Урок русского языка в 5 классе Корни ЗАР-ЗОР


Урок русского языка в 5 классе
Тема «Корни ЗАР-ЗОР»
Целевые  установки  на  достижение  результата:
Личностные: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в группах, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
Предметные: познакомить с правописанием гласной в корне –зар-,-зор-.
Тип  урока: Знакомство с новой темой.
Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, групповая, коллективная,  фронтальная
Необходимое  техническое оборудование:
Структура  и  ход  урока
1.Начало  урока:  введение,  « разогрев»  учебной  группы,  включающий  эмоциональную  и  интеллектуальную  « разминку».
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-Здравствуйте, ребята, начинаем урок.
 2.Контрольно-  подготовительный  этап  урока:  опрос  по  предыдущим  темам.
-Что мы изучали на прошлых уроках?
Выполните морфемный разбор слов:
Придорожный, водяной, прибрежный, паровоз, зелёный.
3.Постановка  учебной  цели,  « вызов»,  обеспечивающий  интерес  к  поставленной  цели.
– Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы а–о в корнях.)
лаг – лож     раст – (ращ) – рос     гар – гор
– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)
-Да, правильно работать мы начнём с корнями –гар-,-гор-,-зар-, -зор-.
1.Запишите слова, поставьте ударения.
зори                           заря
зарево                зарница        
зорька                озарить              
загар                        загореть
-Скажите, от чего зависит правописание гласной в корне?
-Правильно! От ударения.
2.Чтение учебника.
– Что нового узнали из правила? (Исключение.) Почему это исключение?
– Запишите его в словарики.
Составление схемы правила, приведение собственных примеров.
Сопоставление нового правила с правилом правописания гар – гор.
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием гар – гор и зар – зор? (Ударение.)
Заучивание рифмовки -подсказки:
        Под удареньем пишем гар,
        Без ударенья – гор.
        К примеру: загорел, загар.
        Наоборот: зар–зор.
4.Динамическая  пауза.
5.«  Сотворчество»:  сведение  воедино  усилий  всех  участников (учащиеся  определяют  цель  учебной  задачи,  самостоятельно  планируют  и  управляют  познавательной  задачей, получают  и  оценивают  результат).
1.Упражнение 93 (у доски).
Базовый  уровень                                               Повышенный  уровень
       
 2. Упражнение 91                                                    Упражнение 92.
3.Работа с аудиодиском. Упражнение 96.
4. – Найдите «третье лишнее»:
Заря, зарница, зарядка.
Заразить, зорька, зоревать.
Озарить, заряд, зарево.
– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? (Не однокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова.)
6.Рефлексивный  этап:  осмысление  результатов  работы.
– Чему учились на уроке?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
7.Подведение  итогов за  урок.
8.Определение  домашнего  задания:
1 уровень  (обязательный): уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить  рифмовку для запоминания корней с чередованием гар–гор и зар–зор.
2 уровень (  понятийный ): упражнение 95.
3 уровень  ( творческий ):изготовить  карточку для друга.