Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему Буквы О и А в корне -ЗАР-/-ЗОР-


Название работы: Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»
Предметная область: Русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»
Цель: познакомить учащихся с правописанием гласной в корне –зар-,-зор-.
Задачи: 
1. Научить отличать корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными
2.   Закрепить новые знания путем анализа таблицы о правописании чередующихся гласных в корне ЗОР-ЗАР и составления обобщающей таблицы «Чередования в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР»
3. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь
Планируемые результаты: знать о корнях с чередованием –зар—зор-, уметь определять условия выбора о-а, понимать важность грамматического анализа слов.
Тип урока – урок усвоения новых знаний
Оборудование урока:  учебник русского языка 6 кл., учебная интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III.  Слово учителя:
Ребята, обратите внимание на доску. Посмотрите, что написано.
-Кас- Кос/ Гар – Гор/ -Зар – ЗорС какими корнями из этого списка мы уже знакомы? (-Кас- Кос/ Гар – Гор)
Каким общим названием можно объединить  эти темы? (Чередование гласных в корне или А и О в корнях).
Обратите внимание, что сегодня у нас появилось два новых корня. Следовательно, как бы мы с вами обозначили нашу сегодняшнюю тему? (Буквы А и О в корне -Зар – Зор).
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, когда в корнях -Кас- Кос пишется буква А, а когда О?
(Если после корня стоит суффикс А, то пишется А;  в остальных случаях пишется буква О)
А когда у нас пишется буква А и буква О в корне Гар – Гор?
(Под ударением пишется буква А, без ударения пишется буква О)
Какие исключения мы с вами знаем? (Выгарки, пригарки, изгарь)
На доске написаны слова, давайте с вами вставим нужные орфограммы.
кАсаюсь, кАсание, кОснитесь, кОснулся, соприкОсновение, загОрел, догОрала, сгОрело, разгОрелся, огАрок, подгОрела, выгАрки, угОрел, изгАрь.
Посмотрим, что гласят правила по теме «Буквы А и О в корне -Зар – Зор»
Давайте с вами вместе откроем учебник на этой теме.
Орфограмма :Под ударением в корнях зар – зор пишется буква О, без ударения буква А.
Обратите внимание, что в предыдущих корнях гар – гор было всё наоборот.
На практике попытаемся подтвердить данные правила.    
После зелёного значка у нас с вами нарисована таблица. Перерисуем её себе в теоретическую тетрадь.
В учебнике приведены не все исключения на это правило, поэтому мы с вами занесём в исключения не только слово ЗАРЕВО, но и ЗОРЯНКА (всполохи молнии).
А теперь давайте все вместе разберем упражнение 192, стр 108. Прочитаем задание. (Один человек читает задание).
Попытаемся определить смысл каждой пословицы. Что означает первая пословица
1.Зарю проспать – рубахи не достать.
Иногда говорят иначе: «Зарю проспать - рубля не достать»
Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?
(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).Кто – нибудь помнит ещё какие – нибудь пословицы с этим же смыслом?
(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)
2.Заря надежду родит. (т.е с наступлением нового дня мы всегда верим в лучшее будущее)
3.Какова вечерняя заря, таков и вечерний день. (Можно сказать по-другому: «Что посеешь, то и пожнёшь»)Давайте выполним задание у доски. (Один человек работает у доски, все остальные работают в тетради).
зАря, зОри, зАрница,зОрянка, зОренька, озАрение, озАрённость, зАрево, озАриться, зОревать, зАрничный, зОрюшка, оЗарив.
(После того, как ребята выполнили задание, они приступают к выполнению следующего задания :Задание на доске.
Найдите «третье лишнее»:
Заря, зарница, зарядка.
Заразить, зорька, зоревать.
Озарить, заряд, зарево.
Новое задание на повторение.
Самостоятельная работа
Определить способ образования следующих слов:
Зоркость, озарение, прикасаться, лесоразработки, кое-чем, взрыв, лесник, никто, по-испански, ширь, беспросветный, ВДНХ, зайка, уехал, землепашец, свежемороженый, подбородок, прогул, неяркий, суперигра, кто-нибудь, чем-то.Теперь запишите и проанализируйте текст стихотворения ( упр. 195):
Вот и лето жарко, сухо;
От жары нет мочи.
Зорька сходится с зарею,
Нет совсем и ночи.
По лугам идут работы
В утренние росы;
Только зорюшка займется,
Звякают уж косы.
                                                  (И.Суриков)
-определите  тип и стиль текста;
-начертите схему второго предложения, объяснить знаки препинания;
- произведите его синтаксический разбор;
-выпишите однокоренные слова,
-какую роль выполняют в тексте однокоренные слова?
(Жарко-жара, зорька-заря, зорюшка)
Индивидуальные ответы учащихся.
Слово учителя:
-Вспомним, какие мы знаем корни с чередованием?
-От чего зависит выбор гласной?
-перечислите слова- исключения из правил
-сформулируйте правило о правописании корней –зар- -зорВ корне с чередованием -зар- — -зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, в безударном положении —а: заря, зарево, зорька.
Индивидуальная работа в тетради (текст представлен на слайде)
1.  Вставьте пропущенные буквы, запишите,  обозначьте орфограммы. Почему слова сгруппированы именно так?
A.   Заг..р, уг..р, выг..рки, разг..р, уг..рный.Б.   Г..реть, г..рение, заг..реть, г..релый, подг..реть.B.   3..рево, з..ря, з..рница, оз..рение, оз..рить. Г.   З..рька, з..ри, з..рюшка, з..ренька.
Подведение итогов.
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание.  Упр. 196 стр 109.
                                           СПАСИБО, урок окончен.