Разработка урока Расовый и национальный состав населения

Тема урока: «Расовый и национальный состав населения»

Цель:
Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о населении мира. Ввести понятия: «раса», «этнос». Познакомить учащихся с расовым и национальным составом населения мира.
Задачи:
1.Помочь учащимся понять особенности этнических процессов, различия между основными расами, переходными и смешанными расовыми группами, виды государств по особенностям национального состава.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу.

Оборудование: учебники, атласы.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова, С.А. Абилмажинова, К.М. Баймырзаев, Ж. Достай «География. Общий обзор. Страны СНГ», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Физическая и экономическая география
Этап
Основной вид деятельности
Наглядность

Орг момент
Установка целей урока


Актуал. опорных
знаний
Анализ тестовых вопросов темы: «Население»
Работа с разноуровниевыми карточками.
Фронтальный опрос
- Каковы особенности половозрастной структуры населения?
- Какова возрастная структура населения мира?
- Каковы типы возрастной структуры населения?
- Почему в различных регионах формируются различные типы возрастной структуры населения?
- Что вы можете сказать о соотношении мужчин и женщин?
- Почему соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах различно.



Изучение нового
материала

1. Понятие о расе. Расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные по схожим признакам (цвет кожи, волос и т.д.) внешнего облика. Антропогенные признаки формируются в результате адаптации в течении длительного времени к определенным природным условиям.
- Какие расы вам известны? (европеоидная, монголоидная и экватор)
- Эти расы делятся на ветви.
2.Работа с тестом учебника. Откройте учебник на стр. 116., таб. 13.
- На какие ветви делятся европеоидная (северные и южные), монголоидная (азиатские и американские), экваториальная (африканские и австралийские) расы?
- Какие ещё расовые группы называются в таблице?
(переходные и смешанные)
1. Переходные расовые группы сформировались на границе ареалов проживания больших рас: эфиопы (европеоидная и экваториальная), малагасийцы (монголоидная и экваториальная);
2. Смешанные расовые группы сформировались в XVI-XVIIIвв. и позднее в результате смешивания различных рас (смешанные браки): мулаты, метисы, самбо.
- Что такое этнос?
3. Понятие об этносе.
Этнос (народ) – исторически сложившееся сообщество людей, обладающих единым национальным сознанием, объединённых на основе единого языка, территории, характера хозяйства и культуры.
- В мире насчитывается 3 – 4 тыс. этносов, но только у 310 этносов численности превышает 1 млн. чел.
4. Работа с текстом учебника - Откройте учебник на стр. 119, схема 21. Какие этносы являются крупнейшими в мире? (китайцы, хиндустанцы, американцы и т.д.)
5.Виды государств по национальному составу:
1. Однонациональные (90% населения люди одной национальности)
2. Многонациональные: Индия – более 600 нац., Россия > 100 нац.
Выделяют двунациональные: Бельгия – фламандцы и валлоны, Кипр – греки-киприоты и турки-киприоты, Канада – англо-канадцы и франко-канадцы.
Этногенез – процессы формирования и развития со времени происхождения национальностей до их исчезновения. (Л.Н. Гумелёв)
Этнические процессы (стр. 120):
1. Консолидация этносов;
2. Разъединение этносов;

Карты атласа













Таблица 13 учебника, рисунок 15 учебника




Политическ. карта Мира


Закрепление

Работа в группе.
1. Как повлияла природная среда на появление расовых признаков?
2.Укажите государства, в которых произошли события, связанные с национальными конфликтами.
3.Как можно объяснить тесную связь государственных и национальных проблем?
4.Существует ли национальная проблема в нашем государстве?
5.Существуют ли национальные проблемы в граничащих с Казахстаном государствах? Почему этот вопрос важный?
Индивидуальное задание.
проанализируйте таблицу 13 учебника. Сделайте выводы.
Ответить на вопросы:
-Что лежит в основе различий между человеческими расами?
Что следует понимать под этнической общностью?


Рефлексия
Упражнение: «Логическая цепочка»


Выставление оценок



Дом. задание
Текст параграфа 26
Творческое задание: «На основе средств массовой информации приведите примеры национальных конфликтов в современном мире. Что лежит в их основе и как их можно разрешить?»









15