Рабочая программа по истории России и Новейшей истории


Рабочая программа
по предмету «История», 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе УМК Левандовского А. А, Щетинова Ю. А., Мироненко С. В. -М: «Просвещение» 2012 и на основе УМК Загладина Н. В.- М: « Просвещение» 2009
Для разработки рабочей программы были использованы следующие материалы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 19» (далее - МБОУ «СОШ №19»);
Учебный план МБОУ «СОШ №19» на 2015 – 2016 учебный год;
«Положение о рабочей программе учителя» (утверждено приказом директора МБОУ «СОШ № 19» от 13.01.2015 г № 2/2);
Программа общеобразовательных учреждений. История России 10-11 классы - М: Просвещение, 2009
Программа курса к учебнику Загладина Н. В. «Всеобщая история. Конец XIX –начало XXI века 11 класс» для 11 класса общеобразовательных учреждений - М: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009
Рабочая программа представлена курсами истории России и Всеобщей истории.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Тематическое планирование Рабочей программы предусматривает изучение курсов Всеобщей истории и истории России в 11 классе. Россия в XX веке – 44 часа. Новейшая история XX век – 24 часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В программе произошли следующие изменения: в связи с досрочным окончанием выпускниками обучения (21.05.2016), а также с совпадением с каникулярным временем, программа сжата до 65 часов
Основное содержание обучения.
Раздел Содержание Кол-во часов
Всеобщая история 24 часа
1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития Тема. Ускорение развития науки и естествознания.Причины ускорения научно-технического развития. Революция в естествознании и создание ядерного оружия. Циклы и закономерности социально-экономических перемен и этапы исторического развития. Три технологических переворота и их особенности.Персоналии: В.К. Рентген, Д. Томас, М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн, П. Дирак, В. Гейзенберг, Ф. Жолио-Кюри, Э. Ферми, О. Ган, Ф. Штрасман, Н.Д. Кондратьев.Опорные понятия и термины: лаборатории, военное соперничество, качественное расширение горизонтов научных знаний, Манхэттенский проект, «длинные волны» экономического развития, структурный кризис, технологический переворот, формирование новых социальных отношений, революция на международном рынке, паровые машины, производство электроэнергии,, «общество потребления», высокие информационные технологии, автоматика и робототехника, интеграционные процессы, глобализация, нанотехнологии.Тема. Второй технологический переворот и становление индустриального производства.Овладение производства электроэнергии, новые конструкционные материалы, развитие транспорта, радиоэлектроники, успехи медицины. Развитие и совершенствование производства, переход к массовому выпуску продукции. Появление монополий и их типы. Слияние банковского капитала с промышленным.Персоналии: С. Томас, Э. Ленуар, К. Бенц, Г. Даймлер, Д. Данлоп, братья Райт, И.И. Сикорский, Г. Юнкерс, В. фон Браун, А.С. Попов, Г. Маркони, А. Флеминг, Ф. Тейлор.Опорные понятия и термины: конструкционные материалы, двигатель внутреннего сгорания, авиация, реактивная авиация, ракетная техника, радиоэлектроника, телевидение, конвейерное производство, научно-технический прогресс, конкурентоспособность, монополия, картель, синдикат, трест, акционерное общество, акции, дивиденды, контрольный пакет акций, биржа, концерн.2 Мир на рубеже XIX-XX веков. Первая мировая война Материал раздела знакомит учащихся с обликом мира в конце XIX – начале XX века, двумя основными моделями модернизационного развития индустриальных стран, причинами обострения противоречий между ним, приведшим к Первой мировой войне 1914-1918 годов.Тема. Модернизация в странах Европы, США и Японии.Страны первого эшелона модернизации (Великобритания и её «белые» доминионы, США, Франция, Нидерланды, Бельгия, Швеция) и особенности их развития. Предпосылки ускоренной модернизации Германии, России, Италии, Австро-Венгрии и Японии. Роль государства и зарубежных инвесторов в её осуществлении. Итоги модернизации: изменение удельного веса индустриальных стран в мировой экономике. Опорные понятия и термины: машиностроение, модернизация, ограниченное развитие, социально-экономические предпосылки, протекционистская политика.Тема. Обострение противоречий мирового развития в начале XX века.Мировые экономические кризисы и обострение державного соперничества. Борьба за рынки, ресурсы и сферы влияния. Геополитические теории и их роль в обосновании великодержавных претензий. Гаагские международные конференции. Германо-французские противоречия, обострение Балканского вопроса. Создание военно-политических союзов.Персоналии: Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х.Д. Маккиндер, А. Мэхэн.Опорные понятия и термины: мировые экономические кризисы, единство мирового рынка, демпинговые цены, пошлины, колониальная экспансия, сферы влияния, конкуренция, геополитика, «хартлэнд», германо-французское соперничество, реванш, военно-политические блоки, Антанта, Центральные державы.Тема. Завершение колониального раздела мира. Колониальные империи.Исследование и завершение колонизации Африканского континента. Покорение Судана Великобританией, англо-бурская война. Колониальные завоевания Франции, Германии и Италии. Особенности колониальных империй европейских стран. Колониальная экспансия Японии и США. Японо-китайская война 1894-1895 годов, испано-американская война 1989 года.Персоналии: Д. Ливингстон, Г.М. Стенли, М. Ахмед, У. Мак-Кинли. Опорные понятия и термины: мхами, колониальная империя, доминион, протекторат.Тема. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.Влияние колониализма на развитие стран Азии и Африки. Антиколониальные движения в государствах Востока. Индийский национальный конгресс и его тактика. Революция 1911-1913 годов в Китае. Младотурецкая революция в Османской империи. Формирование предпосылок модернизации в колониальных и зависимых странах Азии. Особенности развития стран Латинской Америки. Революция 1910-1917 годов в Мексике.Персоналии: Сунь Ятсен, М. Ганди, Юань Шикай.Опорные понятия и термины: неравноправность договора, государственное банкротство, доктрина «открытых дверей», общинное земледелие, моджахеды, интервенция, компания гражданского неповиновения, Гоминьдан, Младотурецкая революция, доктрина Монро, латифундия.Тема. Державное соперничество и Первая мировая война.Причины и характер войны в Европе. Кампания 1914 года и просчеты ее планирования. Превращение войны в мировую. Боевые действия в 1915-1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в России и вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников.Персоналии: Ф. Ф. Габсбург, Г. Принцип, Николай II, Вильгельм II, Р. Пуанкаре, С. Д. Сазонов, А. фон Шлиффен, А. А. Брусилов, В. Вильсон. Опорные понятия и термины: ультиматум, национально-патриотические настроения, битва на реке Марне, отравляющие газы, Галлипольская операция, Ютландское сражение, битва на Сомме, форт Верден, Брусиловский прорыв, пацифизм.3 Теория и практика общественного развития. Материалы раздела знакомят учащихся с социальными процессами первой половины ХХ века, их отражением в политической жизни, причинами противостояния коммунистов и социал-демократов.Тема. Социальные отношения и рабочее движение.Изменения в социальной структуре общества с наступлением индустриальной эпохи, рост городов. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Структура рабочего класса и развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократического движения. Появление ревизионистского и революционного течений в социал-демократии.Персоналии: К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, К. Каутский, О. Бауэр, Л. Мартов, В. И. Ленин, К. Цеткин, Р. Люксембург, К. Либкнехт.Опорные понятия и термины: социально ориентированная рыночная экономика, авторитарные и тоталитарные режимы, противоречия индустриального общества, социальное партнерство, социальный конфликт, социальная конфронтация, система пожизненного найма, Британский конгресс тред-юнионов, Международный секретариат профсоюзов, Международная федерация профсоюзов, рабочая аристократия, I Интернационал, II Интернационал, Комитет рабочего представительства, Лейбористская партия, ревизионизм.Тема. Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. Реформы и революции в общественном развитии.Обострение противоречий между ревизионистскими и революционными фракциями социал-демократии. Их отношение к Первой мировой войне и революции 1917 года в России. Создание Коминтерна и раскол профсоюзного движения. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами в 1920-е – начале 1930-х годов. Опорные понятия и термины: казус Мильерана, монополистический капитализм, империализм, III Коммунистический интернационал (Коминтерн), Социалистический рабочий интернационал, Амстердамский интернационал профсоюзов, Международная организация труда, Красный интернационал профсоюзов (Профинтерн). 4 Политическое развитие индустриальных стран. Раздел знакомит учащихся с особенностями политической жизни развитых стран в межвоенный период. Они были связаны с совершенствованием механизмов либеральной демократии в США, Великобритании и Франции, установлением фашистских, тоталитарных диктатур в Германии и Италии.Тема. Эволюция либеральной демократии.Демократизация общественно-политической жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. Расширение роли государства в социальных отношениях. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Кейнсианство – теория социально ориентированного либерализма. Развитие консервативной идеологии в XX веке.Персоналии: Д.Ллойд-Джордж, Д. Джолитти, Ф.Д. Рузвельт, Д.М. Кейнс. Опорные понятия и термины: гражданское общество, институты гражданского общества, благотворительность, социальная ответственность, социальная политика, антитрестовские законы, Великий кризис 1929-1932 годов, социально ориентированная рыночная экономика.Тема. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века.Идеология фашистских партий: общее и особенное в Германии и Италии. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти А. Гитлера в Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Тоталитарная диктатура и её признаки. Полемика вокруг концепции тоталитаризма в современной науке. Персоналии: Б. Муссолини, М. Хорти, Й. Антонеску, А. Гитлер, Г. Гиммлер, Р. Розенберг, П. Дракер, К. Фридрих, З. Бжезинский.Опорные понятия и термины: национализм, расизм, бремя «белого человека», арийская раса, популизм, штурмовые отряды, чернорубашечники, корпорации, Большой фашистский совет, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), чрезвычайные полномочия, концлагеря, гестапо, «ариизация» экономики, гетто, холокост, экономика мобилизационного типа.5 Мировое развитие и международные отношения в 1920-1940-е годы. Материалы раздела знакомят учащихся с развитием системы международных отношений в 1920-е и 1930-е годы, вызреванием предпосылок Второй мировой войны и основными её событиями.Тема. Проблемы войны и мира в 1920-е гг. Милитаризм и пацифизм.Зарождение конфликта между странами Антанты и Советской России. Мирный план В. Вильсона и учреждение Лиги Наций. Создание Версальско-Вашингтонской системы. Пацифистские настроения в странах Европы 1920-х годов. Советский Союз и Коминтерн на международной арене.Персоналии: В. ВильсонОпорные понятия и термины: «14 принципов» В. Вильсон, Лига Наций, международные санкции, изоляционизм, Рейнский гарантийный пакт. Пакт Бриана-Келлога.Тема. Антигитлеровская коалиция и её победа во Второй Мировой войне.Перелом в ходе войны. Боевые действия в Средиземноморье, бассейне Тихого океана. Открытие второго фронта. Освобождение Восточной Европы. Движение Сопротивления и его роль в войне. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конфедерации о послевоенном мирном урегулировании. Итоги Второй мировой войны. Роль Советского Союза в войне. Создание ООН. Персоналии: И.Б. Тито, И.В. Сталин, Ф.Д. Рузвельт, У. Черчилль, Г. Трумэн.Опорные понятия и термины: Декларация 26 государств, битва под Москвой, контрнаступление под Сталинградом, сражение у острова Мидуэй, Орловско-Курская дуга, второй фронт, движение Сопротивления, Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности. 6 Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества. Раздел знакомит учащихся с причинами увеличения темпов НТП после Второй мировой войны, основными чертами складывающегося на рубеже XX-XXI веков информационного общества, процессами глобализации.Тема. Технологии новой эпохи.Развитие энергетики. Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Достижения биохимии, генетики, медицины. Развитие электроники и роботехники.Персоналии: А.Вейсман, Т. Морган, Д. Уотсон, Ф. Крик, А. Чакрабарти.Опорные понятия и термины: клонирование человека, трансплантация, компьютеры, глобальные компьютерные сети, Интернет, промышленные работы.Тема. Основные черты информационного общества.Информационная революция и глобальное значение Интернета. Автоматизация и роботизация производства. Возникновение индустрии производства знаний. Концепция «информационных войн».Опорные понятия и термины: информационное общество, информационная революция, индустрия производства знаний; интерактивность, системы автоматического проектирования, технологической подготовки и управления производством; рынок знаний, технологии «двойного назначения».Тема. Глобализация мировой экономики и её последствия.Возникновение современных ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Социально-экономические последствия глобализации. Региональная интеграция в условиях глобализации. Взаимозависимость, сотрудничество, противоречия и конкуренция в глобализированном информационном обществе. Опорные понятия и термины: транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ), международное разделение труда, транснационализация, структурная перестройка экономики, «зоны упадка», интеграция, единые экономические пространства, конкурентное сотрудничество, энерго- и ресурсосберегающие технологии. Защита информации.Раздел 7. Международные отношения после второй мировой войны.Материалы раздела знакомят учащихся с историей «холодной войны», её природой, локальными войнами и конфликтами этого периода.Тема. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира.причины и предпосылки «холодной войны». «План Маршалла» и создание системы военно-политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны», Берлинский кризис 1948 г.Персоналии: И. Сталин, Г. Турмэн, У. Черчилль, Д. Маршалл.Опорные понятия и термины: образ врага, Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организация Североатлантического договора (НАТО), «план Маршалла», Фултонская речь, доктрина Трумэна, германский вопрос, Организация Варшавского договора (ОВД).Тема. Международные конфликты конца 1940-х – 1970-х годов.Распространение «холодной войны» на Азии. Гражданская война 1946-1949 годов в Китае и образование КНР. Война в Корее 1950-1953 годов. Поиски формулы «мирного сосуществования». Карибский кризис 1962 года и его последствия. Война на Юго-Восточной Азии (1964-1973). Военное соперничество СССР и США. Персоналии: Н.С. Хрущев, Д. Эйзенхауэр, Ф. Кастро. Опорные понятия и термины: локальный конфликт, освобожденные районы, маккартизм.Тема. От разрядки к завершению «холодной войны»Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Разрядка в Европе и её значение. Обострение советско-американских отношений в конце 1970-х – начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны»Персоналии: Р. Рейган, М.С. Горбачев.Опорные понятия и термины: паритет, разрядка, договор о нераспространении ядерного оружия, Договоры об ограничении стратегических вооружений, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ). 7 социальные и этнические процессы в информационном обществе Раздел знакомит учащихся с обликом и внутренними проблемами стран, достигших информационной стадии развития.
Тема 20. Социальные перемены в развитых странах
Раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных -. отраслей. Служащие и «революция управляющих». Новые формы предпринимательской деятельности. Возвышение среднего класса и его характеристики. Новые маргинальные слои и маргинализация молодежи.
Опорные понятия и термины: сфера обслуживания, «синие воротнички», «белые воротнички», «революция управляющих», интеллектуальная собственность, средний класс, маргиналы.
Тема 21. Миграции населения и межэтнические отношения в информационном обществе
Причины обострения межэтнических отношений в многонациональных государствах Запада во второй половине XX века и пути их гармонизации. Расовые и конфессиональные конфликты в Западной Европе и Северной Америке. Этнические и религиозные меньшинства в странах Запада и проблемы их ассимиляции. Доктрина мультикультурализма.
8 Международные отношения после второй мировой войны. Материалы раздела знакомят учащихся с историей «холодной войны», её природой, локальными войнами и конфликтами этого периода.Тема. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира.причины и предпосылки «холодной войны». «План Маршалла» и создание системы военно-политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны», Берлинский кризис 1948 г.Персоналии: И. Сталин, Г. Турмэн, У. Черчилль, Д. Маршалл.Опорные понятия и термины: образ врага, Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организация Североатлантического договора (НАТО), «план Маршалла», Фултонская речь, доктрина Трумэна, германский вопрос, Организация Варшавского договора (ОВД).Тема. Международные конфликты конца 1940-х – 1970-х годов.Распространение «холодной войны» на Азии. Гражданская война 1946-1949 годов в Китае и образование КНР. Война в Корее 1950-1953 годов. Поиски формулы «мирного сосуществования». Карибский кризис 1962 года и его последствия. Война на Юго-Восточной Азии (1964-1973). Военное соперничество СССР и США. Персоналии: Н.С. Хрущев, Д. Эйзенхауэр, Ф. Кастро.Опорные понятия и термины: локальный конфликт, освобожденные районы, маккартизм.Тема. От разрядки к завершению «холодной войны»Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Разрядка в Европе и её значение. Обострение советско-американских отношений в конце 1970-х – начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны»Персоналии: Р. Рейган, М.С. Горбачев.Опорные понятия и термины: паритет, разрядка, договор о нераспространении ядерного оружия, Договоры об ограничении стратегических вооружений, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ). 9 Североатлантическая цивилизация во второй половине XX – начале XXI века. Раздел знакомит учащихся с историей ведущих стран Запада в послевоенные годы, формированием особенностей англо-саксонской (США, Англия) и континентально-европейской модели информационного общества.Тема. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия.Становление смешанной экономики в конце 1940-х – 1950-е годы. Придание рыночной экономике социальной ориентации в 1950-1960-е годы. Методы осуществления социальной политики.Персоналии: К.Эттли, Г. Трумэн, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, Л. Эрхард.Опорные понятия и термины: смешанная экономика, «общество благосостояния», конверсия, индикативное планирование, «справедливый курс», социальные программы, «новые рубежи», «великое общество», «шведская модель», прогрессивное налогообложение.Тема. Кризис «общества благосостояния», конец 1960-х – 1970-е годы.Причины кризисов в развитых странах. Левые правительства и коммунисты в Западной Европе. Новые левые и их идеология. Молодежные движения и кризис 1968 года во Франции. Леворадикальные террористические группировки.Персоналии: Р. Гароди, Э. Фишер, Э. Берлингуэр, С. Каррильо, Д. Лукач, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, Ж.П. Сартр, А. Моро.Опорные понятия и термины: бюджетный дефицит, экстенсивное развитие, левый радикализм, неомарксизм, маргиналы, «Красный мак», «Красная армия», «Красные бригады».Тема. Неоконсервативная революция 1980-х годов.Особенности неоконсервативной идеологии. Социально-экономическая политика неоконсервативных правительств. Социальная опора неоконсерватизма. Особенности неоконсервативной модернизации в США и в странах континентальной Европы.Персоналии: И. Кристол, Н. Подгорец, М. Новак, М. Фридмэн, М. Тэтчер, Р.Рейган, Г.Коль, Ф. Миттеран, Б. Кракси, Ф. Гонсалес.Опорные понятия и термины: традиционные моральные ценности, децентрализация социальных программ, приватизация, налоговые льготы, структурная перестройка экономики.Тема. Страны Запада на рубеже XX-XXI веков.Этапы развития и новый облик социал-демократии. Идеология современной европейской социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада.Персоналии: У. Клинтон, Э. Блэр, А. Меркель, Д. Буш-мл.Опорные понятия и термины: Социалистический интернационал (Социнтерн), равные стартовые возможности, «треть пути», социально ориентированный неоконсерватизм, движение гражданских инициатив, новые демократические движения, феминистское движение, экологическое движение, «зеленые», движение антиглобалистов, сетевые структуры.Тема. Интеграция в Западной Европы и Северной Америке.Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеллигенции. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке.Опорные понятия и термины: Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая ассоциация (ВТО), Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы, Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (ЕврАтом), наднациональные органы, Европейский парламент, Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Суд европейских сообществ, Маастрихтские соглашения, Шенгенские соглашения, ассоциированное членство, «евроскептики», Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). 10 Страны Европы и государства СНГ. Раздел знакомит учащихся с послевоенной историей стран Европы, входивших в советскую систему союзов, а также с развитием суверенных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.Тема. Восточная Европа во второй половине XX века.Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Советско-югославский конфликт и его причины. Первый кризис в странах Восточной Европы. Антикоммунистическая революция в Венгрии в 1956 году. События 1968 года в Чехословакии и «доктрина Брежнева». Углубление кризиса в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии.Персоналии: Э. Бенеш, К. Готвальд, Г. Димитров, И. Б. Тито, И. Надь, М. Джилас, Л. Колаковский, Э. Блох, А. Дубчек, Л. Валенса, В. Ярузельский, А. Квасьневский, С. Милошевич, В. Коштуница.Опорные понятия и термины: коалиционные правительства, Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро), «Пражская весна», «доктрина Брежнева», «социализм с человеческим лицом», профсоюз «Солидарность».Тема. Государства СНГ в мировом сообществе.Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Самопровозглашенные государства в СНГ. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций.Персоналии: З. К. Гамсахурдиа, Э. Ш. Рахмонов, С. С, Шушкевич, А. Г. Лукашенко, Л. М. Кравчук, Л. Д. Кучма, В. А. Ющенко, Ю. В. Тимошенко, М. И. Снегур, В. Н. Воронин, Н. А. Назарбаев, С. А. Ниязов, А. А. Акаев, И. А. Каримов, А. Н. Муталипов, А. А. Эльчибей, Г. А. Алиев, И. Г. Алиев, Э. А. Шеварднадзе, М. Н. Саакашвили. Опорные понятия и термины: постсоветское пространство, Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), цветные революции. 11 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации. Материалы раздела знакомят учащихся с особенностью развития государств «Юга» в послевоенные десятилетия, их достижениями и проблемами.
Тема 32. Освобождение от колониализма и выбор пути развитияПричины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от колониализма. Проблемы выбора пути развития государств «Юга». Социалистическая ориентация и ее особенности. Конфликты и очаги нестабильности в освободившихся государствах. Итоги первых преобразований, появление новых индустриальных стран (НИС).
Тема 33. Китай и китайская модель развития
КНР после завершения гражданской войны. Перемены в советско-китайских отношениях. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950-1970-е годы. «Большой скачок» и «культурная революция». Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая.
Тема 34. Япония и новые индустриальные страны
Япония после Второй мировой войны: по пути реформ. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже XX—XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы.
Тема 35. Развивающиеся страны Азии и Африки
Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Истоки единства и разобщенности исламского мира. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития.
Тема 36. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI века
Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое "чудо» в Бразилии. Истоки слабости диктаторских режимов. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Волна демократизации и рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца XX века. Интеграционные процессы в Латинской Америке. 12 Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий Материалы раздела знакомят учащихся с угрозами и «вызовами», с которыми столкнулось человечество на рубеже ХХ-ХХ1 веков, становлением новой системы международных отношений.
Тема 37. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления
Угроза распространения ядерного оружия. Международный терроризм, его особенности и истоки. Экологические проблемы. Сложный путь к обеспечению устойчиво безопасного развития человечества. Поиск модели решения проблем беднейших стран.
Тема 38. Формирование новой системы международных отношений
Международные организации и их роль в современном мире. Проблемы становления нового миропорядка. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Необходимость демократизации миропорядка на основе строгого соблюдения международно-правовых норм. Роль Российской Федерации в современном мире.
13 духовная жизнь и развитие мировой культуры в XX веке Раздел знакомит учащихся с основными направлениями развития общественно-политической мысли, литературы, живописи, искусства театра и кино, архитектуры. Рекомендуется для внеклассного изучения с последующей проверкой знаний.
Тема 39. Культурная жизнь в первой половине XX века
Опыт осмысления исторических процессов. Новое в науке о человеке и развитие философии. Изобразительное искусство и архитектура. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.
Тема 40. Духовная жизнь после Второй мировой войны
Новые теории общественного развития. Церковь и общество в XX - начале XXI века. СМИ и массовая культура. Новые направления в искусстве второй половины XX века. Контркультура и культура молодежного бунта. Подъем национальных культур.
История России. XX-начало XXI века
1 Российская империя (8 часов) Тема 1. Россия в начале XX в. Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай И. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения, «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л, Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б, Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Тема 2. Россия в годы первой революции
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. Г. Талон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, II. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная думаАнтанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.
Тема 3. Монархия накануне крушения.
Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи»,
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая вой а, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.2 великая российская революция. Советская эпоха Тема 4. Россия в революционном вихре 1917 г.
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис. правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов, Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране,
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Тема 5. Становление новой России
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды. Начало «культурной революции», ее сущность. Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д, Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И, Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.Тема 6. Россия, СССР: годы нэпа
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к мшу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-с гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. 11олитика Коминтерна.
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн,Тема 7. СССР: годы форсированной модернизации.
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х т — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.Тема 8. Великая Отечественная война
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и её союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за липнем фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы воины Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на поемный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы. Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.Тема 9. Последние годы сталинского правления.
Постановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. 11ромышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического' лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Тема 10. СССР в 1955—1964 гг.: попытки реформирования советской системы
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30— 50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике з начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.Тема 11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965— 1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. ОСоциальная политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арен;' новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).Концепция нового политического мышления: теория и практика. Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».Общий кризис «директивной экономики» и его причины. 3 Российская Федерация Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре — октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России. Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток:. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся
Критерии оценивания тестовых работ.
Оценка «2» - за выполнение менее 50% заданий;
Оценка «3» - за правильно выполнение 51-61 % заданий
Оценка «4» - за правильное выполнение 62-90 % заданий;
Оценка «5» - за правильное выполнение 91-100 % заданий.
Критерии оценки сообщений учащихся.
1.Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения
темы (проблемы).
2.Логичность: последовательность изложения,его конкретность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
3.Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения(концепции), выражено ли свое отношение.
4.Риторика (богатство) речи: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п., правильность и чистота речи, правильное использование обществоведческих терминов.
Требования к качеству речи.
1.Содержательность, то есть правильное, полное, глубокое, конкретное освещение темы.
2.Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
3.Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов,
эпитетов и т.п.
4.Правильность и чистота речи.
5.Овладение стилем изложения.
6.Использование обществоведческих терминов.
Критерии по оценке знаний и умений по истории (устный ответ).
Отметка «5»:
-изложение полученных знаний в системе и в соответствии с
требованиями учебной программы;
-допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно
исправляемые учащимися;
-применяют знания для обоснования причин и следствий исторических
событий;
-выполняют на доске схемы, рисунки, используют таблицы, решают
задачи;
-учитывается оригинальность ответа, умение применять нестандартные методы выполнения практических заданий;
Отметка «4»:
-знания излагаются в соответствии с требованиями учебной программы;
-допускаются единичные несущественные ошибки, исправляемые
учащимися;
-неполные определения, понятия, небольшие неточности в выводах и
обобщении, незначительные нарушения в изложении материала;
-самостоятельное выполнение заданий с незначительными элементами
творческого характера;
Отметка «3»:
-изложение материала неполное, но учащиеся подтверждают
понимание материала;
-допускаются существенные ошибки и попытки самостоятельного их
исправления;
-затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выделении причинно-следственных связей и формулировке выводов;
-учащиеся на минимальном уровне знают термины, дают определения,
приводят примеры, знают основные исторические проблемы;
Отметка «2»:
-изложение материала неполное, бессистемное;
-существенные и неисправляемые учащимися ошибки;
-неумение применять знания в практической деятельности;
-бессистемное выделение случайных признаков изученного материала;
-учащиеся не овладели основными знаниями и умениями в соответствии
с требованиями учебной программы;
Критерии экспертизы групповой работы:
1. Активность всех членов группы.
2. Верность высказываемых суждений каждым членом группы.
3. Уровень диалоговой культуры.
4. Логика ответов.
5. Полнота ответов.
6. Глубина ответов.
7. Умение слушать товарища.
Критерии оценки реферата.
«5»- ставится, если ученик глубоко и полно рассмотрел поднятую проблему, показал умение выделять главное, анализировать, сумел правильно отобрать фактический материал для аргументации, показал умение сравнивать реферируемые источники, разные точки зрения, тема научно обоснована. Реферат написан правильным литературным языком, грамотно оформлен.
«4»- ставится, если поднятая проблема раскрыта полно, показано умение выделять главное, анализировать, но недостаточен фактический материал для аргументации. Тема научно обоснована, но сравнительного материала недостаточно. Реферат написан правильным литературным языком, есть значительные нарушения последовательности. Оформлен грамотно.
«3» - ставится, если проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
Перечень учебно-методического обеспечения
Книгопечатная продукция
1. Загладин Н. В. Всеобщая история-М: Русское слово, 2009
2. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России XX-начало XXI века 11 класс- М: Просвещение, 2012
Печатные пособия (карты)
Европа в 1918-1923 ггНачальный период второй мировой войны в Европе (1939-1941)
Разгром фашистских держав в Европе 1943-1945 ггВоенные действия на Тихом океане и в Азии 1941-1942
Военные действия на Тихом океане и в Азии 1943-1945
Изменение границ в Европе после Второй мировой войны
Деколонизация Африки
Россия в годы первой мировой войны
Экономическое развитие России в начале XX века
Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти
Гражданская война и интервенция в России 1918-1921 ггНародное хозяйство СССР в 1926-1940 ггОбразование СССР
Великая Отечественная война Советского Союза (22.06.1941-18.11.1942)
Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза
Военные действия с 19.11.1942 по 9.05.1945
Народное хозяйство СССР в 1946-1965 ггНародное хозяйство СССР в 1966-1990 ггРелигии
Информационно-коммуникативные средства
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html2. http://socio.rin.ru/3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства обучения
Проектор
Переносной экран
Ноутбук
Список литературы для учителя:
Загладин Н. В., Загладина Х. Т. Программа курса и тематическое планирование (к учебнику Н. В. Загладина « Всеобщая история» конец XIX-начало XXIвека»Филиппов А.В. Новейшая история России,1945-2006 гг. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007
Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000
Список литературы для учащихся:
Россия XX век. Документы и материалы – М., 2004
Хрестоматия по Отечественной истории. 1914-1945 гг-М, 1996
Хрестоматия по Отечественной истории. 1914-1945 гг-М, 1996
Календарно-тематическое планирование уроков
по истории
Классы: 11 а
Учитель: Назаркина Елена Александровна
Количество часов:
всего 67часов; в неделю2 часа
Плановых контрольных уроков: 3 часов
№ Тема урока Всего часов Дата Корректировка
Всеобщая история 24 часа
1 Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития 3.09 2 Модернизация в странах Европы, США, Японии. Обострение противоречий мирового развития 7.09 3 Завершение колониального раздела мира. Колониальные империи 10.09 4 Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки 14.09 5 Державное соперничество и первая мировая война 17.09 6 Эволюция либеральной демократии 21.09 7 Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века 24.09 8 Ослабление колониальных империй в межвоенные годы 28.09 9 На путях ко второй мировой войне 1.10 10 От европейской к мировой войне 5.10 11 Антигитлеровская коалиция и её победа во второй мировой войне 8.10 12 Антигитлеровская коалиция и её победа во второй мировой войне 12.10 13 Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. Международные конфликты 15.10 14 От разрядки к завершению «холодной войны» 19.10 15 Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия 22.10 16 Кризис «общества благосостояния» 26.10 17 Страны Запада на рубеже 20-21 веков 29.10 18 Страны Восточной Европы и государства СНГ 9.11 19 Демократические революции в Восточной Европе 12.11 20 Страны Азии, Африки и Латинской Америки 16.11 21 Страны Азии, Африки и Латинской Америки 19.11 22 Духовная жизнь после Второй мировой войны 23.11 23 Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий 26.11 24 Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий 30.11 История России
25 Социально-экономическое развитие страны в конце 19-начале 20 века 3.12 26 Внутренняя и внешняя политика самодержавия 7.12 27 В годы первой революции 10.12 28 Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы 14.12 29 Россия в первой мировой войне 17.12 30 Русская культура конца 19-начала 20 века 21.12 31 На пути демократии. От демократии к диктатуре 24.12 32 Большевики берут власть 28.12 33 Первые месяцы большевистского правления 11.01 34 Огневые вёрсты Гражданской войны 14.01 35 Социально-экономическое развитие страны 18.01 36 Образование СССР 21.01 37 Внешняя политика и Коминтерн 25.01 38 Кардинальные изменения в экономике 28.01 39 Общественно-политическая жизнь. Культура. 1.02 40 «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система 4.02 41 «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система 8.02 42 На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг11.02 43 Боевые действия на фронтах 15.02 44 Борьба за линией фронта 18.02 45 Советский тыл в годы войны 22.02 46 СССР и союзники. Итоги войны 25.02 47 Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях 29.02 48 Восстановление и развитие народного хозяйства. Власть и общество 3.03 49 Изменения в политике и культуре. Преобразования в экономике 7.03 50 Изменения в политике и культуре. Преобразования в экономике 10.03 51 СССР и внешний мир 14.03 52 Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг17.03 53 Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг21.03 54 Общественно-политическая жизнь. Культура 24.03 55 Перестройка и её итоги. Распад СССР 4.04 56 Перестройка и её итоги. Распад СССР 7.04 57 Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» 11.04 58 Начало кардинальных перемен в стране 14.04 60 Российское общество в первые годы реформ 18.04 61 Российское общество в первые годы реформ 21.04 62 Ситуация в стране в конце 20 века 25.04 63 Россия сегодня 28.04 64 Внешняя политика России 5.05 65 Итоговое повторение. Российская империя – СССР- Россия в конце 20-начале 21 веков 12.05 66 Итоговое повторение. Российская империя – СССР- Россия в конце 20-начале 21 веков 16.05 67 Итоговое повторение. Российская империя – СССР- Россия в конце 20-начале 21 веков 19.05