Открытый урок по географии. Тема.Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме Южная Америка

ГБС(К)ОУ «Новоропская школа – интернат 8 вида».
Учитель географии: Киреенко Л.И.

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме « Южная Америка»


Цели: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний; развивать умение объяснить особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую
культуру учащихся.
Оборудование: настенные карты – « Физическая карта Южной Америки», «Климатическая карта мира», раздаточный материал – сигнальные карточки, тексты тестовой работы, схемы путешествия «Высотная поясность» (по количеству учащихся).

Ход урока
I.Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка; изучали жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.
А начать я хочу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа .
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги»,- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы».Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Ребята, почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы? (Идет обсуждение вопроса)
Учитель. Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит один из «пятитысячников» горной системы – Анды. Высотные пояса горы- это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя будете сами. С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на тысячу метров. Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.

I I. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.

Задание1.
Учитель. Путь всегда начинается с карты. С карты начинаем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.
Работа выполняется на контурных картах по вариантам. Ответы записываются на контурной карте цифрой, соответствующей названию объекта. Время на выполнение задания- 5 мин.

Запись доске
1-й вариант 2-й вариант
1. Панамский перешеек 1.Остров Огненная Земля.
2. Мыс Гальинас. 2.Мыс Кабу-Бранку.
3. Бразильское плоскогорье. 3. Гвианское плоскогорье.
4. Лаплатская низменность. 4. Амазонская низменность.
5. Озеро Титикака. 5.Вершина Аконкагуа.
6. Река Амазонка. 6. Река Парана.
7. Река Ориноко. 7. Оринокская низменность.
8. Горы Анды. 8. Карибское море.
9. Водопад Игуасу. 9. Водопад Анхель.
10. Магелланов пролив. 10. Пустыня Атакама.

После выполнения задания и сбора контурных карт ученики осуществляют самопроверку по картам атласа. Затем учитель предлагает учащимся, успешно справившимся с заданием, подняться на схемах на 1тыс.м. (Ученики делают отметку на схемах)

Задание 2.
Учитель. Карта – это вид сверху. Материк с высоты мы обозрели, а теперь давайте посмотрим на профиль рельефа Южной Америки по линии Южного тропика(на доске рисунок профиля)Какие географические области пересекает линия профиля?
Учащиеся перечисляют: пустыня Атакама, горы Анды, Лаплатская низменность, Бразильское плоскогорье.
Учитель: Через какой климатический пояс проходит линия профиля?
Учащиеся называют: тропический
Учитель: В данной таблице приведена часть характеристики климатических поясов Южной Америки. Вам нужно вписать в нее остальные параметры, заменив ими знак вопроса. В качестве примера в таблице приведены параметры тропического климатического пояса.



Климатический
пояс

Названия воздушных
масс ( ВМ)

Температурный
режим

Количество
осадков



Лето

Зима

Лето

Зима

Лето

Зима


Экваториаль-
ный

Т
?

Жаркое

?

Много


?

ЭВМ
ОРОЛНЛ
ТВ ТВМ

?


?

?

?

Тропический

ТВМ

Жаркое

Теплая

Мало


?
?

?

?

Холодная


Среднее


?

УВМ

?

?

?



Учитель: Проверяем выполнение заданий. Кто справился с заданием,
поднимается на схемах ещё на следующий пояс.


Задание 3.Следующее задание мы назавем «Блиц- турнир». Каждый отвечает на свой вопрос.
Южная Америка – материк многих рекордов.

Самое высокогорное крупнейшее озеро в мире. ( Титикака )
Самый высокий водопад на планете. ( Анхель )
Самая длинная горная цепь на Земле. (Анды )
Самая высокая точка Западного полушария. (Аконкагуа )
Самая полноводная река мира. ( Амазонка )
Самый влажный материк. ( Южная Америка )
Самая большая низменность мира. ( Амазонская )
Самый большой массив вечнозелёных лесов где ? ( в Южной Америке )
Самая крупная кувшинка мира. (Виктория – регия )
Самая большая змея. ( Анаконда )
Самый крупный и могучий представитель семейства кошачьих в новом свете. ( Ягуар )
Самые крупные хищные птицы Земли. ( Кондор )
Хищная рыба Амазонки. ( Пираньи )
Южная Америка является центром происхождения каких культурных растений ? ( Какао, картофель, помидор, фасоль )
Что такое сельва ?(экваториальные леса в Южной Америке)
Что такое пампа ?(степи Южной Америки)
Что такое патагония ?(полупустыни Южной Америки)
Самое легкое дерево. ( Бальза )
Одна из самых сухих пустынь Земли с богатейшими месторождениями селитры.(Атакама)
Самое высокое дерево сельвы. ( Сейба )
Какой канал разделяет Северную и Южную Америку ? ( Панамская )
Крупное плоскогорье Южной Аме ( Кебраг рики . ( Бразильское )
Дерево «сломай топор» ( Кебрачо )
Какого направление Вашего путешествия, если Вы спускаетесь по Амазонке к Атлантическому океану. ( На восток )
Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее. (Огненная Земля )
Кто такие самбо ? (потомки от браков индейцев и негров)
Кто такие метисы? (потомки от браков европейцев с индейцами)
Кто такие мулаты ?( потомки от браков европейцев и негров)
Кто такие креолы?(потомки европейских переселенцев)
Какой канал разделяет Северную и Южную Америку ? (Панамский)
Молодые горы Южной Америки протянувшиеся по всему западному побережью Южной Америки. ( Анды )
В каком направлении идет судно из Атлантического в Тихий через Панамский канал? (на запад)



Учитель: Кто ответил на вопрос, т. е. справился с заданием, поднимаемся на схемах ещё на 1000м.



Задание 4.
Учитель. Изучая природу Южной Америки, мы с вами проводили сравнение с природой Африки, находили черты сходства и различия в географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили особенности природы этих материков, я предлагаю выполнить тестовую работу. Выполним её по двум вариантам. Время на выполнение – 5 мин.

Тестовая работа
Укажите номера утверждений, относящихся к материку.
1-й вариант – Африка.
2-й вариант – Южная Америка.
1. Материк пересекает экватор.
2. Основной массив материка расположен южнее экватора.
3. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии.
4. Материк расположен в Западном полушарии.
5. В рельефе преобладают равнины.
6. В рельефе преобладают высокие равнины.
7. Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
8. Материк на севере граничит с большим массивом суши.
9. Омывается Атлантическим океаном.
10. Омывается Индийским океаном.
11. Все климатические пояса на материке повторяются дважды по обе стороны экватора.
12. Материк пересекает умеренный климатический пояс.
13. На материке протекает много полноводных рек.
14. Материк – самый жаркий из всех материков Земли.
15. Материк заслужил название самого влажного материка Земли.
16. Пустыни на материке занимают большую площадь.
После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку. Ключ и нормы оценок записаны на доске.
Учащимся, справившимися с заданием, предлагается подняться ещё на один высотный пояс.


Задание 5.
Учитель. Представление о материке не было бы полным, если бы мы не знакомились с его населением. Для изучения стран и народов Южной Америки мы использовали учебник, карты атласа, дополнительную литературу, видеофильмы.
Приём составления комплексной характеристики страны, используя различные источники информации, вы освоили. А можете ли вы определить по двум-трём фразам, о какой стране идёт речь?
Ответы на мои вопросы будете давать сигнальными карточками.
Учитель располагает на доске листы с изображением контуров стран: Аргентина, Перу, Бразилия, Чили. К ним прикреплены цветовые сигналы. У каждого учащегося на столе комплект цветовых сигналов (карточки четырёх цветов).

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Вопросы
1. Страна входит в число самых крупных государств мира по площади и по населению. (Бразилия.)
2. Название страны на латыни звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина.)
3. Протяжённость страны с севере на юг значительно превосходит её размеры с запада на восток. (Аргентина, Чили.)
4. Территория этого государства расположена и в Северном, и в Южном полушариях Земли одновременно. (Бразилия.)
5. Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды. (Аргентина, Чили.)
6. Эту страну называют археологическим музеем Южной Америки, так как она является страной древнейших индейских цивилизаций. (Перу.)
7. Страну называют «мокрым углом» Южной Америки. (Чили.)
8. Сельских жителей этой страны называют гаучо. Основное их занятие – скотоводство. (Аргентина.)
9. Страна богата рудами цветных металлов. (Перу, Чили.)
10. На территории страны расположена одна из самых засушливых пустынь мира. ( Чили )(

Учащимся, правильно ответившим на большую часть вопросов, предлагается подняться ещё на один высотный пояс на своих схемах.


III. Подведение итогов занятия.
Учитель. Восхождение на эту вершину географии закончено. Посмотрите на свои схемы подъема к вершине: на какой высоте вы оказались?
Идет обсуждение результатов.
Учитель подводит итоги урока. Поощряет наиболее активных. Обращает внимание учеников, которые не все задания выполнили, на то какие темы им необходимо повторить. Общая оценка за письменные работы выставляется в журнал после проверки



образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о природе и населении Южной Америки, подвести итоги темы; выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;
- коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; развивать устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, повысить интерес к изучению географии.

Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5