Программа факультатива Экология Удмуртии для учащихся 8 классов



Программа факультатива
Экология Удмуртии
Для учащихся 8 классов


Пояснительная записка.


Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний по различным вопросам биологической науки, развитии интереса к биологии, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования; обеспечении формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся и понимании материального единства живой природы; способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, проведению мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения и любви к природе родного края.
В процессе изучения каждого раздела важное место занимают практические работы и решение задач, которые развивают биологическое и экологическое мышление учащихся, умение ставить опыты и проводить наблюдения. Использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса – лекций, семинаров, лабораторных работ, экскурсий позволит связать изучаемый курс с жизнью, с практикой охраны природы. Работа учащихся с литературой, подготовка рефератов, проведение конкурсов на лучший из них будет способствовать развитию навыков самообразования.
В конце изучения данного курса учащиеся готовят рефераты по наиболее заинтересовавшему их вопросу.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

















Учебно-тематический план.


Последовательность занятий в теме.
Количество часов
Количество лекций
Количество прак
тических занятий
Семинары
Формы контроля

1. Географическое положение Удмуртии.
1
1




2. Почвы Удмуртии.
2
1
1



3. Растительность Удмуртии.
4
2
2



4. Деревья в зимнем сне.
2
1
1



5. Растительное сообщество.
2
1
1



6. Растения Удмуртии в быту и медицине.
2
1

1
Сообщения

7. Экскурсия «В гости к травознаю».
1

1



8. Редкие и исчезающие виды растений Удмуртии.
2
1

1
Сообщения

9. Животный мир Удмуртии.
5
3
2



10. Они должны жить.
2
1
1



10. Мир примет.
2
1
1



11. Система «Общество – природа» в зеркале истории.
3
1
2



12. Естественные и искусственные биоценозы.
2
1
1



13. Влияние человека на биоценозы.
2
1

1
Сообщения

14. Типы экологических взаимодействий.
2
1
1

Написание реферата



















Содержание
Особенность географического положения Удмуртии.
Почвы. Образование почвы. Виды почв Удмуртии.
Многообразие растений.
Особенность растений в зимний период.
Растительное сообщество. Взаимосвязь растений с факторами неживой и живой природы. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д.
Взаимосвязь человека с миром зеленых растений. Сведения о лечебных и других полезных свойствах растений.
Многообразие животного мира. Общие планы строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов живой и неживой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира. Взаимосвязь местообитания и строения животных. Определение животных по следам их жизнедеятельности.
Охрана животного мира.
Приметы, их многообразие.
Проблемы взаимодействия человеческого общества и природы. История взаимоотношения природы и человека в Удмуртии.
Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм.
Охрана редких и исчезающих видов растений.

Учебно методическое обеспечение курса
Интернет ресурсы.
Список литературы для учащихся
1. О. А, Филичкина. «Ботаника для любознательных». М.: Тобол, 1995 г.
2. Е. Н. Демьянков. «Биология в вопросах и ответах». М.: Просвещение, 1996
А. Г. Банников, А. К. Рустамов, А. А, Вакулин. «Охрана природы». М.: Агропромиздат, 1985 г.


Список литературы для учителя

1. Биология: под редакцией В.А Глумовой; Ижевск: «Удмуртский Университет», 2002.
2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни.- М.: Просвещение, 1994.
П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. «Современная ботаника». М.: Мир, 1990 г.
В.К. Медведцева. «Ботаника». М.: медицина, 1985.
5. М. С, Шляров, Д. А. Криволуцкий. Жизнь в почве. М.: Молодая гвардия, 1985
6. С. Ю. Модестов. Сборник творческих задач. Санкт-Петербург, изд. Акцидент, 1998 г.
7. А. Г. Банников, А. К, Рустамов, А. А. Вакулин. Охрана природы. М.: Агропромиздат, 1985 г.
8. А. Н. Большаков. Биология, занимательные факты и тесты. С-Петербург: Паритет, 1999 г.
Л. В. Ребров, Е. В. Прохорова. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997 г.
10. Е. Н. Анашкин. 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль: «Академия», 1998 г.
11. А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина. Биология: Человек. М.: Просвещение, 1994
12. А. С. Батуев, М. А. Гуленкова. Биология. М.: Дрофа, 2000 г.
13. В. В. Ксенофонтова, В. В. Евстафьев. Анатомия. М.: Московский Лицей, 1997 г.







15