Урок внеклассного чтения по стихотворению Д.Кугультинова


МОУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова»
Урок открытых мыслей в 5 «а»классе
(Внеклассное чтение по стихотворению Д. Н. Кугультинова «Смерть сайгака, или расстрелянное утро» ).

с. Троицкое - 2010 г.

Используемая технология: групповая
Ведущий метод: сотрудничество, диалог
Оборудование: портрет поэта, рисунки учащихся, сочинения- миниатюры
Использование КТ: компьютерная презентация, мультфильм «Сага о сайге».
Оформление доски: 1. Название урока: «Быть Человеком».
2. Рисунки учащихся.
3. Эпиграф: Поэт помогает человеку стать че-
ловеком, имя которого звучит гордо.
Конечно, поэт прежде всего сам дол-
жен быть Человеком с большой бук-
вы…
Д. Н. Кугультинов.
Цели: 1. Создание условий для формирования правильного нравственного
выбора;
2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления;
3. Обучение навыкам работы с художественным текстом, выразитель-
ного чтения художественного произведения;
Ход урока:
Стадия вызова. Вступительная беседа. К сегодняшнему уроку. Ребята, вы готовились: читали текст, размышляли, рисовали к нему свои иллюстрации, писали сочинения-миниатюры, учили наизусть.
- Какими были ваши первые чувства после прочтения стихотворения?
- А какие еще стихи, сказки поэта вы читали?
- Что вы можете сказать об авторе, прочитав это произведение?
Какой это человек, по-вашему?
Тема нашего урока «Быть человеком». Мы еще не раз в течение нашего урока открытых мыслей будем возвращаться к этим словам. А сейчас прослушайте короткую информацию о поэте. ( сообщение ученицы).
Стадия ознакомления. Аналитическая беседа по содержанию стихотворения:
-Скажите, как построено стихотворение? Какова его композиция?
Вспомните, что такое композиция? ( на слайде)
- Какие картины изображает нам автор в первой части? О чем, о ком и как он говорит? ( чтение отрывков наизусть, демонстрация иллюстраций к ним )
- Вы почувствовали настроение героя, его ощущения? Что вы можете сказать?
- Какие художественные средства использует автор, создавая эти картины? ( находим эпитеты, олицетворения, объясняем что это такое) –слайд
ВЫВОД: Поэт чувствует свою неотделимость от природы, чувствует себя ее частицей. ( Находим и читаем строки стих-я)
- Что мы можем сказать о человеке, который так может чувствовать и ощущать окружающий его мир?
Условно разделяя стихотворение на две части, мы видим, что они построены по принципу контраста. – Как мы называет такой прием?
( антитеза)
- Что же происходит в начале этой части, после союза НО ?- Что изменилось в мире после этого выстрела? ( читаем)
- Как поэт говорит о человеке, совершившем это? Как вы понимаете выражение « рассудком нищий»?
( чтение отрывка наизусть)
- Как вы объясните строки поэта о том, что не сайгака здесь убили, а
расстреляли образ утра чистый?
Рефлексия. Стадия обобщения, закрепления. Обратим снова внимание на эпиграф к уроку.
- Что имел в виду поэт, говоря, что поэт учит нас быть человеком? Что это значит?
- Какие же уроки нам преподает поэт в своем стихотворении?
Слово учителя. Давид Никитич очень часто в своих стихах подчеркивает свое единение с природой, с миром, умел его очень тонко понимать и чувствовать.( «Я слит с землею. Я ее частица», «Весь мир во мне и в мире я как дома»). Он с таким волнением и переживанием пишет и о сорванном тюльпане, и о раздавленном червяке… и учит нас беречь и ценить окружающий нас мир. Вы знаете, что 2010 год объявлен в нашей республике Годом сайгака. А почему? ( читаем цитаты из сочинений учащихся).
На слайде Указ Президента Калмыкии..№ 422
Конечно, мы сегодня говорим о сохранении сайгака, но имеем в виду и наши тюльпаны, и сусликов и вообще сохранение нашей природы.
- Скажите. а вам хотелось бы участвовать в этом? Какую лепту вы можете внести в это большое и важное дело?
- Может ли настоящий человек, о котором говорил поэт, оставаться в стороне?
( предложения уч-ся- подготовить листовки и плакаты-миниатюры
«Сохраним сайгака», сочинения в газету, лекции для мл. классов)
- Как вы думаете, трудно быть таким человеком, о котором говорит поэт?
А вот как об этом говорит немецкий поэт И. Бехер:
…Но быть человеком-не так это просто.
Но быть человеком-награда в наш век.
И хочется крикнуть с трибуны, с погоста:
Храни человечность свою, человек!
Итоги урока.
Дом.задание: - письменная работа «Какие уроки я получил, читая стихотворение?»
- плакаты-миниатюры для школьного стенда
6. Просмотр мультфильма «Сага о сайге» ( с последующим обсуждением).
( На Международном экологическом форуме в июне 2009 года в городе Ханты-Мансийске фильм получил высшую награду).