми темпами?
4. В каких странах сильный перевес мужчин? (Китай, Индия)
5.В каких районах (регионах, странах) наиболее высокая, а в каких – наиболее низкая плотность населения?
6.Назовите особенности возрастного состава населения развивающихся стран.
7.В каких странах (тип, регион) численность городского населения увеличивается быстрыми темпами?
Дополнительно.Задайте вопрос По данной характеристике определите страну:
1. Большая численность населения, причем большая часть населения проживает в ее западных регионах. Для населения характерен отрицательный прирост, многонациональный и многорелигиозный состав. Столица ее – многофункциональный город. (Россия).

IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. (слайд 3)
В мире насчитывается свыше 3,5 тысяч этносов (народов). При этом на 300 крупнейших народов приходиться 95% населения территории. Каждый народ имеет свою историю, традиции и культуру. Одним из главных признакоа ? Рассовый (слайд 4,5,6,7,8) примерно 800 наций.
Важнейшей частью культуры народа являются религия. Она имеет большее значение не только в жизни стран, но и отдельных людей. Особо важное влияние оказывает на быт, обычаи, характер, на рождаемость, положение женщины в семье и обществе.
IV. Изучение нового материала.
К важнейшим признакам этноса относится язык. Именно по принципу родственности языков народы мира объединены в языковой семьи. Наибольшей по численности является индоевропейская семья.
Этнолингвистический состав. Всего в мире насчитывается 4—5 тыс. народов, или этносов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена.
Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Такое родство обычно связано с происхождением нескольких языков от одного «праязыка» Для возникших в Южной Европе романских языков таким языком-основой явился латинский, распространенный в Древнем Риме. Древнерусский стал «праязыком» для языков восточных славян.
При этом, все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая распространенная из них — индоевропейская семья.
Пример. На языках этой семьи говорят 150 народов обшей численностью более 2,7 млрд человек, принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. (Слайд 9) -Посмотрите на карте «Народы мира» Какие ешё существуют языковые семьи?
Примерно 1,4 млрд человек говорит на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 370 млн на языках афразийской семьи, в основном арабском Численность большинства остальных семей значительно меньше.
В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства;
Работа парами с учебником и картой (дети отвечают)
По ходу (Слайд 10) больше всего их в Европе, в Латинской Америке, в Австралии и Океании, на Ближнем Востоке. Существуют также двунациональные государства — Бельгия, Канада и др. Наряду с ними есть немало стран, которые представляют собой многонациональные государства; в некоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Во многих случаях они имеют федеративное административно-территориальное устройство.
В многонациональных и дву- национальных странах существует сложная проблема межнациональных отношений( слайд 11)
В первую очередь это относится к развивающимся странам, где происходит прогрессивный процесс объединения родственных племен в народности, а народностей в нации. Пример. В зарубежной Азии наиболее острые межнациональные (и религиозные) конфликты характерны для -
(Слайд 12) Индии, Индонезии, Шри-Ланки, Афганистана, Ирака, ЮАР, Зимбабве, Нигерии, Судана.Задание 1.
Сейчас, Давайте заполним таблицу «Крупнейшие народы мира».
Крупнейшие народы мира
Таблица 2
Название Численность, млн.челРегионы (страны) наиболее
компактного расселения
Китайцы 1250 Восточная Азия
Хиндуастанцы294 Южная Азия
Американцы 254 Англо-Америка (США)
Бенгальцы 237 Южная Азия
Арабы 223 Северная Африка, Юго-Западная Азия
Бразильцы 174 Латинская Америка (Бразилия)
Россияне 145 Восточная Европа, Северная Азия
Японцы 131 Восточная Азия (Япония)
Пенджабцы 129 Южная Азия
Мексиканцы 118 Латинская Америка (Мексика)
А сколько народов проживает на территории ДНР?
Религиозный состав
. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ и лично для вас.
ВИДЕО (4мин.)
Ислам- ученица подготовит.
Религия – одно из явлений культуры, мировоззрения и мироощущение, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного, на освящении норм морали.
В зависимости от своего распространения и роли все религии подразделяются на мировые и национальные. .(слайд 14)
(слайд 15)
Информация.Наиболее распространенная из мировых религий христианство (включает три ветви — католическую, протестантскую и православную), которое исповедуют примерно 2,4 млрд человек, преимущественно в Европе, Америке и Австралии. . Христианство – 1,9 млрд. чел – Европа, Америка, Австралия.
А) Католики – 800 млн. чел. – Южная Европа: Франция, Испания, Португалия, Австралия. Латинская Америка, США.
Б) Протестанты – 350 млн. чел. – Северная Европа (Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия), часть Австралии, Новая Зеландия, ЮАР, США.В) Православные – 100 млн. чел. – Восточная Европа (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Югославия, Румыния, Греция). Второе место по числу верующих (более 1,5 млрд) занимает ислам (мусульманство), который объявлен государственной религией во многих странах, расположенных главным образом в Азии и Африке. 2. Мусульманство (ислам) – 1 млрд. чел. – Азия (Ю-З), Африка.
Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Индонезия, Нигерия. Египет.
Третье место среди мировых религий по числу приверженцев принадлежит буддизму (370 млн), распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддизм. – 350 млн. чел. – Центральная, Ю-В, Восточная Азия: Китай, Монголия, Мьянма, Таиланд, Вьетнам.
Пример. Наиболее крупные по числу жителей исламские государства — Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия (от 100 до 200 млн верующих), Иран, Турция, Египет (от 50 до 70). В России ислам — это вторая по значению и численности после христианства (православия) религия в стране.
К национальным религиям относятся индуизм в Индии (около 900 млн верующих), . Индуизм – 750 млн. чел. – Индия, Шри-Ланка, Непал.
конфуцианство в Китае, . Конфуцианство – 370 млн. чел. – Китай.
синтоизм в Японии Синтоизм – 92 млн. чел. – Япония.
Синтоизм – 92 млн. чел. – Япония.
. Широкое распространение получил также иудаизм — одна из древнейших религий, многие положения которой были восприняты христианством (Израиль).
- Беседа с учащимися.
Мне религия помогла в горе.
Сегодня значительная часть людей религиозна -почему?
-Эти вопросы в последние годы становятся все более популярными и обсуждаемыми.
-Исламское направление сильно волнует население мира.
-Непрекращающиеся конфликты.
Д- Есть немало стран, для которых религиозная структура – едва ли не главный фактор, определяющий особенности их внутриполитической жизни и внешней политики. ? (Саудовская Аравия – 100% ислам)
Вопрос: Назовите ещё зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон.
А) Босния и Герцеговина (католики хорваты и мусульмане боснийцы против православных сербов)
Б) Северная Ирландия (протестанты ольстерцы против католиков ирландцев).
В) Палестина (иудаисты евреи против мусульман палестинцев)
Г) Кашмир (народы сев. Индии – индуисты против мусульман Кашмира).Д) Северная Шри-Ланка (индуисты тамилы против буддистов сингалов).
Е) Квебек (Канада) протестанты англоканадцы против католиков франкоканадцев.
-Вопрос учащимся: Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания?
Поэтому, скорее следует говорить о религиозной терпимости (толерантности), нежели о взаимодействии и взаимообогащении, как в случае отношений между народами. Религия, несомненно объединяет человечество.
V. Закрепление изученного материала. Группа №1-творчество!(одевают народные костюмы))
Работа в парах: заполнить таблицу «Религии мира»
Таблица 3
Религия Количество верующих,
млн. чел Страны размещения
Христианство:
-католицизм
-протестантизм
-православье 600
350
72 Южная Европа, Аргентина, Перу, Мексика
Северная Европа, США, Австралия
Восточная Европа, Россия, Украина
Мусульманство 950 Северная Африка, Средний Восток, Средняя Азия, Азербайджан
Буддизм Примерно 250 Монголия, Китай, Вьетнам, Лаос, Таиланд
Индуизм 600 Индия, Непал, Малайзия, Бангладеш
Синтоизм Примерно 100 Япония
Конфуцианство 5(без китайцев) Восточная Азия,
Китай (поликонфесиональность)
Юдаизм14 Израиль
1-Какие языковые семьи являются наиболее распространенными, и где они распространяются.
2-Объясните, чем, по вашему мнению, объясняется распространенность языков.
3- Назовите территории распространения мировых религий.
4 –А сколько религий на территории ДНР?
Дополнительно- быстро –на партах лежат листы с названием стран и религий
Учитель:Автралия,-вера,Монголия,Франция,Индия,Буркина Фасо,Лаос,Сомали,
Задание 4.
«Вопрос для обсуждения».
Наведите примеры влияния этнического и религиозного состава населения на политическую, экономическую и духовную стороны жизни человека. Объясните, как вы понимаете пословицу : «Человек выходит в мир через свою национальность».
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1.
Прием «Блицопрос».
1.Какие отличия между этносом, народом и нацией?
2.Раскройте особенности распространения мировых религий на планете.
3.Приведите примеры и объясните причины пользования одним языком в разных странах на разных континентах.
4.Дайте определение этносов и назовите наиболее распространенные народы, определите районы их проживания.
Задание 2.Выберите страны , где число приверженцев традиционных религий более 30%( один ученик на карте)
Задание 3.Проанализируйте диаграмму «Религиозный состав населения в Европе».
За такими данными.
Таблица 4
Название религии Сколько проживает, %
Католики 39,3
Протестанты 10,7
Православные 21,7
Анликаны3,7
Другие христиане 4,0
Мусульмане 4,3
Иудеи 0,3
Атеисты 16,0

Задание 3.
Дайте ответы на вопросы:
1.В какой религии духовным символом является гора Фудзияма?
2.В какой религии духовным центром является город Мекка?
3.Диаспора – это ….
4.Какая религия преобладает в ДНР?
Мониторинг урока.
А) Вернуться к таблице №1 в начале урока.
Б) Оцените себя по таблице (на каждой парте).
Узнал ли я чего хотел? Мне понравилось …. Затруднения…. .Оценка за урок
       
VII. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?
На Земле проживает примерно 4 тыс. разных этносов, примерно 800 наций, какие используют для общения до 5 тыс. разных языков.
Выделяют три более распространенные основные религии, которые считают мировыми, - христианство, ислам и буддизм.
Журналист:-Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания? –
Ученик., если не может , учитель помогает.(Скорее следует говорить о религиозной терпимости (толерантности), нежели о взаимодействии и взаимообогащении, как в случае отношений между народами. Религия, несомненно объединяет человечество.
VIII. Домашнее задание.
§ 9 конспект.
1.На контурную карту нанести все основные религии мира.
2.Приготовить сообщение на тему: «Этнический и языковой состав населения мира».