ПРОГРАММА по организации питания обучающихся МБОУ лицея №6 г. Ессентуки «Питание – для здоровья!» на период с 2015-2018 г.г.»












ПРОГРАММА
по организации питания обучающихся
МБОУ лицея №6 г. Ессентуки
«Питание – для здоровья!»
на период с 2015-2018 г.г.»



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]














                            ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ
 
 
1. Наименование Программы
Программа «Питание-для здоровья» на период с 2015 по 2018 гг.

2. Основание для разработки Программы

·         Конвенция о правах ребенка.

·         Закон РФ «Об основных гарантиях прав ре
бенка».

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

·         СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям  обучения в ОУ»

·         Постановление главного санитарного врача РФ от 31.09.2006 года №30 «Об организации питания учащихся в ОУ»

3. Разработчики Программы
Администрация МБОУ лицей №6

4. Цель Программы
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания лицеистов, увеличение охвата обучающихся  горячим питанием.

5. Основные задачи Программы

·  обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

·  обеспечение доступности лицейского питания;

·  гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

·  предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

·  приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;

·  пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

·  организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

6. Этапы  и сроки реализации Программы
 
Программа реализуется в период 2015 - 2018 гг. в три этапа:
I этап – организационный: организационные мероприятия; разработка и  написание программы.
II этап – 2015– 2017 г: реализация программы
III этап – 2018 г.: обобщающий систематизация накопительного опыта, подведение итогов и анализ реализации программы.

7. Объемы и источники финансирования

·     Средства бюджета муниципального образования

·     Родительские средства


8. Ожидаемые результаты реализации Программы

· наличие пакета документов по организации школьного питания;

· обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

·  обеспечение доступности школьного питания;

· обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

· отсутствие  среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

·  приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;

·  сохранение и укрепление здоровья школьников;

·  увеличение охвата горячим питанием школьников и работающих сотрудников школы, доведение его до 100%;

·  улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния лицейсой столовой;


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.
 
Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты.
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.
 Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Бесспорно, здоровье закладывается в детстве и формируется в юности. Соблюдение режима питания, витаминная обеспеченность, рациональное питание помогут школьникам избежать переутомления, повысить работоспособность и улучшить успеваемость.
Поэтому показателями здорового образа жизни школьника являются:

·          оптимальный, соответствующий возрасту режим двигательной активности

·          соблюдение рационального режима дня, учебного труда и отдыха

·          правильно организованное питание: соблюдение научно обоснованного рациона, калорийности пищи и режима питания

·          соблюдение требований психогигиены: адекватная реакция на стрессовые ситуации, отсутствие чувства напряжения, страха, тоски

·          соблюдение правил личной гигиены: гигиена тела, одежды, питания, сна, умственного и физического труда

·          отсутствие вредных привычек и пристрастий.
 
Состояние здоровья определяется различными факторами:
- наследственностью,
- внешней средой, а также одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на организм, в особенности на растущий, многогранно:  оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.
  В своей книге "Путь к Виганскому причалу" Джордж Оруэлл писал: "Полагаю, можно доказать, что перемены в питании более важны, чем религиозные или семейные изменения". В самом деле, похоже, что значение хорошего питания для развития здоровья, защиты от инфекций и заболеваний приобретает понимание на государственном и международном уровне.Правительство России приняло Концепцию государственной политики в области здорового питания населения России.
Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:

·      здоровье человека - важнейший приоритет государства

·      пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека

·      питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи

·      рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства

·      питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.
  Питание является важнейшим фактором здоровья человека. Это и послужило отправной точкой для создания программы по организации питания обучающихся «Питание – для здоровья!», которая  признана не только формировать у лицеиста рациональное отношение к собственному питанию, но и дать представление об основных принципах здорового образа жизни.
 Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№ 29 – ФЗ, от 02.01.2000 г.), санитарными нормами и правилами, (в редакции, актуальной с 13 июля 2015 года)

·      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие СанПиН 2.3.2. 1940-05 (вместе с Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания» СанПин 2.3.2. 1940-05)

·      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введение в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02»

·      Письмо Роспотребнадзора «О согласовании рационов питания»
     (№ 0100/2717-07-032 от 19.03.2007 г.)

·      СанПин 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарные правила и нормы»

·      СанПин 2.4.2.011-98 «Гигиенические требования к организации питания детей и подростков школьного возраста в общеобразовательных учреждениях».
Программа  по организации питания обучающихся лицея «Питание –для здоровья!»:
обеспечивает основную концепцию, которой руководствуется лицей в планировании, реализации и оценке мероприятий по пропаганде здоровья и здорового питания. В ней учитываются действия всех значимых членов лицейского сообщества: обучающихся, педагогов, родителей, работников МБОУ лицея №6
Цель программы !»
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличение охвата учащихся  горячим питанием.
Задачи
программы   по организации питания обучающихся лицея «Питание –для здоровья!»:


·
·обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

·  обеспечение доступности школьного питания;

·  гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

·  предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных инеинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

·  приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;

·  пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

·  организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.


Программа
по организации питания обучающихся лицея «Питание –для здоровья!»:
 

Основные мероприятия
Срок исполнения
Ответственные

I. Организационно – аналитическая деятельность, информационное обеспечение

1.
Организационное совещание. Организация горячего питания лицеистов: завтраки, обеды.
График дежурства по столовой, обязанности дежурного учителя и обучающихся по столовой.
сентябрь, декабрь
комиссия по контролю за качеством и организацией лицейского питания

2.
Совещание  с классными руководителями.
-  Обеспечение обучающихся
из малообеспеченных, многодетных семей, опекаемых, детей-инвалидов
льготным питанием.
- Комплексный контроль за документацией, качеством питания, дежурством, культурой приема пищи.
сентябрь, январь
 
 
 
ноябрь,
март
Директор лицея
 
 
 
 


3.
Совещание при директоре. Организация горячего питания обучающихся
октябрь

комиссия по контролю за качеством и организацией лицейского питания

4.
Производственное совещание.Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях
сентябрь
мед.сестра

 5.
 Организация работы комиссии по контролю за качеством и организацией лицейского питания
в течение года
комиссия по контролю за качеством и организацией лицейского питания

6.
Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, проведение целевых тематических проверок
в течение года
комиссия по контролю за качеством и организацией лицейского питания

II. Работа по воспитанию культуры питания
 среди обучающихся

1.
Часы здоровья «Питание во благо»
1 раз в четверть
Ответственный за питание,
Классные руководители,
Учителя-предметники
 
 

2.
Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
сентябрь



- Я выбираю здоровый образ жизни»
Ноябрь



- Праздничный стол: любимое блюдо моей семьи
декабрь



«Десять шагов здорового питания»
февраль



«Здоровое питание»
апрель



- Кушать подано: бутерброд
май


3.
«Удивительное превращение пирожка»
март


4.
Витаминная ярмарка
«Витамины любят счет»
Октябрь, май
 


5.
Кондитерский вернисаж
«Мои любимые блюда»
май


6.
Выпуск информационно-наглядных агитаций о здоровом питании «Скатерть – самобранка»
1 раз в четверть


7.
Классные часы в лицее
«Наше здоровье»
по плану лицея
ответственный по питанию

III. Работа по воспитанию культуры питания среди родителей

1.
Родительский лекторий
 «Здоровье вашей семьи»
в течение года
Заместитель директора по УВР

2.
Круглый стол. Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни. Питание детей и подростков в школе и дома
октябрь
комиссия по контролю за качеством и организацией лицейского питания

3.
Неделя семьи. Кулинарный поединок «Готовьте с нами, готовьте лучше нас»
апрель
Классные руководители

5.
Час вопросов и ответов. Оптимальное питание – основа здорового детства и юношества
январь
Классные руководители

IV. Работа по улучшению материально – технической базы столовой, расширению сферы услуг для обучающихся и родителей

1.
 Работа по эстетическому оформлению обеденного зала столовой
В течение года
администрация лицея

2.
Обеспечение столовой новым технологическим оборудованием, посудой, разделочным инструментом
в течение года
администрация лицея

 
 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]           
 
                                 
                                                            
 
 
 
 
 
 План работы лицейской комиссии
по контролю и качеством питания лицея
 
 Мероприятия
Сроки

1. Проверка двухнедельного меню.
Сентябрь

2. Проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции.
Ежемесячно

3. Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню.
Ежедневно

4. Организация просветительской работы.
Октябрь, апрель

5. Анкетирование учащихся и их родителей по питанию.
Ноябрь

6. Контроль за качеством питания.
Ежедневно

7. Проверка табелей питания.
Ежемесячно

9. Разработка наглядной агитации  по здоровому питанию
февраль, март



 Мониторинг организации здорового питания обучающихся
МБОУ лицея №6
 
Название мероприятия
Форма проведения
Сроки

Изучение уровня владения основами здорового питания
Мониторинговое исследование
Октябрь
май
 

Качество системы лицейского питания (лицейский уровень)
Мониторинговое исследование
Февраль-март
Март-май
 

 Мнение участников образовательного процесса о качестве лицейского питания.
 
Социологическое исследование
Декабрь
 
Май

 «Ваши предложения на новый учебный год по развитию лицейского питания»
Анкетирование родителей
Анкетирование обучающихся
Апрель-май

 
 
 
 Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания лицеистов.
 
1. Задачи администрации лицея:
 Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;

·       Контроль качества питания;

·       Контроль обеспечения порядка в столовой;

·       Контроль культуры принятия пищи;

·       Контроль  проведения   воспитательной  работы   с   лицеистами  по привитию навыков культуры приема пищи;

·       Контроль расходования средств на питание в лицейской столовой.
 
2. Обязанности работников столовой:

·   Составление рационального питания на день и перспективного меню
   Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод;
    Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;
    Использование   современных  технологии   приготовления   пищи  для сохранения питательной ценности продуктов.
 
3.  Обязанности классных руководителей:
    Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
    Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;
   Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье;   Организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.
 
4.  Обязанности родителей:
    Прививать навыки культуры питания в семье;
    Оказывать помощь в обеспечении школы чистой питьевой водой;
    Выполнять рекомендации классных руководителей и медработников по питанию в семье.
 
5.  Обязанности обучающихся:
    Соблюдать правила культуры приема пищи;
   Дежурить по столовой;
    Принимать участие в выпуске тематических газет
 
 
Ожидаемые конечные результаты программы:
 
 
- сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
- повышение приоритета здорового питания;
- повышение мотивации к здоровому образу жизни;
- поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
- улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;
- повышение качества и безопасности питания обучающихся;
- обеспечение всех обучающихся питанием;
- обеспечение льготным питанием детей. 
 






 Заключение
        Содержание программы позволяет осуществить связь со всеми предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды), технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей) и других. Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии.
        Всё это открывает дополнительные возможности для развития обучающихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований. 
        Учитывая тот факт, что дети и подростки первую половину дня находятся в лицее и питание в лицее должно составлять 60% - 70% ежедневного рациона обучающихся, качество и эффективность лицейского питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения.
         Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.





15