Урок на тему: Составление и нахождение предложений с однородными членами


Тема урока: Составление и нахождение предложений с однородными членами.
Задачи урока:-систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
-развивать память, внимание, мышление и речь;
-развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Ход урока
1.Организационный момент.
Каллиграфическая минутка по образцам в тетради
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Словарная работа.
- Выпишите из словаря 5 слов, объединенных каким-либо общим признаком. Прочитайте слова, обоснуйте свой выбор.
- Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме. А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий, вы сами будете ставить себе оценки.
Опора на доске:
красный кружок – отлично,
зеленый кружок – хорошо,
синий кружок – надо повторить правило
На партах у детей карта самоконтроля, которые они заполняют после выполнения каждого задания.
3. Работа по теме
- Какие члены предложения называются однородными? (Устно в парах рассказывают правило). Один человек вслух.
- Прочитайте предложения с однородными членами. Обоснуйте свой выбор. (Предложения записаны на доске.)
Дедушка с внуками идут на рыбалку.
Дедушка и внуки идут на рыбалку.
Лес радует нас весной, летом, осенью, зимой.
В полях лежит снег, но уже показались первые проталинки.
- Оцените свои знания. Закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Прочитай предложения. Запиши, ориентируясь на таблицу. Вставь пропущенные буквы.
Гнезда.
У гр…чей и в…рон гнезда сложены из суч…ков.
Гн…здо – это птичий дом.
С…ницы, дятлы пряч…т свои гнезда в дупле.
Ремез пл…тет свой дом из мха, п…утины, пуха.
Гнезда лепят, пл…тут, складывают.
№ п/п Однородные члены предложения
Подлежащее Сказуемое Второстепенные члены предложения
1 - - -
2 - 3 -
3 - - 2
4 2 - -
5 - - 3
Вариант ответа:
Гнезда.
Гнездо – это птичий дом. Гнезда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнезда сложены из сучков. Синицы, дятлы прячут свои гнезда в дупле. Ремез плетет свой дом из мха, паутины, пуха.
- Как связаны между собой однородные члены?
- Заполните таблицу “Знаки препинания при однородных членах”. (Дети работают в парах, вставляя пропущенные слова.)
Ставиться Не ставиться
Если однородные члены соединены союзом…
или … .Если между однородными членами … … … … .Если однородные члены соединены повторяющимся союзом … .Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом … .Проверка заполнения таблицы.
- Закрасьте второй кружок в карте самоконтроля.
Самостоятельная работа по карточке.
- Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены.
- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы и, а, но. Расставьте знаки препинания.
В ч…тверг мы и диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.
Взаимопроверка.
- Закрасьте третий кружок в карте самоконтроля.
- С какой целью используются предложения с однородными членами?
- По выбору: составьте предложение с однородными членами. (по вариантам).
1 вариант.
Составьте и запишите:
Предложение с однородными подлежащими.
Предложение из данных слов: туч, показалось, но, солнце, из-за, скоро, скрылось.Предложение с однородными сказуемыми прихожу (со звонком) и не опаздываю, соединенными союзом но, используя слова часто и никогда.
2 вариант.
Составьте и запишите:
Предложение с однородными сказуемыми.
Предложение из данных слов: посеребрила, из-за тучи, луна, и, воду, выплыла.Предложение с подлежащим дождь и однородными обстоятельствами позавчера, вчера, сегодня, соединенными повторяющимся союзом и.
- Прочитайте составленные предложения. Закрасьте четвертый кружок.
Рефлексия.
- На листе самоконтроля запишите предложение с однородными членами, передав ваше отношение и впечатление об уроке.
- Вывесите свои карточки на доску. Давайте посмотрим как усвоил эту тему весь наш класс.
Подведение итогов.
- Какова была цель урока?
- Можно ли сказать, что, выполнив задания на уроке, мы достигли цели?
- Что понравилось на уроке?
Какое задание на уроке вызвало наибольшее затруднение?
- Какое задание было самым легким?
Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку.
Домашнее задание.
Записать 6 предложений с однородными членами из художественных произведений.