Игра по русскому языку Счастливый случай
















































Учитель: Филатова Татьяна Анатольевна



В игре принимают участие 2 команды, в каждой команде по 6 человек. Столы, за которыми сидят команды, расположены полукругом. Зал празднично украшен.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре "Счастливый случай". Я представляю участников игры. Поприветствуем наших участников. Пожелаем, им удачи, счастливого случая. Итак, вперед к успеху!

I гейм
Дальше, дальше,дальше (вопросы для первой команды)

1.Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?
(подлежащее)

2.Вопросы Дательного падежа.
(кому? чему?)

3.Часть речи, которая отвечает на вопросы где? когда? куда?
(наречие)

4.Предложение, в котором содержится вопрос,
(вопросительное)

5.Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов?
(нераспространенное)

6.Раздел науки о языке, где изучаются части речи.
(морфология)

7.Изменяются ли существительные по родам?
(да)

8.Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
(пила)

9.Прыгает ловко, любит морковку.
(заяц)

10.Из куста шипуля, за ногу тяпуля.
(змея)

11.Глазищи, усищи, хвостище, когтищи,а моется всех чище.
(кошка)

12.Зубовато, серовато,по полю рыщет,телят, овец ищет.
(волк)

13.Вот так дом: одно окно,каждый день в окне-кино.
(телевизор)
14.Книга для обучения чему-нибудь.
(учебник)

15.Тот, кто учится в средней школе.
(ученик)

16.Отступ вправо, в начале строки, красная строка.
(абзац)

17.Промежуток времени в сто лет.
(век)

18.Учреждение, собирающее и хранящее книги.
(библиотека)

19.Буквы, расположенные в определенном порядке.
(алфавит)

20.Что находится посередине Волги?
( л )

21.Детеныш лисы?
(лисёнок)

Дальше, дальше,дальше (вопросы для второй команды)

1.Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? (сказуемое)

2.Вопросы родительного падежа.
(кого? чего?)

3.Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей?
(прилагательное)

4.Предложение, которое содержит просьбу, приказ, совет.
(побудительное)

5.Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены?
(распространенными)

6.Раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания?
(синтаксис)

7.Изменяются ли существительные по числам?
(да)

8.Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?
(часы)

9.Без рук, без топоренка построена избёнка.
(гнездо)
10.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
(еж)
11.Не рыбак, а сети расставляет.
(паук)

12.Под берегом сидит Тарас, кричать горазд.
(лягушка)

13.Хвост крючком, нос пятачком.
(свинья)

14.Точно установленный распорядок дня.
(режим)

15.Лицо, которое обучает чему-нибудь.
(учитель)

16.Длинная коробочка для ручек, карандашей.
(пенал)

17.Искусственный водоём, сооруженный для плавания.
(бассейн)

18.Аппарат для разговора по проводам.
(телефон)

19.Сборник слов в алфавитном порядке.
(словарь)

20.Чем кончается день и ночь?
(ь)

21.Детеныш волчицы.
(волчонок)
2 гейм

Продолжай-ка (вопросы для первой команды)

1. Грамматическая основа – это

2.Диалог-это..

3.Самостоятельные части речи – это

4. Голоден как .. (волк)

5 . Труслив как .. (заяц)

6.Ученье - свет, а неученье............... (тьма)




Продолжай-ка (вопросы для второй команды)

1.Второстепенные члены - это........................................

2.Текст - это................................................

3.Служебные части речи - это................

4. Нет друга, так ищи, а..................... (найдешь, так береги)

5.Хитер как.................... (лиса)

6. Болтлив как ................. (сорока)

3 гейм
Темная лошадка

Угадайте слово по его описанию.

1. «Глаз» автомобиля (фара)
2. «Свежезамороженный» дождь (град)
3. «Слово» регулировщика (свист)
4. Родной или крестный (папа)
5. Шляпка на ножке (гриб)
6. Лесной барабанщик (дятел)
7. Собачья радость (кость)
8. Такса, а не собака (плата)
9. Орел, но не птица (город)
10. Не носки и не чулки (гольфы)

В своё время адмирал-академик А.С.Шишков предлагал заменить немецкие по происхождению слова «галоши» и «горизонт» на русские «мокроступы» и «колозём». Эти слова не прижились в родном русском языке.
Попробуйте дать эквиваленты устаревшим и не прижившимся в языке словам.

Ветродуй (вентилятор)
Ошейник (галстук)
Костотряс (велосипед)
Топталище (тротуар)
Мыльня (баня)
Скоропись (стенография)

4 гейм
“Заморочки из бочки”
(Нужно разгадать заморочки, из коробки достаются фишки, которые пронумерованы, под каждым номером зашифровано задание.)

1. Угадайте фразеологизм по картинке.
(показать картинку)

2. В этой коробочке лежит некий предмет. Я постараюсь вам намекнуть на его содержание. Ваша задача – за время моего объяснения угадать этот предмет.

- Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто сильно волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё.
(иголка)

3. Найдите различия
(на картинке найти и назвать различия)

4. Разгадайте кроссворд:
1.Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
(хоккей)
2.Дорога с рядами деревьев по сторонам.
(аллея)
3.Место, где продают билеты.
(касса)
4.Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (пассажир)
5.Дорога, покрытая асфальтом.
(шоссе)

5. Телеграмма.

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии делегации.

ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ.

Телеграмма вызвала недоумение. Почему? Как можно понять её?

6. Третий лишний.

Дышать, смотреть, рисовать.
(рисовать – 1 спр.)

мяч, дочь, грач
(дочь – 3 скл.)
5 гейм

Ты - мне, я - тебе. (Команды задают друг другу вопросы.)

1. Назовите несколько слов, в которых по сто согласных? (стол, стог, стой)

2. Что мы говорим в начале "урока"? (звук у)

3.Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука).

4.В каком слове сорок гласных? ( сорока)


5.Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь? (камыш - мыш - ка)

6.Во мне два « к», не забывайте, таким, как я, всегда бывайте: я точный, чистый и опрятный, иным же словом (аккуратный)

VI. Подведение итогов. Награждение.


15