Статья Увидеть и понять проблему – наполовину решить её


Артемова Марина Викторовна, учитель математики
МОУ Полетаевской СОШ
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
 
По моему мнению, основная причина неуспеваемости - нежелание учеников учиться. Эта проблема возникает из-за низкого уровня навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Трудность в усвоении предмета возникает, из-за пропущенных уроков (по болезни или прогулов), дети самостоятельно не могут восполнить пробелы. Все это приводит к большому отставанию от одноклассников, ребенок становится замкнутым, боится выходить к доске, отвечать на вопросы, или, наоборот, начинает много отвлекаться, так как ему становится не интересно на уроке. Из - за этих проблем даже способные ученики могут попасть в отстающие. А как исправить данную ситуацию они не знает. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.
И в данной ситуации, я считаю, что самое главное - помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний, развивать ответственность, поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Да, конечно, мы можем дать ребенку задание, чтобы он исправил оценки, объяснить тему, но это не поможет в ликвидации задолжности, через некоторое время он снова окажется в отстающих.
И поэтому из своего опыта работы я решила, что задолжность надо ликвидировать целыми темами большим блоком. Например, всем детям, получившим за 1 четверть «два», я дала простое задание восстановить все домашние задания за 1 четверть с дальнейшей защитой. Взяла 1 главу «Алгебраические дроби» 8 класс и по каждому параграфу дала по 6-8 упражнений, в которых охватываются основные понятия. Составила таблицу, где ставила отметки о сдачи зачета. Об этом были предупреждены родители, которые могли отслеживать, были ли их дети на консультации или нет.
Фамилия имя ученика_______________________________________
1.Восстановить всю задолженность по домашним работам. Собранные работы, защищаются.
Алгебра
№ задания Дата зачет
§2 №2.3; 2.4; 2.8; 2.9; 2.15; 2.16; 2.24; 2.26. §3 №3.2; 3.4; 3.6; 3.9; 3.17; 3.19. §4 №4.2; 4.4; 4.8; 4.10; 4.16; 4.17; 4.44. §5 №5.2; 5.3; 5.6; 5.8; 5.10; 5.15; 5.33; 5.43. §6 №6.2; 6.3; 6.4; 6.5; 6.6; 6.7. Геометрия С §1 по §3 (стр. 97-112) Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат. Выучить все определения, свойства, признаки. Теорема Фалеса, средняя линия трапеции, признаки и свойства трапеции (тетрадь). Вопросы стр. 113. Отметка о посещении дополнительных заданиях: Я понимала, что ребята воспользуются решебниками, многие спишут домашнюю работу у одноклассников, но зная, что я буду их спрашивать, они где-то повторят пройденный материал, что- то спросят у одноклассников, у родственников и, я не ошиблась. Конечно, не все, но многие приложили хотя бы малейшее усилие в усвоении этого материала, что помогло для сдачи зачета. Опрос домашних начинался с первого параграфа с простой темы и с небольшими подсказками, большинство ребят быстро получали зачеты. Благодаря первому зачету, мы повторили старый материал («Обыкновенные дроби»), подготовили базу для освоения нового материала.
У ребенка появляется стимул для сдачи следующего зачета, появляется уверенность, что он может это сделать. И к концу сдачи всех зачетов, когда ребенок становится уверенным, можно его еще раз похвалить и сказать, что для закрепления нового материала не хватает малости - выучить формулы сокращенного умножения (которые проходят в 7 классе) и, на мое удивление, многие соглашаются и учат. Конечно, не со всеми учениками получилось усвоить этот материал, но две третьих стали понимать, что я от них требую. Т.е. восстанавливая домашнее задание, мы незаметно, изучили новую тему «Алгебраические дроби», повторили старый материал «Обыкновенные дроби» и «Формулы сокращенного умножения".
Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.